Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

манагмент.docx

— 140.62 Кб (Скачать файл)
  1. Менеджмент. Содержание и основные характеристики

Менеджмент представляет собой неотъемлемую составляющую организации, обеспечивающее её функционирование тем, что формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения её целей и решения стоящих перед ней задач. Менеджмент является самостоятельной и в то же время междисциплинарной областью знаний, научную теоретическую основу составляют:

  • Экономические науки: эк. теория, эк. организации, мировая эк. и т.д.;
  • Общественные науки: философия, социология и т.д.;
  • Юридические науки: гражданское, таможенное, налоговое права и т.д.;
  • Информационные дисциплины: ИТ, высшая математика, информатика
  • Математические методы: теория игр и т.д.

Менеджмент, как функция, представляет собой  особый вид деятельности, реализуемый  через управление управленческих действий, т.е. функций управления, содержание и набор которых зависит от типа организации, объёма её деятельности, вида деятельности, управленческой иерархии.

Менеджмент, как процесс, предполагает реализацию функций управления через координацию  различных действий в пространстве и времени. Все вопросы управления рассматриваются с позиции логической последовательности управленческих функций  и действий, направленных на достижение целей и решение задач организации.

Менеджмент, как отношение управления, предполагает определённый тип взаимодействия субъекта, кто управляет, и объекта, кем  управляют. Для реализации управленческого  взаимодействия необходимо наличие  отношения управления, т.е. потребности  и возможности у субъекта управления вырабатывать управленческие команды  и готовность объекта управления эти команды выполнять.Менеджмент, как система, обусловлена наличием и взаимосвязью его составляющих: структуры и её элементов.

Менеджмент  рассматривается как управляющая  система, которая формирует и  изменяет внутреннюю среду организации, регулируют протекающие в ней  процессы. Как управляемая система, менеджмент принимает решения под  воздействием изменяющихся условий  внешней среды. Например, законодательство, поведение поставщиков и покупателей  и т.д.

Менеджмент, как аппарат управления, включает:

  • Руководителей, принимающих управленческие решения в рамках своей компетенции;
  • Специалистов, осущ-х разработку и формирование решений;
  • Служащих, зан-ся информационным обеспечением процессов управления: сбором;передачей;обработкой;хранением и обновлением информации.

 

2. Организация. Понятие и организационно-правовые формы

Организация – сознательное объединения людей, преследующих достижение общих целей. Различают формальные и неформальные организации. Формальные организации имеют чётко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. Такими являются организации бизнеса, международные и общественные институты. Неформальные организации действуют без чётко поставленных целей, структур  правил. К ним относят институты дружбы и семьи.

Любая организация  обладает свободой выбора форм деятельности, однако существуют в окружении других организаций и общества, реализуя определённую миссию. Миссия – чётко  выраженная причина существования  организации, её роль, востребованная окружением. Если миссия, исполняемая  организацией, не востребована внешним  окружением, то организация неизбежно  прекращает своё существование.

Как система, состоящая из взаимосвязанных элементов, любая организация включает сотрудников, систему управления.

Задачи, для выполнения которых и создаётся  организация.

 

3. Внешняя и внутренняя среда организации

Внешняя среда организации – совокупность переменных факторов, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны её менеджмента. Выделяют внешнюю среду прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие – действие только на одно предприятие. Внешняя среда охватывает организацию и людей, которые могут вступать в контакт с организацией, оказывая на неё воздействие в силу выполняемых ими задач. К ним относят: Поставщиков; Покупателей; Конкурентов; Акционеров. Наиболее сильное давление организация испытывает от такого фактора, как рынок. Внешняя среда косвенного воздействия. Факторы косвенного воздействия формируются из факторов и условий, прямо не влияющих на деятельность организаций, но предопределяющих стратегически важные решения, принимаемые руководством. К ним относятся: Политические факторы, Экономические факторы; Демографические факторы; Социально-культурный фактор – он формирует и отражает выбор людьми товаров и услуг; Технологические факторы – играют значимую роль в конкурентной борьбе; Географические факторы; Климатические факторы.

Внутренняя среда  организации представляет собой совокупность составляющих: Технология; Персонал; Структура организации; Внутриорганизационные процессы; Организационная культура.

Технология – технические средства и технологические процессы.

Персонал составляет основу организации, и для того, чтобы продукция соответствовала стандартам рынка, привлекаемые работники должны обладать определённым уровнем знаний, умений, навыков и культуры.

Структура организации – это состав и система взаимодействия входящих в организацию подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов.

Внутриорганизационные процессы предполагают количество различных действий, осуществляемых организацией, и разделяются на общие и функциональные. Элементами общих внутриорганизационных процессов являются: Коммуникации; Процесс принятия решения. Координация.

Количество  и значимость функциональных процессов  зависит от целей, задач, виды деятельности организации и её размеров. Основными группами функциональных процессов являются: Маркетинг; Производство; Финансы; Работы с персоналом.

Организационная культура складывается из устойчивых позитивных норм, принципов, которые разделяются большинством работников. Организационная культура проявляется во всех составляющих деятельности организации. Её формирование и поддержание – это непрерывный процесс, требующий последовательности от её управления.

 

4. Признаки и роли менеджера

Менеджер - это руководитель, который наделен полномочиями и ответственностью, соответствующими его должности. 
На качество деятельности менеджера оказывают влияние трудовые отношения в коллективе и отношения собственности. 
Управление трудовыми отношениями осложняется: непостоянным уровнем активности работников; их стремлением к самореализации; совместимостью.

Эффективное сотрудничество работников в группе - это одно из основных направлений работы менеджера. Сложность работы, вытекающая из отношений собственности, заключается в их постоянном развитии. Оба этих фактора влияют на изменение мотивации работников и трансформируют методы воздействия на них. Различие между предпринимателем как собственником и менеджером как наемным сотрудником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер лишь своим заработком. Объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат. Для успешной работы менеджер должен обладать высокой профессиональной подготовкой. Регулярная аттестация менеджера позволяет поддерживать его профессиональный уровень, оказывает влияние на конкурентоспособность организации и ее продукцию.

Оценка  эффективности менеджмента заключается в анализе работы управленческого аппарата. В результате данной оценки определяются результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой работы, развитость партнерских отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации. При оценке деятельности менеджера следует уделить внимание внутренней атмосфере организации и качеству внешних связей, так как затраты на их организацию нельзя определить в денежном выражении, и в большей степени они зависят от личности руководителя. Результаты работы менеджера, как и результаты деятельности организации, оцениваются не только с точки зрения их прибыльности, но и безопасности для окружающей среды и человека.

Оценка  деятельности менеджера может производиться его вышестоящим начальством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и подчиненными с использованием тестов, деловых игр, собеседования и анализа выполненной работы.

 

5. Школа научного  управления (1885–1920 гг.).

Основателем и основным разработчиком  идей научного управления является Фредерик Тейлор. Основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь этой цели, с т. зр. Тейлора, можно было только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего. Фактически, это означает, что основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. По мнению Тейлора, имеется 4 основных принципа научн. организации труда:

• администрация предприятия  должна стремиться к внедрению научно-технических  достижений в процесс производства, заменяя традиционные и чисто  практические методы;

• администрация должна брать на себя роль отбора рабочих и обучения их специальности(до Тэйлора рабочий сам выбирал профессию и обучался);

• администрация должна согласовывать научные принципы производства с принципами, действующими в сфере производства изначально;

• отв-ть за рез-ты труда распред. равномерно между рабочими и админстрацией.

Основные  принципы управления:1)отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;2)здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;3)компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;4)дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;5)справедливое отношение к персоналу;6)быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;7)диспетчирование;8)нормализация условий труда;9)нормирование операций;10)письменные стандартные инструкции;11)вознаграждение за производительность.

Школа научн. менеджмента исходила из предположения, что оптимальная организация производства мб создана на основе точных знаний о том, как действуют люди. Сторонники данного направления полагали, что при помощи логики, наблюдений, анализа и расчетов можно организовать производство таким образом, что оно будет макс. эффективным. Со школой научного менеджмента связано также представление о том, что управление — это особая функция, которая отделена от фактического выполнения работы. Основные положения школы:

1. Исп. материального стим-я работников для увеличения произв-сти и TP.

2. Исп-ние научн. анализа для определения лучших способов выполн-ния задач

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для выполнения  задач.

4. Выделение управленческих функций в самостоятельный вид деятельности.

5. Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

Представители: Г. Эмерсон, Г. Форд, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гантт

 

6. Административная  школа управления (1920–1950 гг.).

Основоположник этой школы  А. Файоль. Согласно его концепции, изложенной в книге «Общее и промышленное управление» (1910), управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Основная цель этой школы – повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители данной школы провели исследования и эксперименты по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате этого были сделаны выводы о том, что система человеческих отношений влияет на результативность. Файоль рассмот­рел управление как универсальный процесс, осуществ­ляющийся на любом уровне организации. В этом его вклад в теорию управления. Разработанные А.Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, администрирования:

1. Разделение труда. Его цель — выполнение работы, большей по объе­му и лучшей по качеству при прочих равных услови­ях. Это достигается за счет сокращения целей.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия — это право отдавать приказ, а ответственность— составляющая ее противоположность. Где дают полномочия, там возникает ответственность.

3. Дисциплина - это одна из задач руководителя. Дисциплина предполагает справедливое применение санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от 1 начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена планом и иметь одного ру­ководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим.  Интересы одного работника не должны преобладать над интересами организации.

7. Вознаграждение персонала. За свою службу работники должны получать спра­ведливую оплату.

8. Централизация. Это способ организации отдельных групп в направ­лении общих целей и плана. Она зависит от деловой деятельности организации, но в некоторых случаях необходимо разделение труда. Централизация явля­ется справедливым ходом вещей. Важным при этом является рассмотрение вопроса о соотношении цент­рализации и децентрализации.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"