Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"
Сторонники концепции человеческих ресурсов сохраняли интерес к соучастию работников в принятии решений и тактичному руководству, но концентрировали основное внимание на выполнении сотрудниками повседневных заданий. Концепция человеческих ресурсов сочетает концепцию организации трудовых заданий с теориями мотивации: работа должна быть спроектирована так, чтобы она не воспринималась сотрудниками как бесчеловечная или бессмысленная, а позволяла им полностью раскрыть свой потенциал. Двумя наиболее крупными теоретиками в этой области стали Абрахам Маслоу и ДугласМакГрегор.
Абрахам Маслоу (1908-1970) был практикующим психологом. Он пришел к выводу, что у его пациентов чаще всего возникали проблемы по той причине, что они были не способны удовлетворить свои потребности. Маслоу, обобщив свои выводы, выстроил иерархию потребностей. На нижнем уровне этой иерархической структуры помещались физиологические потребности и потребность в безопасности, затем потребности в причастности (социальные потребности), в уважении и, наконец, в самоактуализации.
Дуглас МакГрегор (1906-1964) был президентом Антиохийского
Основные предположения теории X
• Среднему человеку свойственно с неприязнью относиться к работе и избегать ее, насколько это возможно...
• Поскольку для среднего человека характерна неприязнь к работе, большинство сотрудников нужно принуждать, контролировать, приказывать или угрожать наказанием, чтобы заставить их приложить необходимые усилия для достижения организационных целей...
• Средний человек предпочитает, чтобы его работа регламентировалась четкими директивами, он стремится избежать ответственности, имеет сравнительно невысокое честолюбие и ставит стабильность превыше всего.
Основные предположения теории Y
• Затрата физической и психической энергии в процессе работы столь же естественное явление, как игра или отдых. Средний человек в действительности не испытывает неприязни к работе...
• Внешний контроль и угрозу наказаний нельзя рассматривать как единственно возможный способ приложения работником достаточных усилий для достижения организационных целей. Человек стремится самостоятельно определять направление своей деятельности и осуществлять самоконтроль, чтобы достичь организационных целей, с которыми (или она) согласен...
• Средний человек (обучается при соответствующих условиях не только для того, чтобы взять на себя ответственность, но и чтобы расширить ее...
• Способность проявлять относительно высокий уровень воображения, изобретательности и творчества в решении организационных проблем характерна для очень многих людей и
• В условиях современной
производственной жизни интеллектуальный потенциал
Суть теории Y заключается в том, что организации могут получать большую выгоду за счет использования воображения и интеллекта всех своих сотрудников. Работники хотят осуществлять самоконтроль и содействовать достижению организационных целей, если для этого созданы условия. Очень многие компании пытаются применить на практике положения теории Y.
Бихевиористский подход (
Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.
Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность», стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.
Сравнительная таблица моделей менеджмента
Характеристики |
Японская |
Американская |
Доминирующие качества делового человека |
Умение работать в «команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать. |
Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску. |
Критерии к продвижению по службе |
Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение. |
Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро. |
Профессиональная |
Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. |
Тенденция перехода от узкой
специализации к овладению |
Процесс принятия решений |
Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. |
Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно. |
Отношение работников к фирме и работе |
Пожизненный наем, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально–психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). |
Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы (деньги). |
Характер проведения инноваций |
Эволюционным путем. |
Революционным путем. |
Форма деловых отношений |
Личные контакты на основе взаимного доверия. |
Контракты. |
Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:
1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
2. Последовательное сохранение национальных традиций.
Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.
Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.
Эти и другие успехи во многом обусловлены высоким уровнем менеджмента, основателями которого были: Мацусита, Курата, Исизака, Хонда, Морита, Ибука и др.
Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все - одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Опросы работников фирмы SONY показали, что 75-85% опрошенных считают себя одной «командой», усиленные совместные действия которые принесут всем ее членам пользу.
· Изменяется понятие о менеджменте и о самих менеджерах. Теперь это не узкий специалист, на него теперь возлагается ответственность за все принимаемые решения, а так же за процесс создания богатства.
· Изменяется подход к подбору персонала. Сейчас работники больше ценят интересную работу, заботу о здоровье, свое свободное время. Заработная плата сравнивается с личными и деловыми качествами.
· Управление на основе лидерства получило свое развитие в ХХI веке. К признакам лидерства относятся опыт, квалификация работника, положительные человеческие качества, образование и культура.
· Нарастает неопределенность в развитии, неочевидная для менеджеров, но оказывающая на управление большое влияние. Существует 2 вида неопределенности: обусловленная внутренними свойствами объектов и и связанная с неполными знаниями об этих свойствах. Уровень неопределенности можно снизить с помощью прогнозирования развития и адаптации объекта к меняющимся условиям среды.
· Роль информационных технологий повышается вместе с их влиянием на этику делового общения, а так же и на организацию.
· Развитие новой организационной культуры. Переход к рыночной культуре от административной. Основывается на творчестве, сотрудничестве, нахождении наилучших решений, путем достижения компромиссов, а так же децентрализация.
Субъект и объект управления. |
Управление в любой
системе может быть рассмотрено,
как процесс воздействия Субъект управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют. В самом
общем виде управление - субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Такие импульсы называются управленческими командами; - объект управления
получает управленческие Управление
в социальных системах В числе
основных критериев отличающих
субъект от объекта Уровень
руководства - это место менеджера
в иерархической системе К нижнему
уровню руководства относятся
линейные менеджеры, Менеджеры среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков - руководители среднего звена. Узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую» организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней. Широкой
специализации работ в Субъект управления направляет объекту управления импульсы (управленческие команды) воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Для того
чтобы между двумя субъектами
существовала управленческая Важным моментом
является то, какие мотивы побуждают
субъекта управления к 1) субъект управления
не должен иметь возможности
достижения своих целей за
счет управленческой 2) степень достижения
субъектом управления своих Полная привязка
потребности субъекта Объект управления
получает управленческие Необходимым является наличие у субъекта рычагов воздействия (мотивации) на объект, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды. Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования: 1) он должен
обладать действенностью на 2) механизм стимулирования
должен увязывать уровень В настоящее
время в мировой практике Информационный
подход к процессам управления
различными системами Согласно
информационному подходу, Основными функциями системы управления являются: 1) функции принятия
решений - выражаются в создании
новой информации в ходе 2) рутинные функции
обработки информации 3) функции обмена
информацией связаны с Совместная
деятельность людей В соответствии
с основными функциями - решение официальных
задач коллектива в сфере - удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т. д.). Исходя из
направления потока информации
в организации, различают Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании - рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций. Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих. При изучении
коммуникаций в организации - источник информации; - передатчик; - приемник; - получатель информации. Весь путь
от отправителя информации до
ее получателя называется Роли участников
коммуникации нельзя разделить
на активные (отправители информации)
и пассивные (получатели Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях. Так, когда речь идет о коммуникациях "лицом к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективным коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и другие. При рассмотрении путей информации в социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так и по горизонтали. К неформальным
каналам коммуникаций - потребность
членов организации в социальны - низкая эффективность
отдельных элементов Эффективность
взаимодействия субъекта и |
Основные:
1) Классический
(традиционный), когда отдельно
2) Процессный, когда
управление рассматривается
3) Системный,
когда организация
4) Ситуационный, когда методы управления меняются в зависимости от ситуации. Когда результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях и ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, которые влияют на показатели хоз. деятельности организации. Ситуационный анализ проводится с помощью различных методов: метод экспертных оценок, «мозгового штурма» и др.
Более подробно:
Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:
§ Комплексный
§ Интеграционный
§ Маркетинговый
§ Функциональный
§ Динамический
§ Воспроизводственный
§ Процессный
§ Нормативный
§ Количественный
§ Административный
§ Поведенческий
§ Ситуационный
§ Системный
Комплексный подход
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
Интеграционный подход
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:
§ отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
§ стадиями жизненного цикла объекта управления;
§ уровнями управления по вертикали;
§ уровнями управления по горизонтали.
Интеграция — это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.
Маркетинговый подход
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя: