Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

otvety_menedzhment.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

экзамен по менеджменту. 

  1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

Управление  зародилось примерно семь тысяч лет  назад.

Революционные периоды включают 4 управленческие революции:

  1. 5 тыс. Лет до н.э. Религиозно-коммерческая. Связана с возникновением в древнем Шумере письменности для записи и регистрации фактов деловой переписки;
  2. 1760 г. до н. э. Светско-административная. Связана с Вавилонским царем Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.
  3. 17-18 в. Зарождение капитализма. Выделение чисто управленческих функций и зарождение профессионального менеджмента.
  4. Конец XIX и XX в. Бюрократическая революция. Теоретической основой стала Веберовская концепция бюрократии, позволившая сформировать иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. В этот момент менеджмент выделяется в самостоятельную область знаний, то есть в науку.

Этапы менеджмента  рождались под воздействиями:

- развития реального  общественного и затем промышленного  производства;

- появления  новаторов и теоретиков-идеологов,  обобщавших опыт и прокладывавших  новые пути;

- развития внутренней (собственной) логики менеджмента,  приводящее вкупе с двумя вышеназванными  причинами, к смене парадигмы  (системы принципов и подходов  в менеджменте как науке);

Современная наука  управления сформировалась как особая область знаний. Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Они показали необходимость управления, его совершенствования и развития, зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

Менеджмент, как  научная дисциплина начался тогда, когда люди стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше управлять, появились теории, которые можно преподавать и изучать. Это и стало началом менеджмента.

  1. Сущность вертикального и горизонтального труда в организации.

Схема вертикального разделения труда. Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т.е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. Вертикальная дифференциация связана с иерархией управления в организации. Чем ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями ,тем более сложной является данная организация .Полномочия распределяются по должностям и руководителям ,занимающим эти должности. Цель организации рассматривается как ориентир для направления потоков связей и полномочий.Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать,согласовывать деятельность всех частей системы посредством вертикального разделения труда, которое отделяет работу по координированию действий от самих действий.Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Схема горизонтального разделения труда представлена на рисунке 2,где  отражены к охвату контролем и  функционализации.Охват контролем– это число подчиненных,которые отчитываются перед одним руководителем.Функционализация– это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены,чтобы достичь целей организации.Руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над тремя руководителями среднего уровня– по производству,бухгалтерскому учету и маркетингу.В свою очередь,руководители среднего ровня имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня,а те – непосредственно над определенным числом исполнителей.Это можно рассматривать как функционализацию,в результате которой те или иные специализированные подразделения.Наряду с этим существует географическое(территориальное)разделение труда, связанное со степенью распределения физических актов организации по различным регионам. В данной структуре коммуникации,координация и контроль усложняются.Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Например,профессор читает курс лекций, а ассистент ведет практические занятия. В данном случае он мог бы сам вести практические занятия, но,учитывая разницу в квалификации,целесообразнее эти функции передать ассистенту.

Не существует общих правил,которые  можно было бы использовать для определения  надлежащей"сферы управления"в каждой ситуации.Это зависит от различных обстоятельств– от способности руководителя налаживать связи с подчиненными ему сотрудниками,характера выполняемых функций, территориального расположения подразделений,квалификации и опыта служащих,форм контроля и координации,от характера настроя неформальных групп и др.

Чем больше в организации различных  сфер,требующих специализированных знаний и навыков,тем более сложной  она является.Горизонтальная специализация  направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных знаний) и определение взаимосвязи между различными видами работ,которые могут выполнятся одним или многими работниками.

Вертикальное разделение труда  предполагает управление и координацию  определенных групп людей для достижения поставленной цели. В нашем примере ассистент не может взять на себя функции профессора,так как ему подчиняется.Следовательно,профессор берет на себя функции менеджера.

  1. Классификация закономерностей: управленческие, экономические, организационные.

 

  1. Основные виды деятельности в современной организации.

• маркетинговый (изучение рынка товаров, услуг)

• производственный (обоснование объема выпуска продукции  в соответствии с потребностями  рынка, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.);

• послепродажный сервис (организация гарантийного ремонта, сервисного обслуживания клиентов);

• инновационный (научно-технические разработки, технологическая подготовка производства)

• экономический (планирование, учет, отчетность, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, финансирование);

• социальный (управление персоналом - профессиональная подготовка кадров, создание надлежащих условий  труда и отдыха работников. Под  термином "предприятие" понимать производственное предприятие. Производственное предприятие - это отдельная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный коллектив, который с помощью имеющихся средств производства производит нужную потребителю продукцию или оказывает услуги соответствующего назначения.

Деятельность коммерческих и предпринимательских органзаций.

Эта группировка  включает: - деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены  на обеспечении развития и процветания  предприятий конкретной сферы деятельности, например торговли, сельского хозяйства и др., или на экономическом развитии и экономической обстановке конкретного географического района или административной единицы независимо от направления коммерческой деятельности. Основные виды предоставляемых услуг: распространение информации, представительство в государственных учреждениях, связи с общественностью и переговоры с профсоюзами. Включена деятельность торговых палат, союзов, гильдий и аналогичных организаций

Виды деятельности некоммерческих организаций:

достижение  социальных целей;

благотворительных целей;

культурных, управленческих образовательных, научных целей;

охрана здоровья граждан;

развитие физической культуры, спорта;

удовлетворение  духовных или других нематериальных потребностей граждан;

защита прав и интересов граждан, или организаций, оказание юридической помощи, разрешение споров;

другие цели, направленные на достижение общественных благ.

  1. Понятия менеджмент, бизнес и предпринимательство.

Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.

Бизнес – экономическая деятельность по ведению выгодного дела, являющегося источником получения прибыли; это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная хозяйственная или коммерческая деятельность, направленная на получение прибыли.

  1. Менеджмент как вил человеческой деятельности.

См. вторую половину первого вопроса – наверное, должно подойти.

  1. Требования, предъявляемые к современному менеджеру.

Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:

♦  наличие  общих знаний в области управления предприятием;

♦  компетентность в вопросах технологии производства фирмы;

♦  владение навыками не только администрирования, но и

предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках,

проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы

фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

♦  принятие обоснованных и компетентных решений;

♦  наличие  практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;

♦  умение анализировать  деятельность фирм-конкурентов;

♦  умение предвидеть тенденции развития хозяйственной

конъюнктуры, особенности  спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на

рынках которых  фирма стремится усилить, либо удержать свои

позиции;

♦  умение согласования решений с нижестоящими сотрудниками и распределение участия каждого в их исполнении;

♦  знание в  совершенстве своих прямых подчиненных, их

способностей  и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

♦  знание условий, связывающих предприятие и работни

ков, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;

♦  устранение неспособных с целью удержания  единства и

правильности  функционирования фирмы.

  1. Принципы администрирования в классической школе менеджмента.

Гулик и Л. Урвик сформулировали принципы административного управления, которые практически не изменились до настоящего времени:   

 Планирование – постановка  подлежащих выполнению задач  и указание способов их решения  для достижения целей предприятия;   

 Организация – создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели;  

 Комплектование штата – подбор  и подготовка кадров, создание  необходимых условий для трудовой деятельности;  

 Руководство – постоянная  функция принятия решения и  их оформление;  

 Координация – обеспечение  согласованности в работе всех  подразделений предприятия, образующих  единое целое;  

 Отчётность – обеспечение  информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок;  

 Составление бюджета – составление  финансовых планов и контроль  финансовой деятельности.

Анри Файоль  инженер, управляющий  крупнейшей горнометаллургической  компании «Камамболь» в течении  30 лет, осмыслив закономерности  функционирования организации,  создал доктрину административного управления, основные черты которой изложил в книге «Общая и промышленная администрация» (1916) и сформулировал знаменитые 14 принципов администрирования.     

1. Разделение труда (как основа  специализации функций и разделения  власти).      

2. Власть – ответственность  (власть немыслима без ответственности).      

3. Дисциплина (обязательна как для  руководителя, так и для подчиненного).     

4. Единство распорядительства (подчиненный  не должен получать распоряжений более как от одного начальника).     

5. Единство руководства (должен  быть один руководитель и единый  план как условие объединения усилий и согласованности действий).     

6. Подчинение частных интересов  общим (интересы работников не  должны становиться выше интересов предприятия).      

7. Вознаграждение труда (должно  быть справедливым, удовлетворять  персонал и предприятие, служащего  и нанимателя).     

 8. Централизация (необходимо находить  степень соотношения централизации и децентрализации, наиболее благоприятную для предприятия).      

9. Иерархия (ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая  высшими).     

10. Порядок (определяется правилом  «Определенное место для каждого  лица и каждое лицо на своем  месте. Определенное место для  всякой вещи и всякая вещь  на своем месте»).     

11.Справедливость (сочетание благожелательности  с правосудием).     

12. Стабильность персонала (длительное  пребывание работников в одной  и той же должности).      

13. Инициатива (возможность создания  и осуществления плана).     

14. Единение персонала (не надо разделять персонал).

  1. Поведенческие концепции в менеджменте.

Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания Первой мировой войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся глубоким и продолжительным экономическим кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные и классические подходы к управлению производством при всей их научности и практической ценности были не в состоянии обеспечить необходимый рост производительности труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"