Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 06:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

сущность эк эфф производства.docx

— 188.75 Кб (Скачать файл)

33.2. Менеджмент  и его уровни

33.3. Организационные  проблемы

33.4. Эффективность  менеджмента

33.5. Методика менеджмента

33.6. Особенности  менеджмента на предприятиях  разного типа

33.7. управление  хозяйственными комплексами 

 

33.1. Общая характеристика  управления 

 

Существуют два основных механизма функционирования предприятия: "технологический — для увеличения объемов и качества производства, и "организационный” – для эффективной  реализации технологического потенциала производства и достижения поставленных целей. Если любой техпроцесс — это  четко определенная во времени и  пространстве последовательность стадий изготовления изделия,

то регулирование этой последовательности и определяется управлением, т. е. организационные  воздействием процесс. С этой целью  создается управляющий орган, который  в соответствии с задачами производства воздействует на объект управления. Таким  образом, в любой системе управления имеются взаимосвязанные "объект управления" и "управляющий орган". Управляющий орган получает информацию в виде вектора значений выходных переменных, сопоставляет их значения с целью (желаемым состоянием), выявляет отклонения и принимает решения  до устранению отклонений.

Управляющий орган ("субъект  управления") находится в цепи обратной, связи и корректирует состояние  объекта управления, направляя его  к поставленной цели. Для выработки  целенаправленных воздействий на объект управления управляющий орган должен знать цель управления, закономерности работы объекта управления, ограничения управляющих команд и учитывать изменения внешней среды.

Цель управления в экономике  задается как значения (или соотношения  значений) выходных координат объекта  управления, при которых обеспечивается достижение желаемых результатов. Таким  образом возникает совокупность сведений о закономерностях работы объекта, необходимых для принятия обоснованных и адекватных решений. Без систематических знаний управлять  производством невозможно, поэтому  управление является профессиональной деятельностью менеджеров.

Поскольку реализовать любые  решения могло только лишь в пределах имеющихся ресурсов предприятия, постольку  управление должно учитывать ограничение  ресурсов. Успех во многом зависит  от состояния внешней среды: если спрос на изделие начинает падать, то предприятие должно либо существенно  улучшить потребительские качества изделия, либо прекратить его выпуск. От организации управления зависят  все конечные результаты работы предприятия, поэтому в последние десятилетия совершенствование управления  стало главным фактором экономического прогресса.

Управление — это процесс  выработки и осуществления управляющих воздействий. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку и передачу информации, а также принятие реакций. Эти операции выполняет управления — группа руководителей и специалистов, на которую возложены управленческие функции. Управление предприятием представляет собой выработку решений в различных сферах деятельности предприятия: управление запасами сырья и материалов для обеспечения непрерывности процесса производства, оперативное управления доходом производства, стратегическое управление для обеспечения успеха в конкурентной борьбе, управление финансами (формирование и использовании денежных ресурсов).

Решение конкретных задач  управления деловой стороной работы предприятия связано с менеджментом.  

 

33.2. Менеджмент  и его уровни 

 

Менеджмент охватывает два  практических аспекта управления: 1) обеспечение принятия решений в  сфере бизнеса, предполагающее комплексный  анализ влияющих на его эффективность  факторов, и 2) организацию эффективной  работы сотрудников, целенаправленное воздействие менеджера на персонал в интересах решения стоящих  перед ним задач и прибыльной работы фирмы. Менеджмент является практическим инструментом, особой системой управления в бизнесе. Он включает методы создания и функционирование организации, учитывает  специфику управления людьми и коллективами.

Менеджмент имеет несколько  уровней в зависимости от характера  и сложности решаемых задач управления. Высший уровень управления (1ор) определяет цели, стратегию и планы работы всего предприятия. Менеджеры высшего  уровня должны обладать концептуальным мышлением, знать специфику работы фирмы, особенности рынка. Средний  уровень менеджеров (middle management) управляет  отдельными функциями предприятия, следовательно, это - руководители функциональных служб предприятия. Они должны иметь широкий кругозор, высокий профессионализм, знать человеческие отношения и уметь организовать коллективы людей на эффективную работу. Нижний уровень (first level) управления — это руководители первичных групп, которые непосредственно организуют работу сотрудников и обеспечивают выполнение оперативных планов, графиков выпуска продукции и оказания услуг.

Выделяют "общий" и "функциональный" менеджмент. Общий менеджмент ориентирован на управление предприятием в целом  для получения максимальной прибыли. Функциональный менеджмент связан с  управлением отдельными подсистемами предприятия: финансами, производством, персоналом, рынком, нововведениями, информацией. Каждая функция управления – это  совокупность действий аппарата управления, относительно однородная по некоторому признаку и направленная на достижение частной цели, подчиненной общей  цели управления. Эти частные цели управления можно представить в 

виде набора "фокусов", на которые в менеджменте нацелены отдельные подразделения аппарата управления.                                              

 Таблица 33.1.

Функциональные  цели аппарата управления  

 

Подразделения оргструктуры

Управленческая цель

Критерии оценки

Общее управление

Прибыль

Выполнение стратегии

Счета предприятия

Издержки, себестоимость

Снижение издержек

Финансы

Отдача вложений

Расширение доли рынка

Маркетинг

Объем продаж

Расширение доли рынка

Персонал 

Организационное построение управление

Производительное использование  ресурсов

Производство 

Эффективность операций

Производительное использование  ресурсов

Исследования и разработки

Обновление продукции

Совершенствование изделий


 

 

Менеджмент, как показывает таблица 33.1, предполагает четкую ориентацию управленческих работников на определенные цели и критерии их достижения. Деятельность каждого менеджера нацелена на одну из составляющих эффективности работы всей фирмы. За достижение этих целей  менеджеры получают соответствующую  зарплату, а за получение качественно  новых результатов, повышающих

эффективность работы всей фирмы — дополнительную премию (тантьему). Для достижения этих целей менеджмент выработал последовательность 4 функций, суть которых можно представить  в виде "решетки менеджмента" (см. табл. 33.2). 

 

 

                                                                       Таблица 33.2

Функции менеджмента  

 

Функции

Фирма в целом

Персонал 

Производство 

1.      Планирование

–        определение целей и политики

–        определение потребности в ресурсах

–        разработка планов, системы и процедуры

Долгосрочные установки  политика фирмы по укреплению позиций  на рынке, развитие, выбор новых изделий

Определение стратегии развития персонала кадровой политики расчеты  планов

Определение целей производства изделий, расчет потребных ресурсов, планов производства

2.      Организация

-        выбор структуры

-        распределение ответственности

-        регламент управления

-        формальная организация

Определение типа оргструктуры степени централизации управления, количества уровней, решетки ответственности

Определение структуры кадровой службы, распределение задач

Выбор производственной структуры  фирмы, технологической структуры

3.      Руководство

–        мотивация

–        лидерство

–        стиль руководства

–        наблюдение

–        работа людей

Определение системы зарплаты, премий управление карьеров, система  оценок и ответственности

Система мотивации стиль  руководства работой

Система зарплаты, координация  этапов техпроцесса, выполнение

4.      Контроль

–        количества

–        качества

–        отклонений

–        решение по устранению отклонений  

Постоянный анализ траектории движения к цели, принятие важнейших  решений

Контроль реализации стратегии  во времени, выполнение планов

Контроль количества выпускаемой  продукции, качества, устранение дефектов


 

 

Процесс  управления начинаете с разработки политики фирмы и определение ее целей. Любая фирма зависит от рынка, состояния и уровня спроса и цен на изделия. Предприятие на основе анализа состояния внешней среды и своей внутренней организации определяет долговременные цели по укреплению своих позиций на рынке, принципиально новым направлениям деятельности и конкретизирует  эти цели в виде систем и процедур. Под "системой" в менеджменте  понимается совокупность действий, средств

поставленных на достижение поставленных целей. “Процедуры" —  это конкретные действия фирмы

(внедрение новых технологий, капвложений, переподготовка персонала)  по выполнению стратегии. Планирование  в качестве обязательного элемента  включает программу действий  на перспективу. 

 

33.3. Организационные  проблемы  

 

Для реализации системы и  процедур нужна определенная организации. Организация — это вид деятельности в процессе управления и, одновременно, — группа лиц, осуществляющих совместную деятельность по общим правилам и  требованиям и взаимодействующих  на основе сознательного распределения  функций. Организация объединяет людей  в «структуры». На этом этапе выбирается тип структуры производства и  управления предприятием.

Для того, чтобы организация  работала и достигала поставленных целей, необходима "фирменная" мотивация  поведения  сотрудников, их направленность на эффективную работу, координация и взаимодействие, правильный стиль руководства, наличие лидеров. Функция руководства направлена на конкретное управление коллективами людей, полное использование ресурсов.

И, наконец, движение фирмы  к поставленной цели должно непрерывно контролироваться, поскольку возможны отклонения качества продукции от требований рынка, срывы выпуска продукции. Например, если объем продукции фирмы  снижается, падают доходы, то фирма  должна принять меры по адаптации  к изменениям на рынке. Поэтому в  систему менеджмента входит маркетинг  — планирование работы всей фирмы  на потребителя, на выявление и удовлетворение реального спроса.

Функциональный менеджмент решает специфические задачи управления и разных подсистемах предприятия, поскольку предприятие потребляет потоки разных ресурсов (материалы, труд, информацию, деньги).  Для эффективной работы предприятия движение этих потоков должно быть согласовано. Особое значение имеют финансовые ресурсы, на их практическое использование ориентирован финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент -  это система управления финансовыми ресурсами фирмы, включающая: 1) определение финансовой структуры фирмы и ее потребностей в финансовых средствах, 2) выявление альтернативных источников средств и их оценку, 3) практическое получение финансовых средств из этих источников, 4) эффективное использование полученных финансовых средств.

Финансовое состояние  фирмы оценивается пятью группами критериев: прибыльностью (оценками массы  прибыли и ее структуры), стабильностью (долей заемного капитала и структурой средств), ликвидностью (способностью фирмы выполнять свои краткосрочные  финансовые обязательства),

эффективностью (соотношением капвложений и объемных показателей  производства), ростом (увеличением  размеров фирмы). Состояние фирмы  в каждый момент времени определяется вектором показателей, и по значениям  отдельных показателей можно  диагностировать ее состояние и

тенденции изменения.

Операционный менеджмент включает управление непосредственно  производственным процессом,

соблюдение графика выпуска  продукции, обеспечение требуемого качества. На этом уровне должен обеспечиваться рост производительности труда, полное использование ресурсов, снижение издержек производства.

Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары путем обмена. Концепция  маркетинга — целевая философия  фирмы — ориентация на потребителя. Маркетинг включает анализ окружающей среды и рынка характеристик  потребителей, планирование товара и  его продвижения на рынок, планирование цены и управление всем процессом  взаимодействия фирмы и рынка. Изменяя

товар и рынок, фирма может  выбирать одну из возможных стратегий  работы на рынке.

Если выпускаемая продукция  имеет  дефекты разных типов, а их влияние на уровень качества изделия определить коэффициентами, то при их линейной связи маркетинговый анализ состоит в определении значимости дефектов и их влияния на конечный показатель. Так как от уровня качества товара будет зависеть объем продаж, то специалисты по маркетингу прогнозируют прирост доходов при повышении уровня качества и затрат на достижение этого уровня. Этим связываются управление производством и рыночные характеристики, определяемые потребителем. 

 

33.4. Эффективность  менеджмента  

 

Менеджмент, нацеленный на максимально  рациональное использование всех ресурсов предприятия, повышает эффективность  производства. Использование оптимальных методов организации работы и приемов руководства группами дает более высокие результаты производства. Управленческие усилия  

(М) можно выразить через  затраты на управление, применение  более сложных технологий, использование 

науки. Прирост управленческих усилий М приводит к росту эффективности  производства Е (дохода, прибыли, отдачи капитала, труда). Допустим, без применения менеджмента уровень достигнутой  эффективности был равен Е. При  применении менеджмента Е сначала  медленно нарастает, но при

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"