Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
.М-нт как наука явл. самостоятельной областью знаний, отдел дисциплиной, предметом изуч-я кот. явл. история развития, сущность, содержание и формы упр. деят-ти. Наука об упр-ии базируется на десятках других наук, таких, как мат-ка, логика, психология и социология. Важность м-та стала осознанной, когда начали появляться корпорации-гиганты с огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. Эта деят-ть стала превращаться в профессию, а социальный слой м-ров в заметную влиятельную общественную силу.
Суть м-та как профессии состоит в применении м-та как науки к реальностям ситуации, а Þ к практике. Профес-ый мен-т предполагает наличие в кач-ве субъекта спец-та - мен-ра и в кач-ве объекта – хоз-ую деят-ть фирмы в целом или ее конкретную сферу (произв-во, финансы)
.М-нт–это вид профессионально осуществляемой деят-ти, направл. на достижение целей орг-ции путем рационального использования ее ресурсов с применением принципов и методов, разработанных наукой упр-я.Термин «М-нт» по своей сути явл. аналогом термина «Управление».
3. Роли, функции
и задачи менеджера в
Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации.
Являясь субъектом осуществления
управленческой деятельности, менеджеры
играют в организации ряд
Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:
* первая – менеджер
определяет основные задачи
* вторая – менеджер
собирает информацию о
* третья – менеджер
руководит формированием
К любому менеджеру предъявляются требования:
* наличие знаний в области управления предприятием;
* компетентность в вопросах технологии отрасли;
* владение навыками
* умение принимать обоснованные
решения с участием
* наличие опыта и знаний
в области анализа
* умение анализировать деятельность конкурентов;
* умение предвидеть развитие
конъюнктуры, государственного
Менеджеры должны обладать организаторскими
способностями, под которыми понимаются
индивидуально-психологические
4.Основные бизнес-процессы в организации
К основным процессам организации относят процессы производства, сбыта и снабжения. Характерным признаком основных процессов является добавление ценности продукции для потребителя и обеспечение получения дохода предприятия.
На рис. 5.9 приведён пример перечня основных процессов на предприятии на основе схемы жизненного цикла продукции, изложенного в стандарте ISO 9004 – 1:1994.
Для конкретного предприятия отдельные этапы (процессы) могут отсутствовать или объединятся друг с другом. Например, для некоторых предприятий процесс утилизации и переработки в конце срока службы не актуален, но может быть актуальным «процесс утилизации и переработки отходов отходов производства».
Рис. 5.9. Пример перечня основных процессов на основе схемы жизненного цикла продукции по ISO 9004 – 1:1994.
Для предприятий атомной энергетики «процесс утилизации и переработки в конце срока службы» является одним из важнейших и дорогостоящих. Как правило, число основных процессов не более 10.
5.Принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования.
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
SMART. Принципы целеполагания
SMART – это пять принципов (критериев) постановки
(формулировки) целей.Концепция целеполагания
по принципам SMART появилась в рамках одной
из концепций современного менеджмента
–Управление по целям (МВО).Значение аббревиатуры «
S-pecific (конкретная) |
Цель должны быть конкретна. Работники, вовлеченные в процесс ее достижения, должны понимать, в чем она состоит. |
M-easurable (измеримая) |
Цель должна быть измерима. Работники, вовлеченные в процесс ее достижения, должны понимать, достигнута ими цель или нет. Основным средством |
А-chievable (достижимая) |
Цель должна быть достижима. Работники, вовлеченные в процесс ее достижения, должны обладать соответствующими ресурсами (время, орудия, бюджет и пр.). |
R-elevant (сопоставимая) |
Цель должна соотноситься с более общей, стратегической целью и работать на ее достижение. |
Т-imebound (определена во времени) |
Для каждой цели должны быть определены временные рамки. |
Чтобы сформулировать цель по принципам
SMART, начните предложение с глагола
в совершенной форме:
Повысить Внедрить Понизить Завершить
Устранить Произвести Разработать Приобрести
Увеличить
Закончить и пр.
Кроме этого, укажите только один результат,
который должен быть достигнут. Не забудьте включить
дату завершения работы. Будьте максимально
конкретны и указывайте только измеряемые
результаты. Указывайте реалистичные
и достижимые цели, однако достаточно сложные
для выполнения.
В зависимости от горизонта и уровня планирования выделяют три вида планирования:
стратегическое – комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей;
тактическое – среднесрочное планирование, направленное на реализацию стратегических планов. Задачи тактического планирования: выбор оптимальных средств для реализации стратегии, обеспечение пропорционального развития и скоординированнос ти действий организационных звеньев;
оперативное планирование – краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества, кадры, товарно материальные запасы и др.
Выделяют несколько основных
экономический анализ – расчленение
экономического процесса (явления) на
отдельные составные части, исследование
этих частей, их взаимодействия между
собой и влияния в целом
на весь процесс. Определяются факторы,
влияющие на цель, в результате чего
можно разрабатывать
балансовый – согласование между потребностями и возможностями. Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.;
прогнозный – планирование на основе прогнозирования;
программно целевой –
нормативный – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов. Норма – регламентируемая величина абсолютного расхода ресурсов на одну единицу продукции. Норматив – относительный показатель расхода какого либо ресурса на другие ресурсы;
экономико-математический – применение методов теории вероятности, сетевого планирования, линейного программирования и других математических методов.
6.Типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования.
Организационная структура – состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента
В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и других признаков.
Линейная структура четко
функционирует при решении
Область применения функциональной структуры – это однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; крупные специализированные предприятия
Потребность в применении
(линейно-функциональная)
Область применения – это многопрофильные предприятия; предприятия с расположением в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные проекты.
8. Виды управленческих решений и методы их принятия.
Управленческие решения – реш, кот-е принимаются руководителем орг-ии, преследуют ее цели и явл-ся обязательными к исполнению членами этой орг-ии.
Требования к управленческому решению: целевая направленность, обоснованность, иерархическая субординация, адресность, директивность, обеспеченность ресурсами.
Виды упр-х реш:
1)По функциям упр-ия:плановые; организационные; мотивационные; контрольные.
2)По характеру решения задач:стратегические; оперативные.
3)По степени определенности ситуации:в условиях определенности; в условиях риска; в условиях неопределенности.
4)По степени структуризации
задач: хорошо
5)По функциональным областям: финансовые; кадровые; производственные.
6)По масштабам воздействия:
общие; частные;
7)По числу критериев
:однокритериальные;
8)По направлению воздействия: внутренние; внешние.
9)По глубине воздействия: одноуровневые; многоуровневые.
10)По количеству участников: индивидуальные; коллегиальные; коллективные.
11)По способу осуществления: письменные; устные.
12)По способу принятия:
интуитивные; на основе
Экспертные методы принятия управленческих
решений. Эксперт — это человек, которого
лицо, принимающее решение, или аналитическая
группа, проводящая экспертизу, считают
профессионалом достаточно высокого уровня
в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются
для проведения экспертизы.
Экспертиза — проведение группой компетентных
специалистов измерения некоторых характеристик
для подготовки принятия решения. Экспертиза
позволяет снизить риск принятия ошибочного
решения. Типичные проблемы, требующие
проведения экспертизы: определение целей,
стоящих перед объектом управления (поиск
новых рынков сбыта, изменение структуры
управления); прогнозирование; разработка
сценариев; генерирование альтернативных
вариантов решений; принятие коллективных
решений и т.д.
Метод Дельфи — свое название получил
по названию греческого города Дельфы,
жрецы которого славились умением предсказывать
будущее (дельфийские оракулы). Метод характеризуется
тремя основными чертами: анонимностью,
регулируемой обратной связью, групповым
ответом. Анонимность достигается применением
специальных опросников или другими способами
индивидуального опроса.
Неэкспертные методы принятия управленческих
решений. Метод неспециалиста — метод,
при котором вопрос решается лицами, которые
никогда не занимались данной проблемой,
но являются специалистами в смежных областях.
Линейное программирование — метод, при
котором решаются оптимизационные задачи,
в которых целевая функция и функциональные
ограничения являются линейными функциями
относительно переменных, принимающих
любые значения из некоторого множества
значений. Одним из примеров задач линейного
программирования является транспортная
задача. Имитационное моделирование —
способ формирования решения, при котором
лицо, принимающее решение, приходит к
разумному компромиссу в значениях различных
критериев. При этом ЭВМ по заданной программе
имитирует и воспроизводит течение изучаемого
процесса при нескольких возможных вариантах
управления, ему заданных; полученные
результаты анализируются и оцениваются.
Метод теории вероятности — неэкспертный
метод.
Метод теории игр — метод, при котором
задачи решаются в условиях полной неопределенности.
Это означает наличие таких условий, при
которых процесс выполнения операции
является неопределенным, или противник
противодействует сознательно, или отсутствуют
ясные и четкие цели и задачи операции.
Следствием такой неопределенности является
то, что успех операции зависит не только
от решений принимающих их людей, но и
от решений или действий других людей.
Чаще всего с помощью этого метода приходится
разрешать конфликтные ситуации.
Метод аналогии — поиск возможных решений
проблем на основе заимствования из других
объектов управления.
Методы принятия управленческих решений
на основе творческого мышления. Психологические
методы: «Мозговые атаки»; «Разложение
на части»; «Принудительные взаимосвязи»;
«Морфологический анализ»; «Латеральное
мышление и РО»; «Опросных листов»; «Группового
гения».