Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

1. Сущность  понятия менеджмент

Менеджмент - профессионально  осуществеленное управление предприятием в условиях рыночных отношений в  любой сфере хоз. Деятельности, направленное на получение прибыли путем рационального  использования всех имеющихся у  предприятия ресурсов (мат.,фин,труд).

Менеджмент (схема): функции (виды деят), процесс, орган управления (аппарат), наука и искусство, категория  людей.

Субъект – руководители, начальник, огранизаторы. Объект- подчиненные  раб, эк. Объекты (ср-ва произв-ва). Управ. Воздействие – приказ, команда, сигнал. Обратная связь – инф-я о выполнении работы.

 

2. Американская  и яп. Модели.

В менеджменте сущ.несколько  моделей, две из которых явл.основными: американская и яп. В амер. Главными явл. Индивидуализм (и в принятии решений и в оценке труда персонала, в отношений занятости и тд.), высокая квалификация, способнось к обучению. Решения принимаются сверху вниз, принимается быстро, реализуется медленно. В яп. Главная черта – коллективизм, жизненный опыт, хорошее знание производства, процесс принятия решений-снизу вверх, решение принимается долго, но реализуется быстро.

 

3. Сущность управленческого труда

Упр.труд-это вид общ.труда, основной задачей которой явл. Обеспечение  целенаправленной, скоординированной  деят-ти как отдельных участников совместного труд.процесса, так и тр.коллективов в целом. Деят-ть направлена на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников орг-и. Особенности: носит информ.характер, участвует в создании материал.благ не прямо, а через труд, др.лиц, предмет-управл. Процесс и люди, участвующие в нем.Результут-управлен.решения. Ср-а труда-техника.

 

4. Функции руководителей низового звена (младшие начальники)

В основном они заняты обеспечиванием работы производства без срывов. Выдают задание рабочим, контролируют выполнение заданий, составляют графики выхода на работу, сост. Табель учета раб.времени, сообщают проблемы на верх (бригадиры. Мастера, зав. Отделом, кафедрой и др). Распределение задания, разработка графиков работы, огранизация и координация труда подчиненных, обеспечение условий выполнения ими качественных и иных ресурсов, контроль за рацион.исп-ем оборудования, техника безопасности и т.д. 

 

5. Функции руководителей  среднего звена

В основном заняты подготовкой  инф-и для решений принимаемых высшим звеном, передачей готовых решений младшими начальниками и т.д (управ.по регионам, директора фелиалов). Доля в общ.численности упрвляющих составляет 40-60%. Устанавливают задания исполнителям, осущ-т контроль, проводят мероприятия по совершенствованию орг-и и технологии произв-ва, усл.труда, соблюдению произв, технологич,  труд дисциплины, санитарных норм. Им предоставляют право решать кадровые вопросы, поощрять или наказывать подчиненных.

 

6. Ф. рук. высшего звена

Заняты принятием самых высших решений для организации, разработкой долгосрочных планов, адаптацией орг-ций изменений внешней среды. К ним относятся:члены совета деректоров, президенты, вице-пр и нек.др.категории менеджеров, чья доля в общем числе составляет 3-7%. Их работа требует большого опыта. Определяют:миссию, цели и политику, ценности и осн.стандарты деят-ти, структуру и систему управ-я, представляются на переговорах с гос.органами.

 

7. Экономические методы упр-я

Это система приемов  и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материал.стимулирование, санкции, финанс-е и кредит-е, з.п., себестоимость, прибль, цена. В основе методов лежит оптимизация мотивов. Цель: достиж-е конкурентосп-и выпуск.продукции. Плановое ведение хозяйства: план эк.развития прдеприятия, портфель заказов, критерий эффективности, конечные результаты деят-ти) 2. методы ценообразования 3.финансирования и кредитования. 4.политика фирмы в области издержек. 5. налоговая 6.методы материального стимулирования и т.д.

 

8. Орган-но распорядительные методы

В основе метод лежат  деректива, дисциплина. Цель: 1. Выполнять  законы, директивы, планы. К ним относятся  а) м.огр-и воздействия: должностные инчтрукции, правила трцд.распорядка, штатное расписание, положение о подразделениях, устав предпр-я и т.д. 2. М. распорядит.воздействия:распоряжения, приказы, инструкция, нормирование труда. 3. Метод материал.ответств-ть и взыскания: удержания из з.п., депремирование, полная мат.отв-ть и т.д. 4. Дисциплиниров. Отв-ть и изыскания: замечания, выговор, пониж.в должности. 5. админ. Отв-ть: предупреждения, штрафы, изъятие предметов, адм.арест.

 

9. Социально-психологические методы

1. Мониторинг соы-псих  процессов в коллективе 2.применение  различных психотехнологий 3.методы  морального стимулирования и т.д. Административ.методы носят хар-р прямого воздействия на подчиненных, остальные – косвенное. Все группы методов исп-ся комплексно, образуя систему методов менеджмента. Моральное поощрение, соц. планир-е, убеждение, внушение, личный пример, регулирование отношений.

 

10 Факторы внешней среды

Внешняя средя прямого  – факторы, кот.частенько сильно и прямо влияют на орг-ю, что могут  приостановить или прекратить ее деят-ть. Вн. Среда косвенного воздействия на орг-ю – это те факторы, кот. Не так сильно влияют на деят-ть орг-и, но тем не менее сказываются на ней.

Эк.фактор-состояние эк-ки. Политический-взгляяды,отношение и  лояльность политиков в отношении  бизнесом. Соц. Культурный фактор-правила, траиции, ценности, принятые в общ-ве. Хаар-ки состояния вн.среды: вязность, сложность, взаимосвязанность факторов, подвижность, неопределенность.Вн. среда обязательно должна подвергаться анализц и оценке. Методы: PEST, анализ конкурентных сил и.т.д

 

 

18. Сущность  стратегич. управления

Стратегия-это генеральная программа,выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения осн.цели. Она формулирует шлавные цели и осн.пути их достижения т.о., что предприятия получает единое направление движения. Страт.упр-е-это процесс принятия и осуществления стратег.решений, центр.звеном которого явл.стратегич.выбор, основан.на сопоставлении собственного русурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в кот.оно дейсвует.  

 

11 Факторы внутренней среды

Внутренние переменные – это части самой орг-и, ситуационные факторы внутри нее, это состав и взаимосвязи сложн.сист. орг-и.

Цели – конкретные конечные состояния системы или  желаемый результат.кот.стремится достигнуть группа, работая вместе.

Цель должна быть конкретной, объект.,реальной,предполаг.действия иметь соотв-е измерения.

В орг-и сущ-т разнообразные  цели, среди кот.важное зн-е принадлежит  миссии – это общая самая важная цель орг-и, из кот.четко видна причина  ее сущ-я (т.е. это философия фирмы). На основе миссии формируют все осн.цели кот.образуют «дерево целей».

Задачи-предписаннная  работа, серия работ или часть  работы, кот.должна быть выполнена заранее  устан.способом, в заранее оговоренные  сроки.

3 вида задач по видам  работ: раб. С людьми, с предметами, с инф-й. 

Структура огр-и – логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней упр-я и подразделений, построенная в такой форме, кот.позволяет наиболее эффективно достигать цели орг-и.

Технология – ср-во преобр-я сырья (труд, инф-я, материалы) в конечные продукты или услуги. Технология, применяемая в огр-и напрямую зависит от типа производства (единичная, конечная, массовая). Тех. Тесно связанна с задачами.

Люди- главный капитал  орг-и, от кот. Зависит в итоге  конечные рез-ты деят-ти придприятия, его  культура, имидж.

Кроме 5-ти осн.эл-в внутр среды сущ-т так называемая «внутр.среда», кот.также подвергаются анализу: произв-во, финансы и учет, маркетинг, орг-я общего упр-я, кадровый.

 

12. Сущность коммуникационного процесса

Ком.процесс- процесс  обмена инф-й м.у.двумя и более людьми. Практически все. Что делают рук-ли для достижения опред.цели требует эффективного обмена инф-й.

Коммуникация – выполняет  жизнеобеспечив. Роль, т.к.без потока сообщений орг-я сущ-ть не сможет.

К. пр. часто н-т связывающие, т.к. они «связывают» все управ.ф-и.: 1. м.у. орг-й и ее внш. Средой, м.у. уровнями упр-я, му (вертик). Разлиными подразделениями в рамках одного управ.уровня (гориз), м.у. рук-ми и подчиненными, м.у. рук-ми и группой подчиненных.

Виды инф-и: по содержанию: научно-техн, учетная, аналитическая, плановая, контрольная и т.д. По способу передачи: уст, письм, слухи и промышленный шпионаж.

Модель: Отправитель сообщ-я  – сообщение –канал – получатель (обратная связь); шум

Под ком.шумом понимается все, что искажает смысл обменив.инф-й. Источники принято рассматривать как препятствия (барьеры) на пути орг. Коммун-й.

 

13. Преграды на пути к коммуник. И пути совершенствования …

1. искажение сообщений а) сознательное б) непреднамеренное –в силу затруднений в мжличн.контактах. в) в следствии фильтрации сообщ-й г) искажение в силу несовпадения статусов Ур-й орг-й. д) страх перед наказанием и ощущение бесполезности дела.2.инф. перегрузки каналов коммуник. (о большом кол-ве инф-и), 3. неудовл. Структура орг-й (че больше Ур-й управл-я искажений)

Пути соверш-я: 1. ругулирование инф.потоков, 2.применение различных управ.действтий (проведение совещания, собраний)3. орг-я системы обр.связи а)перемещение людей из одной части орг-и в др. б) опрос работника и т.д. 4. 4. орг—я системы сбора предложений а) ананим. Телеф.предл-я б) ящик для сбора предл-я в) издание группы рук-й  и работников г) кружки кач-ва д)инф-е бюллетени, публикации, стенды –содержательная инф-я для всех работников орг-и. е) современные инф.технологии. 5. ком-ая политика орг-й. К.п. включает опр-е целей ком-й, пути их достижения, содержание передаваемой инф-и, планирование обр.связи. Коммун.проблемы орг-и на прямую связаны с коммун. Потребностями. О ком.проблемах обычно говорят в двух случаях: когда нарушена возможность получать и распр-ть инф-ю. 2. когда с передачей и получением норм, но не удаются или малоэффективны контакты  желат.аудиториями.

 

14. Сущность управленческого решения

-составная часть каждой  управ.ф-и. Решения-выбор альтернативы. Упр.решение-развернутый во времени,  логико-мыслительный, эмоцион-психолог  и организ-правов. Акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением др.лиц. УР есть план ликвидации проблем. Под проблемой в менеджменте понимается ситуация, при которой цели не достигаются.

 

15. Виды решений

Классификация: 1. по источнику  возникновения:инициативные, по предписанию(сверху), по предложению снизу. 2.по по периодическому оформлению: планы, приказы, распоряжения, инструкции. 3. по способу фиксации: устные, письменные. 4. по степени уникальности: рутинные, новаторские. 5. по ст.неопределенности:реш, принимаемые в условиях определнности (детерменированные), реш.,принимаемые в условиях риска (вероятной опр-ти), реш.принимаем. в усл. Неопределенности. 6. по методам разработки:количественные (матем., статист), эвристические (логика, опыт, инструкция) 7. по ст. регламентации: регламентирующие, ориентирующие, рекомендующие. 8. по функцион. Содержанию: экономич,соц,технич,орг-ные (направл.на улучшение орг-ции труда раб, совршенствования норм, нормативов. 9. по периоду действия: долговрем (перспективные), оперативные и т.д.

 

16. Этапы рацион. Решения проблем

Подходы рук-ля  к процессу приниятия реш: 1. инструктивный, 2.на основе знаний и опыта, 3. рациональны (основаны на объективном аналитич.процессе) Этапы: 1. диагностика (определение) проблемы, симптомов и анализ причин. 2. формулировка критериев принятия решений, а также тех ограничений, кот. Могут помешать принятию реш. 3. опред-е возможных альтернатив 4. оценка каждой альтернативы (=+ и -) 5. выбор альтернативы (принятие решения). В целом весь алгоритм: подготовка решения, принятие.   

 

 

19. Виды планир-я

Планирование – процесс  разработки плана, кот. Определяет то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространтсвом. План содержит указание кому какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи: 1. по периоду: долгосрочные (бол.5лет), среднесроч (2-5 л), краткосрочные (до1г). 2. по уровню: орг-ция в целом, подразделения, проект, отдельный исп-ль. 3. предмет пл-я: НИОКР (науч.исслед.опыт.констр.раб), производство, сбыт, снабжение, персонал, финансы и пр. 4. по содержанию: продуктивно-темаич., ресурсное план-е, календарное. 5. цель пл-я: стратегич, тактич-ая.

 

 

 

20. Этапы стратегического  планирования

Стр. план-е – это  одна из ф.стр.управления., кот. Представляет собой процесс выбора целей орг-и  и путей их достижения.

1. Миссия- концептуальное  намерение двигаться в определ.направлении. ,т.е. это по сути то, какой вы как  руководители хотите видеть вашу компанию по отношению к клиентам, владельцам и персоналу.

2. Цели орг-и- например, объем продаж, рентабельность продаж  и активов, цели по численности  персонала, расширение продукции  и услуг. Они должы быть: конкретными, измеримымы, достижимыми, относящимися к делу, ориентырованы во времени. 

3. Оценка и анализ  среды. Для анализа применяется  СВОТ анализ, кот. Предназначен  для выявления сильных и слабых  сторон, угроз и возможностей  со стороны внешней среды.

4. Оценка сильных и  сл. Сторон

5. Анализ стратегич.  Альтернатив

6. Выбор стратегии По окончанию  мы даем твет на вопрос: как?, .те. как перейти из состояния,  в котом сейчас находится орг-я,  в желаемое будущее состояние  орг-и? 

7. Реализация стратегии. Исполнительскй этап.

8. Анализ стратегии, сопоставление  достигнутых результатов и поставленных  целей. Задача: что бы разница  была минимальной. 

 

21. Сущность  делегирования

Делегирование- передача задач и полномочий сверху вниз, лицу или группы, кот.принимают на ебя ответственность за их выполнение. 1. классическая (передача сверху вниз) 2.своевременная (принятие полномочий). Подчин.имеют право отклонить треб-я начальника. Делегир-е делится на полномочия и ответствен-ть (обязательство выполнять задачи и отвечать за их удовл-е решения. Ответств.не делегир, не снимается с рук-ля, хотя распрастр. на подчиненного.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"