Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

otvety_menedzhment.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Сторонники концепции человеческих ресурсов сохраняли интерес к соучастию работников в принятии решений и тактичному руководству, но концентрировали основное внимание на выполнении сотрудниками повседневных заданий. Концепция человеческих ресурсов сочетает концепцию организации трудовых заданий с теориями мотивации: работа должна быть спроектирована так, чтобы она не воспринималась сотрудниками как бесчеловечная или бессмысленная, а позволяла им полностью раскрыть свой потенциал. Двумя наиболее крупными теоретиками в этой области стали Абрахам Маслоу и ДугласМакГрегор.

Абрахам Маслоу (1908-1970) был практикующим психологом. Он пришел к выводу, что у его пациентов чаще всего возникали проблемы по той причине, что они были не способны удовлетворить свои потребности. Маслоу, обобщив свои выводы, выстроил иерархию потребностей. На нижнем уровне этой иерархической структуры помещались физиологические потребности и потребность в безопасности, затем потребности в причастности (социальные потребности), в уважении и, наконец, в самоактуализации.

Дуглас МакГрегор (1906-1964) был президентом Антиохийского колледжа в Огайо. Опыт практической работы в качестве менеджера и консультанта, психологическое образование в сочетании с использованием работ Маслоу позволили МакГрегору создать теорию X и теорию Y. Дуглас МакГрегор полагал, что классическая концепция (в том, что касается поведения рабочих) основывается на положениях теории X. Он также был убежден в том, что в несколько модифицированном виде теория X соответствует ранним идеям школы человеческих отношений. Иными словами, идеи школы человеческих отношений, по мнению МакГрегора, были далеки от совершенства. Именно поэтому он сформулировал теорию Y, как более реалистический взгляд на работников, который мог стать направляющим для менеджмента.

Основные  предположения теории X

• Среднему человеку свойственно с неприязнью относиться к работе и избегать ее, насколько это возможно...

• Поскольку для среднего человека характерна неприязнь к работе, большинство сотрудников нужно принуждать, контролировать, приказывать или угрожать наказанием, чтобы заставить их приложить необходимые усилия для достижения организационных целей...

• Средний человек предпочитает, чтобы его работа регламентировалась четкими директивами, он стремится избежать ответственности, имеет сравнительно невысокое честолюбие и ставит стабильность превыше всего.

Основные  предположения теории Y

• Затрата физической и психической энергии в процессе работы столь же естественное явление, как игра или отдых. Средний человек в действительности не испытывает неприязни к работе...

• Внешний контроль и угрозу наказаний нельзя рассматривать как единственно возможный способ приложения работником достаточных усилий для достижения организационных целей. Человек стремится самостоятельно определять направление своей деятельности и осуществлять самоконтроль, чтобы достичь организационных целей, с которыми (или она) согласен...

• Средний человек (обучается при соответствующих условиях не только для того, чтобы взять на себя ответственность, но и  чтобы расширить ее...

• Способность проявлять относительно высокий уровень воображения, изобретательности и творчества в решении организационных проблем характерна для очень многих людей и

• В условиях современной производственной жизни интеллектуальный   потенциал   среднего   человека   реализуется лишь частично.

Суть теории Y заключается в том, что организации  могут получать большую выгоду за счет использования воображения  и интеллекта всех своих сотрудников. Работники хотят осуществлять самоконтроль и содействовать достижению организационных  целей, если для этого созданы условия. Очень многие компании пытаются применить на практике положения теории Y.

Бихевиористский   подход   (школа   поведенческих   наук)      подраздел гуманистического направления в менеджменте, который применяет социальную науку в организационной среде, базируясь на экономике, социологии, психологии и других дисциплинах. Данный подход развивает теории человеческого поведения и основывается на использовании научных и исследовательских методов. Наука о человеческом  по ведении включает знания по социологии, психологии, антропологий (анатомии), экономике и другим дисциплинам. Ее цель — объяснить поведение сотрудников и их взаимодействие в организационной среде. Этот подход применим в любой организации. Наука о человеческом поведении помогает нам понять, какие факторы определяют действия сотрудников и развитие организационных систем. 

 

 

  1.  Американская модель управления.

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности  этой модели обусловлены национальными  особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство  и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность», стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Сравнительная таблица моделей менеджмента

Характеристики

Японская

Американская

Доминирующие качества делового человека

Умение работать в  «команде», ориентация на коллектив, отказ  от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать.

Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску.

Критерии к продвижению  по службе

Жизненный опыт, хорошее  знание производства. Медленное должностное  продвижение.

Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы  повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

Тенденция перехода от узкой  специализации к овладению несколькими  смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений

Снизу вверх, принятие решения  по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро.

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются  быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к  фирме и работе

Пожизненный наем, переход  в другую фирму считается неэтичным  поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально–психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив  – экономические факторы (деньги).

Характер проведения инноваций

Эволюционным путем.

Революционным путем.

Форма деловых отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия.

Контракты.


 

  1. Японская  модель управления.

Японская модель менеджмента формировалась под  влиянием двух факторов:

1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

2. Последовательное сохранение национальных традиций.

Японская система  менеджмента признана наиболее эффективной  во всем мире и главная причина  ее успеха – умение работать с людьми.

Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.

Эти и другие успехи во многом обусловлены высоким  уровнем менеджмента, основателями которого были: Мацусита, Курата, Исизака, Хонда, Морита, Ибука и др.

Японская система  управления развивалась частично под  влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации  после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость  борьбы с бедностью и разрухой после войны.

На процесс  формирования японского менеджмента  оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского  менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться  в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект.

Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

Японская модель менеджмента основывается на философии  «мы все - одна семья», поэтому самая  важная задача японских менеджеров –  установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Опросы работников фирмы SONY показали, что 75-85% опрошенных считают себя одной «командой», усиленные совместные действия которые принесут всем ее членам пользу.

  1. Модель менеджера ХХI века.

· Изменяется понятие о менеджменте и о  самих менеджерах. Теперь это не узкий специалист, на него теперь возлагается  ответственность за все принимаемые  решения, а так же за процесс создания богатства.

 

· Изменяется подход к подбору персонала. Сейчас работники  больше ценят интересную работу, заботу о здоровье, свое свободное время. Заработная плата сравнивается с  личными и деловыми качествами.

 

· Управление на основе лидерства получило свое развитие в ХХI веке. К признакам лидерства относятся опыт, квалификация работника, положительные человеческие качества, образование и культура.

· Нарастает неопределенность в развитии, неочевидная для менеджеров, но оказывающая на управление большое влияние. Существует 2 вида неопределенности: обусловленная внутренними свойствами объектов и и связанная с неполными знаниями об этих свойствах. Уровень неопределенности можно снизить с помощью прогнозирования развития и адаптации объекта к меняющимся условиям среды.

· Роль информационных технологий повышается вместе с их влиянием на этику делового общения, а так же и на организацию.

· Развитие новой организационной  культуры. Переход к рыночной культуре от административной. Основывается на творчестве, сотрудничестве, нахождении наилучших решений, путем достижения компромиссов, а так же децентрализация.

 

 

 

  1.  Процесс управленческого воздействия субъекта управления на объект управления.

Субъект и объект управления.

     

Управление в любой  системе может быть рассмотрено, как процесс воздействия субъекта (управляющей системы) на объект (управляемую  систему) в целях перевода его  в новое качественное состояние  или поддержания в установленном  режиме.  

 Субъект  управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют.  

 В самом  общем виде управление предстает  как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии  находится в позиции субъекта  управления, а второй - в позиции объекта управления. Такому взаимодействию свойственны следующие процессы:

- субъект управления  направляет объекту управления  импульсы воздействия, которые  содержат в себе информацию  относительно того, как должен  функционировать в дальнейшем объект управления. Такие импульсы называются управленческими командами; 

- объект управления  получает управленческие команды  и функционирует в соответствии  с содержанием полученных команд.   

 Управление  в социальных системах существенно  отличается от управления в системах механической и даже биологической природы. Главными отличиями являются принципиальное сходство функций субъекта и объекта управления, общая способность к самоуправлению и дифференциация лишь на уровне субъективных целевых характеристик. Управляющим и управляемым в них является человек. 

 В числе  основных критериев отличающих  субъект от объекта рассматриваются  статус и функции; права и  полномочия; активность воздействия;  очередность или инициатива воздействия;  сила и интенсивность воздействий; рациональность воздействий; отношение к цели, целеполаганию и целедостижению. 

 Уровень  руководства - это место менеджера  в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства  находятся первые лица - руководители  организации (top-managers - топ-менеджеры).  

 К нижнему  уровню руководства относятся  линейные менеджеры, руководящие  непосредственными исполнителями.  У линейных менеджеров есть  непосредственные начальники, но  среди подчиненных менеджеров  нет. 

 Менеджеры  среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков - руководители среднего звена.  

 Узкой специализации  работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую» организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней.  

 Широкой  специализации работ в организации  соответствует высокая норма  управляемости и соответственно «плоская» организационная структура.  

 Субъект  управления направляет объекту  управления импульсы (управленческие  команды) воздействия, которые  содержат в себе информацию  относительно того, как должен  функционировать в дальнейшем  объект управления.  

 Для того  чтобы между двумя субъектами  существовала управленческая связь  и соответственно осуществлялось  управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами  существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять.  

 Важным моментом  является то, какие мотивы побуждают  субъекта управления к руководству,  какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий: 

1) субъект управления  не должен иметь возможности  достижения своих целей за  счет управленческой деятельности  в независимости от достижения  целей управления; 

2) степень достижения  субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.   

 Полная привязка  потребности субъекта управления  управлять к результатам функционирования  объекта управления наблюдается  в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата.   Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.  

 Объект управления  получает управленческие команды  и функционирует в соответствии  с содержанием данных команд. 

Необходимым является наличие у субъекта рычагов воздействия (мотивации) на объект, с помощью  которых можно побуждать его выполнять управленческие команды. Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:  

1) он должен  обладать действенностью на протяжении  всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;  

2) механизм стимулирования  должен увязывать уровень стимулирования  со степенью достижения конечных  целей.  

 В настоящее  время в мировой практике управления  разработан и широко применяется  достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.   

 Информационный  подход к процессам управления  различными системами представляется  в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.  

 Согласно  информационному подходу, управление  рассматривается прежде всего  как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.  

 Основными  функциями системы управления  являются:  

1) функции принятия  решений - выражаются в создании  новой информации в ходе анализа,  планирования и оперативного  управления. Эта группа функций  является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;   

2) рутинные функции  обработки информации охватывают  учет, контроль, хранение, поиск, отображение,  тиражирование, преобразование формы  информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;  

3) функции обмена  информацией связаны с доведением  выработанных воздействий до  ОУ и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).  

 Совместная  деятельность людей предполагает  контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему связей, которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.  

 В соответствии  с основными функциями современного  производственного коллектива можно  назвать следующие основные цели  осуществляемых в нем коммуникаций: 

- решение официальных  задач коллектива в сфере производственной  или общественно-политической деятельности; 

- удовлетворение  социальных потребностей его  членов (в общении, в привязанности,  в информации и т. д.).  

 Исходя из  направления потока информации  в организации, различают коммуникации  нисходящие - направленные "сверху  вниз" (от руководителей к подчиненным), восходящие - направленные "снизу вверх" (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению. 

Совокупность  горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании - рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций. 

Взаимодействие  субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих.  

 При изучении  коммуникаций в организации обычно  исходят из модели К. Шеннона,  в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи: 

- источник информации; 

- передатчик; 

- приемник; 

- получатель  информации.  

 Весь путь  от отправителя информации до  ее получателя называется каналом  коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.  

 Роли участников  коммуникации нельзя разделить  на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса. 

Западные исследователи  уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях. Так, когда речь идет о коммуникациях "лицом к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективным коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и другие.   

 При рассмотрении  путей информации в социальной  среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так и по горизонтали.  

 К неформальным  каналам коммуникаций относятся  все те, которые не совпадают  с официально установленными. Можно  выделить две основные причины,  побуждающие работников использовать  неформальные каналы: 

- потребность  членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью; 

- низкая эффективность  отдельных элементов официальной  системы.  

 Эффективность  взаимодействия субъекта и объекта  управления в значительной степени  зависит от того, насколько адекватно они понимают друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции. 


 

  1.  Подходы к управлению организацией как системой.

Основные:

1) Классический (традиционный), когда отдельно рассматривается  работа, отдельно администрирование,  отдельно персонал, отдельно мотивация  труда и т.д.

2) Процессный, когда  управление рассматривается как  процесс. Например: 1. постановка  целей и задач, 2. планирование, 3. организация работ, 4. мотивация, 5. контроль.

3) Системный,  когда организация рассматривается  как система, со своим входом (постановка целей и задач) и выходом (результаты работ по показателям), обратными связями (между менеджером и поставщиком, между менеджером и персоналом) и внешними воздействиями (налоговое законодательство, конкуренты, экономические факты).

4) Ситуационный, когда методы управления меняются в зависимости от ситуации. Когда результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях и ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, которые влияют на показатели хоз. деятельности организации. Ситуационный анализ проводится с помощью различных методов: метод экспертных оценок, «мозгового штурма» и др.

Более подробно:

Эффективность и качество управленческого труда  определяются, прежде всего, обоснованностью  методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

§ Комплексный

§ Интеграционный

§ Маркетинговый

§ Функциональный

§ Динамический

§ Воспроизводственный

§ Процессный

§ Нормативный

§ Количественный

§ Административный

§ Поведенческий

§ Ситуационный

§ Системный

Комплексный подход

При применении комплексного подхода должны учитываться  технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

Интеграционный  подход

Интеграционный  подход к менеджменту нацелен  на исследование и усиление взаимосвязей между:

§ отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

§ стадиями жизненного цикла объекта управления;

§ уровнями управления по вертикали;

§ уровнями управления по горизонтали.

Интеграция  — это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.

Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении  любых задач на потребителя:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"