Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

К управляемой  подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено. Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.

 

  1. Функции управления. Функциональное содержание процесса управления.

Функция управления - вид  деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся  определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и  установление объема работ по каждой функции являются основой для  формирования структуры управляющей  системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

Планирование является важнейшей функцией управления. Планирование определяет место, в котором компания хотела бы оказаться в будущем, и ведущий туда маршрут. Планирование это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов. Функция планирования отвечает на три следующих вопроса:

    • Где мы находимся в настоящее время?
    • Куда мы хотим двигаться?
    • Как этого достичь?

Основными принципами планирования являются:

    • комплексность,
    • точность,
    • непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов),
    • гибкость,
    • экономичность.

Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение.

Вслед за планированием  наступает черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Организация предполагает:

    • определение рациональных форм разделения труда;
    • распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
    • разработка структуры органов управления;
    • регламентация функций, подфункций, работ, операций;
    • установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
    • подбор и расстановка кадров.

Функцию организации  можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочивания.

Значение мотивации  как одной из функций менеджмента  постоянно возрастает. Эффективное  руководство предполагает, что все  сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности. Подразумевается, что мотивироваться к решению поставленных задач могут как непосредственно подчиненные менеджеру сотрудники, так и целые отделы и подразделения. В наш век неопределенности, упрощения компаний, международной конкуренции и увеличивающейся степени многообразия рабочей силы способность менеджмента сформировать корпоративную культуру, донести до работников цели организации и создать стимулы для достиения этих целей критически важный фактор успеха бизнеса.

Контроль четвертая функция управленческого процесса. Контроль означает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых коррективов.

Осуществление функции  контроля – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. В контроле можно выделить две стороны: организационную и поведенческую.

Также выделяются функции по сфере деятельности, называемые конкретными:

  • перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
  • организация работ по стандартизации;
  • учет и отчетность;
  • экономический анализ;
  • техническая подготовка производства;
  • организация производства;
  • управление технологическими процессами;
  • оперативное управление производством;
  • метрологическое обеспечение;
  • технологический контроль и испытания;
  • сбыт продукции;
  • организация работы с кадрами;
  • организация труда и заработной платы;
  • материально-техническое снабжение;
  • капитальное строительство;
  • финансовая деятельность.

Общие и конкретные функции  управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления

 

  1. Методы управления. Способы воздействия на персонал для достижения целей организации.

Принципы менеджмента  и особенности организации учитываются  при выборе методов управления ею. Они могут разрабатываться научным путем или отражать опыт и сложившуюся практику. Методы управления – это спсобы воздействия на персонал для достижения целей организации.

По содержанию методы бывают организационными, административными, правовыми, экономическими и социально-психологическими.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.

С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения. Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют офаничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя. Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к администрации, дисциплинированность и т п.

Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты. Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности.

Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работников и повышение их трудовой активности. Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки. Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.

В современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий.

 

  1. Типы управления (теории X, Y, Z). Типы руководителей и выбор метода управления.

Дуглас Макгрегор дал  описание двух основных типов управления — авторитарного и демократического, назвав эти описания соответственно “теорией X” и “теорией Y”. Спустя несколько десятилетий, в начале 90-х годов, была разработана так называемая “теория Z” — более зрелый вариант “теории Y”, с более развитым коллективистским (партисипативным) началом.

Теория "X" базируется на следующих предпосылках: в мотивах  человека преобладают биологические  потребности; обычный человек имеет  унаследованную нелюбовь к работе и  старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный; по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства; средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.

Теория "У" является антиподом теории "X" и ориентирована совсем на другую группу людей. В основе теории "У" следующие предпосылки: в мотивах  людей преобладают социальные потребности  и желание хорошо работать; физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе; нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей; ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении; обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому; многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Теория "Z" описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Однако работники, описываемые теорией "Z", имеются практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом таких людей в коллективе. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией "Z", эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение.

Работники, описываемые теориями "X", "У" и "Z", образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии представлены все типы людей, и выбор метода управления определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.

В соответствии с типами управления различают следующие  типы руководителей, а также систем управленческого стиля;

Автократический руководитель — руководитель, который не допускает влияния подчиненных на процесс принятия решений. Автократический руководитель склонен навязывать свою волю исполнителям и в случае необходимости делает это, не колеблясь".

Демократический руководитель — руководитель, допускающий и поощряющий влияние подчиненных на процесс принятия решения. Демократический руководитель привлекает сотрудников к участию в управлении, делегирует им часть своих полномочий, а сам занимается наиболее трудными и важными вопросами. В детали работы демократический руководитель не вникает, не навязывает им мелкой опеки и контроля, но и не идет на поводу у сотрудников, как либеральный руководитель. Систематически контролирует ход производственного процесса, подчеркивает интерес и важность работы, дает советы, а не указания. Обеспечивает эффективность труда.

Либеральный руководитель — руководитель, который принимает управленческий решение под влиянием коллег по работе, прежде всего, своих заместителей. Такой руководитель, подчеркнуто вежливый и тактичный, не любит принимать решения (и легко меняет ранее принятые), практически не вмешивается в работу коллектива, избегает конфликтов, умеет выслушивать подчиненных и находить в их предложениях “рациональные зерна”, создавая тем самым дружелюбную, творческую атмосферу.

Руководитель, сосредоточенный на труде, — руководитель, занимающийся, прежде всего, организацией работы и разработкой системы вознаграждений с целью повышения производительности труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"