Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Расходы на эти мероприятия  покрываются предпринимателями  за счет интенсификации труда рабочих. Обусловленная требованиями научно-технического прогресса, теория человеческих отношений ставит своей целью повышение производительности труда, преодоление неудовлетворенности трудом и неприязни к нему у рабочих, смягчение классовых противоречий. Теория "человеческих отношений" – основа политики предпринимателей в США, Франции, Италии и др. стран. Одним из основателей теории "человеческих отношений" стал Элтон Мэйо.

Смысл взглядов теории «человеческих  отношений» на природу человека сводится к следующим положениям:

    • человек – социальное животное, которое может быть свободно и счастливо только в группе;
    • человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в современных технологизированных организациях;
    • организация – это сфера не только приложения трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных потребностей человека;
    • для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, поскольку они противоестественны и противоречат природе человека;
    • проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и организации.

Применение научной  и последующих теорий менеджмента  позволило увеличить производительность и эффективность труда, организовать массовое производство, а также наладить эффективное управление организацией, обеспечивающее высокую производительность.

 

  1. Ситуационные теории управления.

Современная научно-техническая  революция привела к тому, что внутренняя и внешняя среда организации, в противоположность прежнему сравнительно плавному, размеренному и вполне определенному ходу событий, все время стремительно, резко и в самых неожиданных направлениях меняется.

Новые реалии отразил ситуационный подход к менеджменту, который, впрочем, не исключает прежние подходы. Его основы заложил Г. Дениссон, утверждавший, что применение разных методов управления обусловлено ситуацией, т. е. конкретным набором обстоятельств, которые в настоящее время или в будущем существенно влияют на положение организации.

В соответствии с ситуационным подходом управление есть ответ на воздействие этих обстоятельств. Его  задача состоит в их анализе, подборе  подходящих приемов и методов  решения возникающих проблем с учетом системного взаимодействия внутренней и внешней среды (на чем он делает акцент), ограничений, квалификации менеджеров, принятого стиля руководства.

Предполагается, что руководитель должен правильно понимать ситуацию, факторы, ее определяющие, индивидуальное и групповое поведение людей; быть знаком со стилями и методами управления, вероятными последствиями их применения, уметь выбрать наиболее подходящие приемы (в том числе минимизирующие побочные эффекты), дающие максимальный результат.

Понятно, что реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, организовывать подчиненных.

Ситуационный подход тесно связан с концепцией стратегического управления, у истоков которой стоит крупный американский специалист в этой сфере менеджмента И. Ансофф

 

  1. Школы системного подхода в управлении.

Системный подход рассматривает  организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и  элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.

Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревшим  предприятие как социальную систему, был американский исследователь Ч. Барнард (1887--1961). По мысли Барнарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.

Любая организация, по мысли  Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Все организации (за исключением государства и Церкви) Барнард рассматривал как частные. Основываясь на системном подходе, Барнард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком.

Другим представителем системного подхода можно считать П. Друкера (часто его относят и к последователям классической школы), который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.

Друкер отмечает исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая их основой предпринимательства и человеческого общества. Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя. Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы. Высокая оценка роли менеджера не помешала Друкеру выдвинуть идею самоуправления трудового коллектива, в соответствии с которой рабочие и служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем. Это, по его мнению, повышает их ответственность за дела фирмы.

Американский исследователь  Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы  промышленного предприятия. В ней  присутствовали шесть взаимосвязанных  потоков: сырье, заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация. Сложность управления этой системой, по мнению Форрестера, состоит в том, что под влиянием различных факторов будущий результат может не соответствовать ожидаемому. Это толкает на проведение политики, исходящей из сиюминутных интересов, особенно с учетом того, что срок пребывания у власти управляющих и лидеров невелик. Хотя постановка краткосрочных целей проще, управление сложными системами, исходящее лишь из них, неизбежно ведет к ухудшению деятельности. Таким образом, психологические факторы способствуют проведению политики, которая обеспечит хорошие результаты в ближайшем будущем в ущерб перспективе.

В 1956 г. Т. Парсонс определил  организацию как комплексную  социальную систему (совокупные действия и взаимосвязанное поведение субъектов), которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций. Подсистемами организации являются: формальная и неформальная структуры, статусы, роли, физическое окружение. Ядром здесь является формальная структура. Связывают эти элементы коммуникации, равновесие и принятие решений.

Все вместе это определяется как организационная система, главным  интегрирующим фактором которой  является цель, а стабилизирующим -- институциональные стандарты, определяющие роли участников.

В рамках системного подхода  возникли многочисленные количественные теории управления. Толчком этому  послужило появление и широкое  распространение кибернетики, общей  теории систем, исследования операций и других математических методов. Сторонники этих теорий, опираясь на формализованные описания различных ситуаций, пытались с помощью математического моделирования найти оптимальные решения стоящих перед организацией проблем.

 

  1. Современные принципы управления.

Успешное руководство  и управление организацией требует, чтобы они осуществлялись систематическим и очевидным способом. Успеха можно добиться в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом запросов всех заинтересованных сторон. Для содействия достижению целей определены восемь принципов менеджмента. Ими являются:

1) организация, ориентированная на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и, следовательно, должны понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять требования потребителей и стремиться превзойти их ожидания.

2) роль руководства. Руководители устанавливают единство целей, направленности и внутренней среды организации. Они создают окружающую среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены с достижение целей организации.

3) вовлечение работников. Работники всех уровней составляют сущность организации. Полное вовлечение работников дает возможность использовать их способности на благо организации.

4) подход как к процессу. Желаемый результат достигается более эффективно при руководстве соответствующими ресурсами и деятельностью как процессом.

5) системный подход к менеджменту. Вклад в эффективность и результативность организации вносят идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели.

6) постоянное улучшение. Непрерывное улучшение является постоянной целью организации.

7) метод при принятии решения, основанный на фактах. Эффективные решения базируются на логическом и интуитивном анализе данных и информации.

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками. Взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышают способность обеих сторон создавать ценность.

 

  1. Сравнение старой и новой парадигм управления. Факторы, определяющие изменение парадигмы управления. Изменение роли и задач менеджеров.

Современная научно-техническая  революция не только создала новые  товары, услуги и технологии, но и  во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества. В результате чего произошла смена парадигм менеджмента за счет следующих факторов:

Во-первых, коренным образом  изменилась роль человека в производстве. Прежде тот воспринимался лишь как  один из его факторов наряду с машинами и оборудованием; теперь же превратился в основной стратегический ресурс организации.

Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду.

В-третьих, резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во всех сферах социально-экономической жизни.

В-четвертых, стали набирать скорость процессы глобализации, обостряться  общечеловеческие проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая и проч.).

В-пятых, в развитых странах  произошел переход от индустриальной к постиндустриальной, а теперь и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях.

Суть перехода к новой  парадигме, основывающейся на системном и ситуационном подходе к управлению, состоит в следующем.

Во-первых, фирма рассматривается  как открытая система, главные предпосылки  успеха которой находятся в ее окружении. В связи с этим первостепенной задачей менеджмента является адекватное реагирование на различные внешние события.

Во-вторых, главное внимание уделяется человеческим ресурсам - их творчеству, предприимчивости, максимальной автономии работника, что позволяет  организации обеспечивать гибкость и адаптивность.

В-третьих, все более наглядно проявляется тенденция к максимально возможному равноправию субъектов управленческого процесса, на смену централизации (управление по вертикали) приходит отказ от принципов иерархии — децентрализация, предоставляющая большие права низовым уровням (управление по горизонтали на основе взаимной координации участников).

В-четвертых, безразличное или негативное отношение к своим  обязанностям, пассивность, отчужденность, порожденные тяжелыми условиями  труда, бесправием работников, сменяются  заинтересованностью, приобщением  к делам организации, стремлением  проявить себя.

В-пятых, ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества, экономия у него расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход от производственного к маркетинговому подходу к управлению.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"