Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

В-шестых, меняется характер внутренних взаимоотношений в организации. Агрессивность, конфронтация, конкуренция  постепенно уступают место спокойствию, поиску компромиссов, консенсуса, сотрудничеству.

В-седьмых, другим становится подход к разработке и реализации управленческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, конформизм, слепая исполнительность, неприятие риска постепенно сменяются  устремленностью в будущее, поощрением творчества, в том числе и коллективного, допущением разумного риска.

В-восьмых, акцент на материальные и организационные факторы деятельности как основу успеха сменяется вниманием  к персоналу, способному решать сложные  научно-технические задачи.

В-девятых, прежний упор на количественные результаты постепенно дополняется стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации.

В-десятых, происходит переход  от управления в условиях массового  производства и спокойной конкуренции к управлению индивидуализированной деятельностью при остром соперничестве.

Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается. Ее элементы используются в экстремальных ситуациях, когда  требуются быстрая концентрация ресурсов на ключевых направлениях и оперативная координация деятельности.

 

  1. Организация как система. Понятие организации. Сущность организации и ее роль в обществе. Связь с внешним миром.

Организация это прежде всего система, состоящая из людей, которые взаимодействуют между собой в рамках этой системы, а также бизнес-процессов, протекающих в этой системе. Сама по себе организация как сложная система, выступает в виде:

    • юридически (законодательно) оформленного субъектно-объектного органа;
    • хозяйственного объекта;
    • социального организма;
    • организационной структуры.

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование  менеджмента. Некая группа должна соответствовать  нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие по крайней  мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие по крайней  мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе – отдает созданный продукт (услугу). Поэтому любая организация осуществляет три процесса: получение ресурсов из внешнего окружения, изготовление продукции и передача ее во внешнюю среду. Данные процессы являются жизненноважными для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо поддерживать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.

Организация играет важную роль в обществе, так как она генерирует товары и покупательную способность для их приобретения, поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал, создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе, обеспечивает собственный рост.

Каждая организация  – это открытая система, т.к. не может  существовать автономно. Взаимосвязь  с внешней средой является одной из самых значимых характеристик организации. Зависимость от внешней среды, которая не подчиняется руководству организации и постоянно меняется, является главной причиной отсутствия абсолютных правил в менеджменте.

 

  1. Признаки организации. Виды организации.

Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала. Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку ее реализация обеспечивает

решение ими собственных  задач (иначе люди не согласятся терять свободу и подчиняться требованиям, которые, быть может, внутренне и не принимают).

Другим признаком организации  является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен и заборов или идеальными (запреты, нормы, права, предписания и проч.).

Третий признак организации  — системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т. д.

Четвертым признаком  организации считается саморегулирование, позволяющее ей в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Пятый признак  – наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм, поведения и проч., которые во многом определяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.

Организации можно различать  по ряду признаков.

По степени формализации различают формальные и неформальные организации. Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство. Неформальная организация такую регистрацию не проходит. Предприниматель - одиночка регистрируется как индивидуальное предприятие без право образования юридического лица

По форме собственности организации делятся на государственные, муниципальные, частные и иные.

Виды организации различаются  также по организационному признаку - положению, роли значению отдельных личностей в организации, т.е. по статусу организации по отношению к своим членам.

По хозяйственному признаку виды организаций делятся на: прибыльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др. Хозяйственные организации бывают механистические и органические. Условное деление организаций на механистические и органические позволяет классифицировать их на застойные, остановившиеся в своем развитии, и на перспективные, способные приспособиться к условиям конкуренции, неопределенности, нестабильности и другим катаклизмам общественного развития.

По размеру организации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием обычно выступает численность персонала.

Самое большое разнообразие существует в деление организаций  по сферам деятельности. Можно назвать  строительные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, торговые, машиностроительные, и другие организации.

Разделяют организации  также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, - включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

Отрасли третьего цикла, предприятия и организации которых  оказывают услуги, необходимые для  нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

К четвертому сектору  относятся все организации и  институты, занимающееся такой прогрессивной  и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология.

По отношению  к прибыли организации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными.

 

  1. Окружение организации. Глобальное деловое окружение. Взаимодействие организации с окружающей средой.

Внешняя среда организации  представляет собой совокупность находящихся  за ее пределами факторов (их число  постоянно растет), с которыми та взаимодействует. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой. На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом та полностью зависит от среды (в то же время обратная ситуация является скорее исключением).

Внешняя среда по-другому  называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением). Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации. Поскольку в настоящее время бизнес имеет тенденции к глобализации, то деловое окружение становится глобальным.

К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.

Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития). Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в краткосрочном периоде, наделе организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

 

  1. Система управления. Управляющая и управляемая подсистемы и их взаимосвязь.

Для того чтобы организация  была устойчивой, правильно сориентированной, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом (системой управления). Система управления осуществляет ориентировку, интеграцию и контроль функционирования отдельных ее частей, поступления ресурсов, результатов и т. п., их коррекцию на основе обратной связи. Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

• органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

• коммуникационные каналы;

• набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или  иных действий.

Принципами построения системы управления являются:

• соответствие целям  организации;

• сопряженность функций  и полномочий;

• ориентированность  на определенный уровень компетентности персонала;

• допущение неформальных связей;

• обеспечение эффективного контроля;

• гибкость и адаптивность.

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:

1) высокую оперативность,  надежность, качество принимаемых  решений;

2) минимизацию затрат  времени, связанных с их подготовкой;

3) экономию общих издержек  и расходов на содержание аппарата  управления;

4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;

5) снижающуюся долю  административных работников в  персонале организации.

Структурно система  управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них.

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров). Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъектуправления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"