Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

otvety_menedzhment.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

§ повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;

§ экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;

§ экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);

 

§ применение системы менеджмента.

Функциональный  подход

Сущность функционального  подхода к менеджменту заключается  в том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые  нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются  несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций, и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Динамический  подход

При динамическом подходе объект управления рассматривается  в динамическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный подход

Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара/услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный  подход

Этот подход рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс  управления. Он является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам  менеджмента. Нормативы должны устанавливаться  по важнейшим элементам:

§ целевой подсистеме;

§ функциональной подсистеме;

§ обеспечивающей подсистемы.

Количественный  подход

Сущность количественного  подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.

Административный  подход

Сущность административного  подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику  в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода  является повышение эффективности  фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный  подход

Пригодность различных  методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует множество факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самый эффективный метод, который соответствует конкретной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

Системный подход

При системном  подходе любая система (объект) рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

§ процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

§ необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

§ цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

§ восхождение от абстрактного к конкретному;

§ единство анализа и синтеза логического и исторического;

§ проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий

  1. Содержание общих принципов в менеджменте.

   Принципы  управления  -  основные исходные  положения теории управления, применение  которых позволяет осуществлять  эффективное управление и достигать  результатов с минимальными затратами  ресурсов.

Принципы  управления можно классифицировать по ряду признаков.

      1. Общие и структурно-функциональные  принципы:

      а) Научность. Правило, утверждающее, что управленческая деятельность  должна базироваться на объективных  законах и закономерностях:

      - гибкость системы управления;

      - адаптивность к условиям внешней среды;

      - ориентация на социальные аспекты; 

      - самоуправление на всех уровнях;

      б) Системность. Принцип имеет   в виду, что качество функционирования  систем управления зависит от  того, насколько элементы системы  соответствуют друг другу и целям управления;

      в) Комплексность. Правило предполагает  необходимость всестороннего учета  всех факторов, воздействующих на  объект управления;

      г) Экономичность. Принцип гласит, что управление должно осуществляться  с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб результативности;

      д) Мотивация. Принцип утверждает, что управление может быть  высоко результативным при справедливом  стимулировании деятельности персонала  объекта и субъекта управления. Стимулирование может быть материальным материально-психологическим, причем они должны гармонично сочетаться между собой;

   е) Прибыльность  и Плановость;

   ж) Построение  организационных структур;

   2. Принципы, определяющие взаимоотношения   в коллективе (принципы управления  людьми):

   - партнерство  в отношениях между  руководителем  и руководимым  им коллективом;

   - целевая  установка менеджера на создание  лучших условий для подчиненных;

   - использование  мер поощрения:  экономических,  моральных и социальных;

   - расширение сфер общения с подчиненными;

   - поддержание  хорошего микроклимата;

   - активное  участие.

   3. Принципы, способствующие формированию личности  менеджера-руководителя:

   - целенаправленное  воспитание и  самовоспитание  личности;

   - специальная  подготовка менеджерских  кадров.

  1. Общие и конкретные функции управления.

Функции подразделяют на два вида — общие (основные) и  конкретные (специализированные, специальные).

Впервые общие функции выделил А. Файоль (1841—1925). Обобщая практический опыт деятельности руководителей, он относил к общим функциям предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль.

В настоящее время общие  функции следующие: прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное), организация (имеет несколько смысловых значений), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

Практический смысл общих  функций состоит в том, что  они охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании и последующего учета, контроля фактических результатов) и многообразие конкретных функций связано с выполнением общих.

Конкретные (специфические) функции управления – представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления.

  1. Содержание функций «целеполагание» и «планирование».

Общая функция  «целеполагание» включает выработку стратегических, текущих и оперативных целей деятельности. Эта работа персонала управления имеет самое важное значение, которое определяется ролью целей в формировании системы управления. Особое внимание при этом должно быть обращено на реальность и реализуемость вырабатываемых целей, учет динамично изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования организации, перспективы изменения целей в будущих периодах с учетом состояния рынка труда; финансов, сырья, комплектующих изделий, работ, услуг.

Планирование как управленческая деятельность представляет собой процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности организации. При этом подразумевается, что желаемое состояние организации не наступит, если не выработать и не осуществить комплекс специальных мер. Особенностью планирования является необходимость непрерывного пересмотра планов, так как в сложной и динамичной рыночной сфере никакой план не может быть окончательным. В процессе планирования уточняются конкретные цели и задачи деятельности организации, способы их осуществления, определяются необходимые для этого ресурсы и возможности их приобретения либо производства, порядок их распределения; обосновываются методики обнаружения ошибок и срывов плана, их предотвращение и исправление в процессе его реализации. Составление планов всегда рассматривается как начальный этап процесса управления. Оно означает, что кто-то должен решить: что, как, когда и кем будет выполнено.

  1. Содержание функций «организация» и «обучение».

Функция «организация» представляет собой определенную совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является объединение людей для совместной деятельности. В процессе их реализации воедино соединяются факторы производства (рабочая сила, предметы и орудия труда, информация в виде способов и правил осуществления производственной деятельности) и управления (работники аппарата управления, технические средства выполнения функций и управленческая информация). В результате формируются работоспособные производственные и управленческие подсистемы в рамках, единой организации системы (предприятия, фирмы) либо учреждения государственной и общественной форм деятельности. Применительно к управлению функция «организация» представляет собой процесс:

1 - закрепления вариантов  разделения управленческого труда  между персоналом фирмы;

2 - построения организационной  структуры системы управления  фирмой;

3 - создания в целом  работоспособной фирмы как системы;

4 - формирования устойчивой  совокупности всех сторон деятельности  предприятия (технической, экономической,  финансовой, социальной и др.).

Если в начале ХХ века основными функциями менеджмента  были признаны планирование, координация, мотивация и контроль, то в XXI веке в качестве полновесной функции управления к ним присоединилось обучение. Без обучения сегодня не может существовать и развиваться ни малый бизнес, ни международная корпорация, ни государственное и муниципальное управление. Обучение становится неотъемлемой частью управленческого процесса в различных социально-экономических системах.

Обучение становится решающим фактором конкурентоспособности и  успеха функционирования любой организации, любой социально-экономической системы. В тех видах деятельности, в которых конкретные знания быстро обесцениваются и теряют свою актуальность, очень важно постоянно проводить обучение персонала. В первую очередь это касается персонала управления. В условиях бурного развития теории и практики управления необходимо постоянно осваивать новые методы управления, в том числе и конкретные приемы и подходы. К ним относятся такие приемы, как мозговые атаки, работа в малых группах, техника эффективных коммуникаций, выделение ключевых вопросов, анализ слабых и сильных сторон, выработка стратегических планов, сбалансированная система показателей и многие другие.

Особенно актуальными  становятся навыки эффективной коммуникации между людьми в процессе обсуждения проблем и совместной выработки  решений. Коммуникативность становится основным объектом тренингов и обучения во многих организациях. Навыки коммуникативности особенно важны для управленцев, поскольку от их наличия зависит умение совместно выработать решение, провести мозговую атаку и рабочее совещание, использовать современные информационные технологии. Важнейшим направлением обучения современных управленцев как в организациях, так и в структурах государственного управления становятся навыки анализа, оценки экономической и социальной эффективности, формирования в коллективе позитивной организационной культуры. Весьма существенным необходимым свойством персонала становится готовность и умение принимать участие в выработке и реализации соответствующей стратегии.

Передовые компании внедряют в практику непрерывное образование каждого работника в течение всей его трудовой деятельности. Формы образования могут быть различными: стажировки и командировки в учебные центры, лаборатории, на другие аналогичные предприятия; курсы, организованные внутри фирмы; курсы в учебных центрах. Обучение часто рассматривается не только как средство пополнения необходимых знаний, но и как средство налаживания плодотворных контактов.

Корпоративное обучение, то есть обучение в коммерческой организации, осуществляется в различных формах. Это и традиционные формы обучения (семинары, тренинги), которые проводятся в рамках организации с отрывом от основной деятельности или в рамках этой деятельности. Оно может проводиться также в виде наставничества, или «мозговых атак». Формой обучения в крупных организациях может стать корпоративный университет.

Наставничество  как механизм передачи знаний и накопленного опыта получило признание довольно давно – достаточно вспомнить  опыт деятельности ремесленных мастерских в средние века. Технологический  и управленческо-организационный опыт передавался здесь, как правило, от отца к сыну, при этом основным методом передачи опыта было именно наставничество. В последние годы вырос интерес к методам наставничества в современных организациях. Современная концепция наставничества стала включать взаимопомощь и так называемое «обратное наставничество», т.е. процесс получения знаний от ученика.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"