Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие управления, его роль в обществе. Объективные условия возникновения и развития управления. Социально-экономические предпосылки формирования современного менеджмента. Особенности менеджмента в условиях рыночной экономики.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации. Управление – неотъемлемая часть человеческой жизни, без которой невозможна никакая совместная деятельность людей. Современное общество не может развиваться без системы управления, поскольку оно состоит из индивидов, каждый из которых обладает своими интересами, потребностями и возможностями, опытом и умением действовать. Условием возникновения управления является необходимость достичь целей, которые невозможно достичь в одиночку. Это были прежде всего хозяйственные оборонные и другие цели, которые требовали совместных действий людей, разделения функций между ними и координации коллектива. Условие развития управления – это развитие общественных отношений и структуры общества, развитие производства, совершенствование технологий.

Выделяют три предпосылки  становления менеджмента:

1. Развитие и становление капиталистического  способа хозяйствования;

2. Становление индустриальной системы  производства;

3. Корпоратизация экономики.

Особенности менеджмента в условиях рыночной экономики:

    • системный подход;
    • ориентация на рынок, потребителя;
    • повышение качества товаров и услуг;
    • интеграция принятия решений;
    • увеличение затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг;
    • децентрализация и сокращение уровня в аппарате управления;
    • фирма рассматривается как открытая система, главные предпосылки успеха которой находятся в ее окружении;
    • главное внимание уделяется человеческим ресурсам;

безразличное или негативное отношение к своим обязанностям, пассивность, отчужденность, порожденные  тяжелыми условиями труда, бесправием работников, сменяются заинтересованностью, приобщением к делам организации, стремлением проявить себя.

  1. Теория научного управления Ф. Тейлора. Система научной организации труда и управления как способ повышения производительности труда и эффективности управления. Роль Ф. Тейлора в становлении новой науки.

Главная идея Тейлора (1856-1925) состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Предложенная Тейлором система направлена на повышение производительности труда и эффективности управления с помощью организации труда, рационализации и интенсификации трудового процесса.

Ф. Тейлор (1856-1915) выделил следующие принципы научного управления:

• разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

• абсолютное следование разработанным стандартам;

• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;

• оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);

• использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направления;

• поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами;

  • программы стимулирования и мотивации.

Концепция научного управления Тейлора стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

 

  1. Система управления Г. Форда. Вклад в развитие теории и практики управления. Новые подходы к организации труда и управлению предприятием.

Генри Форд продолжил  дело Тейлора в области организации  производства. Не имея серьезного образования, являясь изобретателем, практиком и просто энергичным человеком, Генри Форд все эти качества перенес и на свою деятельность как инженера и менеджера. Система управления - чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки. С целью осуществления жесткого контроля был создан полный цикл производства. Г. Форд считал, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве совершенно отвергалась. Г. Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка через массовое производство и высокие зарплаты.

Обобщая тейлоровскую систему  управления Генри Форд, добавил к  ней свои правила и изложил  их в трех положениях:

1. При выполнении работ  избегайте ненужных формальностей  и обычного разделения компетенции.

2. Оплачивайте хорошо  каждого рабочего - платите ему  не менее шести долларов в  день и следите за тем, чтобы  он работал всего 48 часов в  неделю, но не более.

3. Приведите все машины  в наилучшее состояние, поддерживайте  в порядке и настаивайте на  абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.

Генри Форд внес большой  вклад в менеджмент. Он построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса - поточная линия, что дало возможность перейти к массовому производству. Форд символ организационного и технического прогресса, сознательный создатель общества массового потребления и социальных гарантий.

 

  1. Административная теория А. Файоля. Комплексный подход к совершенствованию процессов управления. Классификация функций предприятия. Администрирование и его содержание. Принципы управления А. Файоля.

Анри Файоль (1841-1925) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль. Файоль первым перестал рассматривать управление как “исключительную привилегию” высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей. Файоль различает шесть функций, или серий операций, осуществляемых на предприятии: техническая функция (производство), коммерческая функция (закупка и продажа), функции учета (учет), финансовая функция (финансирование), функция обеспечения безопасности (сохранность материальных благ и персонала) и, наконец, административная функция.

По существу Файоль создал основы общей теории управления. Основной функцией управления, его наиболее важной частью А. Файоль полагал администрирование. Им была создана «административная наука». Файоль намерено употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент», так как административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой.

Принципы управления:

  1. Разделение труда.
  2. Власть и ответственность.
  3. Дисциплина.
  4. Единоначалие.
  5. Единство руководства.
  6. Подчинение частных (личных) интересов общим.
  7. Вознаграждение персонала.
  8. Централизация не является хорошей или плохой системой управления; она может быть принята или отвергнута в зависимости от обстоятельств, но в какой-либо степени она существует всегда.
  9. Иерархия.
  10. Порядок.
  11. Справедливость.
  12. Постоянство (стабильность) состава персонала.
  13. Инициатива.
  14. Единение персонала (или корпоративный дух).

Систему своих принципов управления А. Файоль считал и гибкой, и открытой к изменениям и дополнениям, то есть рассчитывал на более поздний практический опыт.

 

  1. Бюрократическая теория М. Вебера. Принципы построения организации и управленческого процесса. Применимость теории М. Вебера в управлении современного предприятия.

Рациональная бюрократия характеризуется Вебером в ходе анализа легального господства. Отличительной  чертой этого типа господства служит наличие системы формальных правил, регулирующих деятельность управленческого персонала. Эти правила могут быть изменены в соответствии с принятыми процедурами. Если при традиционном господстве возможности создания новых законодательных норм ограничены священной традицией, то при легальном господстве не существует каких-либо ограничений для законотворчества, если соблюдены соответствующие процедуры. На смену принципу личной преданности, имеющему центральное значение при традиционном и харизматическом господстве, приходит ориентация на безличный порядок. Важной особенностью бюрократического управления является то, что глава организации всегда может быть уверен, что его распоряжения будут переданы по каналам коммуникации и исполнены в соответствии с существующими формальными правилами. Бюрократическую организацию отличает строгая дисциплина. Именно объединение специальных знаний и дисциплины образует основу бюрократической администрации. Вебер построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он придавал огромное значение компетентности, соблюдению правил и процедур, информированности руководителя. Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов. Производственно-техническая система строится на принципах иерархии. Деятельность производственно-хозяйственных систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями, которые определяют ответственность каждого управленческого работника и создают предпосылки для единого подхода при решении производственной ситуации. Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах. Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности.

Современная жизнь  и производство всё менее нуждается  в бюрократических организациях, так выросла потребность в  мобильных и интеллектуальных организациях. Однако бюрократический тип организации можно наблюдать в государственном аппарате и муниципальных учреждениях.

 

  1. Теория человеческих отношений. Новый взгляд на процесс управления людьми с позиций психологии межличностных отношений, лидерство и мотивация трудовой деятельности. Роль менеджмента в достижении производительности и эффективности.

Теория человеческих отношений стала отправной точкой в социально-психологическом подходе  к изучению управления. Теория "человеческих отношений" – это современная  концепция менеджмента, излагающая принципы и задачи управления на предприятиях и пытающаяся изобразить отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми как "человеческие отношения", основанные зачастую на христианских началах. Т «человеческих отношений» считает первостепенными следующие принципы:

  • развитие и всестороннее использование организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;
  • использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;
  • стимулирование процессов групповой динамики;
  • демократизация управления;
  • гуманизация труда.

В результате реализации этих принципов в группе формируется  феномен коллективизма. В Т «человеческих  отношений» организация именуется  общиной и рассматривается как сфера решения не только производственных и деловых проблем, но и социальных. Теория "человеческих отношений" разрабатывает программу мероприятий, маскирующих эксплуатацию рабочих и отвлекающих их от классовой борьбы. В программу мероприятий могут входить следующие виды воздействия на подчиненных:

    • участие рабочих в прибылях монополий,
    • приобретение рабочими акций,
    • групповое страхование,
    • посещение предпринимателями рабочих на дому,
    • вручение праздничных подарков,
    • совместные консультации рабочих и администрации,
    • некоторое улучшение условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"