Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"
Практика управления потребовала иных способов руководства предприятиями, которые учитывали бы не только возможности лучшей организации, новой техники и технологий, но и инициативу, энтузиазм работников. Во второй половине 20-х гг. в США начались исследовательские работы ученых, как экономистов и инженеров, так и социологов и психологов. Возникло новое направление научных исследований - инженерная социология. У его истоков стояли американские ученые Ф.Дж. Ретлисбергер, У. Мур, француз Ж. Фридман и др. Возглавил новое направление, получившее название школы человеческих отношений, профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880-1949). Американские исследователи полагают, что данная школа возникла как оппозиция тейлоризму.
Э. Мэйо, видный специалист в области менеджмента, с группой инженеров провел ряд научных экспериментов в компании "Вестерн электрик", впоследствии ставших известными как "Хоуторнские эксперименты". Результаты проделанной работы Э. Мэйо позволили повернуть управленческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия. Его выводы состоят в следующем:
Эти положения
по-новому ставили вопросы
К таким же выводам пришла и доктор социологии Мери Паркер Фоллет (1868-1933), которая одна из первых определиласущность менеджмента как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных отношений с рабочими и стать их лидером, всегда считаться со складывающейся ситуацией, действовать исходя из конкретных условий, а не из предписанных функций управления.
Менеджер
должен заботиться о формировании коллектива,
сплачивать его вокруг себя, создавать
атмосферу дружелюбия, взаимной помощи
и поддержки каждого работника.
Это позволит значительно повысить
результаты труда. Таким образом, центр
исследований переместился с поисков резервов
роста производительности труда, за счет
совершенствования процесса производства,
на человека и его поведение. Возникло
бихевиористское направление в менеджменте. Бихевиоризм (
Со
второй половины 30-х гг. школа человеческих
отношений дополнилась поведенч
Дуглас Мак-Грегор разработал теорию двух типов поведения человека на работе и в соответствии с этим двух способов управления работниками. Это теории "X" и "У". По теории "X" люди в данной организации изначально ленивы и стремятся избегать лишней работы, они работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. По теории "У" работа для здорового человеческого организма является потребностью, следовательно, менеджер должен обеспечить такие условия, при которых работник мог бы удовлетворять не только физиологические, но и духовные потребности.
Поведенческий подход к управлению стал в США настолько популярным, что охватил не только промышленность, но и все сферы управленческой деятельности. Главное в этом подходе состоит в том, чтобы подобрать способы воздействия на человека в соответствии с наукой о его поведении.
В России
сторонником социального
По его мнению, управление является единым целостным процессом, который управляется административной функцией. Чем выше находится звено управления в иерархической пирамиде, тем больше в нем доля административных действий и направлений по сравнению с техническими. Администраторы должны быть строителями людских отношений в коллективе, создавать в нем благоприятную социально-психологическую атмосферу, "дух улья", взаимной поддержки.
Н.А. Витке сформулировал ряд требований к управленческому персоналу, среди которых: умение подобрать персонал нижестоящего уровня; четко распределять между ними служебные обязанности; уметь намечать цели и координировать работу подчиненных; осуществлять контроль и т.д.
Период развития школы человеческих отношений и поведенческой концепции в нашей стране приходится на годы первых пятилеток, когда господствовал трудовой энтузиазм, стремление к приобретению технических специальностей и инженерного образования, диктуемых потребностями индустриального развития страны. На предприятиях возникло новое движение - ударничество, которое стало широко использоваться в практике управления.
В марте 1929 г. коллектив ленинградского завода "Красный выборжец" обратился ко всему рабочему классу с призывом вступить в соревнование.
В мае 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О социалистическом соревновании фабрик и заводов", где рекомендовал обсуждать участие в соревновании на рабочих собраниях, бороться против попыток бюрократически регламентировать и вводить формы соревнования в установленные сверху схемы. Рабочие бригады стали брать на себя обязательства по увеличению выпуска продукции, улучшению качества, снижению себестоимости продукции, повышению производительности труда и т.д.
Место капиталистической
конкуренции заняло соревновани
Управление коллективами, ведущими соревнование, было ориентировано в большей степени на моральное поощрение его участников. Ударники и победители получали значки, вымпелы и знамена, им присваивались соответствующие звания. Материальное стимулирование здесь просматривалось весьма слабо, что в последующем привело к потере интереса к соревнованию, ибо, как бы человек не работал, а получал все равно столько же.
В этот период психология и социология в нашей стране не нашли своего применения в управлении предприятиями. Социология вообще вышла из поля зрения управляющих и в науке была подменена историческим материализмом. Инженерная социология и психология вновь обрели свое значение лишь в 70-х гг. Глубокое внимание этим наукам в управлении стало уделяться в 90-х гг., когда проблема "человек в организации" начала рассматриваться со многих сторон:
Зарождение управленческой мысли в России относится к началу XX века и связано с фамилией Гастев, который в 1904 году определил принципы научной организации труда (НОТ)
НОТ – организация производственного процесса на основе детального изучения его компонентов, а так же факторов влияющих на результат.
А.А. Богданов – основатель организационной науки – тектология.
Ф.Р. Дунаевский – разработал концепцию комплексности управления и концепцию административного управления.
Взгляды А.К. Гастева по сути совпадали со школой научного управления. Но в рамках научного управления особую роль он отводил человеку, его способностям. возможностям и интересам (школа научного управления + школа человеческих отношений).
Основные достижения этих учёных, в процессе своего развития, постепенно ушли от человека и его потребностей к тому, как им нужно управлять. Это привело к смещению позиций на административно-командное управление.
В 30-ых и до начала 50-ых годов наблюдался кризис научного управления. Появление новых исследований Амарова снова вернули науку управления к вопросам социально-психологических основ управления организацией. Но так как преобладал плановый централизм в управлении страной, жесткая регламентация деятельности, учёт особенностей человека в организации не имел места. Именно по этому наука управления в России так же характеризовалась Эпохой Застоя.
В 90-е годы в связи с резким изменением политической системы в России, создание нового механизма хозяйствования, провозглашение рыночных ценностей повлекло преобразование и в управлении.
Основное противоречие, которое имело место в то время то, что примерив западные модели управления, не предусмотрели специфической, новой подготовки кадров. Руководители не были готовы осуществлять управление по новому. Что и повлекло за собой множественные ошибки.
К середине 90-ых годов ведущими специалистами в области экономики, политологии, социологии и управления было признана необходимость выработки собственного пути развития управленческих концепций.
I путь: повышение внимания к человеческому потенциалу.
II путь: необходимо
изучать влияние факторов
III путь: управление
качеством, т.е. разработать
IV путь: выработать стратегию развития, т.е. изменить качество деятельности за счёт внедрения нового.
Были разработаны
собственные теоретические
Следует отметить, что российский менеджмент пока далек от совершенства на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Вместо полной закрытости или открытости в стране делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это - политика здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений.
Мэри Паркер
Фоллетт и Честер Барнард были
одними из первых сторонников более гуманистичес
Школа человеческих отношений — направление в теории и практике менеджмента, в рамках которого считается, что удовлетворение основных потребностей сотрудников является главным фактором повышения производительности их труда.
В рамках школы человеческих отношений считалось, что отдельный работник способен осуществлять более эффективный самоконтроль, чем строгий и авторитарный начальник. Эта школа мышления, оказывая непосредственное социальное давление, настаивала на улучшении отношения к работникам, а обоснованием подхода послужила серия исследований, известных как Хоторнские исследования, или эксперименты.
Хоторнские исследования
— серия экспериментов в области производительности
труда, начатая в 1924 г. на заводе в Хоторне,
принадлежавшем
Считалось, что положительное влияние на рост результатов оказывает фактор «человеческих отношений». Работницы лучше трудились, когда менеджеры относились к ним хорошо.
На работников
теперь начали смотреть не просто как
на придаток производственного