Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике

Файлы: 1 файл

Обработанные ответы по ОПИП.doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

С названными типами строения тела Кречмер соотносит  два главных типа темперамента, которые  он называет шизотимический и циклотимический. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Циклотимик имеет пикническое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Кречмер развивает  свою теорию темпераментов, отдельно выделяя  таблицей “специальные дарования”, свойственные полноценным социальным вариантам  темпераментов. Например, поэт-циклотимик для него “реалист, юморист”, а шизотимик - скорее романтик, художник формы. Подобным образом разделяет он характеры исследователей и вождей.

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах прошлого столетия.

Леонгард: Типологические модели акцентуаций  характера и психопатий К. Леонгард. “Акцентуированные личности” М, 1989.

Типологическая  модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы:

акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);

акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный).

Леонгард считает, что люди отличаются не только акцентуированными чертами, но и особенностями, индивидуальными чертами. Черты, определяющие индивидуальность, относятся к разным психическим сферам:

к сфере направленности интересов и склонностей;

к сфере чувств и воли;

к сфере ассоциативно-интеллектуальной.

Не всегда легко, считает Леонгард, провести разницу между акцентуированными чертами и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.

При знании отдельных  черт, можно проследить и их сочетаемость. Леонгард отмечает, что сочетание  акцентуированных черт отличается явственными особенностями обычно в области характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Структурные концепции личности в отечественной психологии.

В отечественной  психологии неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Платонов К.К. и др.). Рассмотрим некоторые из них.

А.Г.Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении, как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов и идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, обеспечивающей устойчивый, постоянный уровень активности и наилучшее приспособление человека к воздействующим на него раздражителям.  
В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности. Так, по мнению А.Г.Ковалева, складываются сложные структуры, синтезом которых и является личность.

В.Н.Мясищев рассматривает структуру личности только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По мнению В.Н.Мясищева, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности. Именно особенности содержания деятельности определяют функциональную структуру психики и личности. Их доминирование в сознании и поведении зависит от отношения человека к различным сторонам действительности. Побудителями поведения являются те же отношения, проявляющиеся в форме потребностей, интересов и склонностей. Исполнительный компонент – способности человека, т.е. те свойства личности, которые являются условиями выполнения ею разных видов деятельности.

Структурно-характерологические  особенности личности схематично можно  изобразить следующим образом:

А) Структура личности.

1. Отношения и их уровень развития: а) высокий (идейный – убеждения, сознание долга, общественно-коллекти- 
вистские мотивы); б) средний (преобладание конкретно-личных отношений – личные симпатии и антипатии, непосредственный утилитарный интерес или расчет); в) низкий (примитивно-витальный – влечения).

2. Интеллект и способности и степень их развития:  
а) уровень развития – высокий, средний, низкий; б) дифферен- 
цированность отдельных компонентов: запаса знаний (высокий, средний, бедный), развития умений, характеристики работоспособности и воли (мера стремления к реализации потребности), а также особенностей других психических процессов (памяти, внимания, мышления).

3. Темперамент (динамика психических реакций и особенности эмоциональности человека): а) типы по Гиппократу-Павлову: холерический (безудержный), сангвинический (сильный, подвижный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический (слабый); б) человеческие типы по Добролюбову-Павлову: художественный, мыслительный, средний.

4. Характер (личность в ее своеобразии, привычные способы поведения): а) тип характера – сильный, слабый, недифференцированный; б) структура характера – цельный (гармонический), противоречивый (дисгармонический); в) направленность основных тенденций – экспансивный, импрессивный, уравновешенно-рассудочный, неуравновешенно-безрассудочный.

Б) Содержание личности.

1. Содержание основных отношений личности: социальных, общественных, производственных, бытовых, семейных, личных, интимных.;

2. Характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценки (широкие – объективные, узкие – субъективно-личные); уровень интересов (идейные, коллективистские, семейные, личностно-индивидуалистические, эгоистические, витально-примитивные); нравственно-эстетический уровень (гуманистический, индивидуалистический, аморальный); идеологический уровень.

Таким образом, представленная система отношений, составляющих личность, выступает как определенная структура, в которой образующие ее отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них и подчиняющими себе все другие оказываются отношения, в которых находят выражение основные потребности и интересы личности. Указанные «ядерные» отношения накладывают свой отпечаток на все другие отношения личности – характер их проявления, устойчивость, действенность и др. Единство в структуре личности, с одной стороны, идеального и материального, с другой – общественного и индивидуального, возникает в процессе ее исторического развития. Формирование человека в социальной среде определяет способы его действия, реакций и переживаний, соответствующих этой среде. Социальное извне, из условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние свойства: потребности, привычки, требования личности к себе и окружающим (Лебединский М.С., Мясищев В.Н.).

По С.Л.Рубинштейну, изучение психического облика личности включает три основные вопроса.

Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что  представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

Вслед за этим, естественно, встает второй вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека.

Однако способности  – это вначале только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека (С.Л.Рубинштейн, с.99). Таким образом, по С.Л.Рубинштейну, структура личности включает: 1)подструктуру направленности, 2)задатки и способности и 3) характер и темперамент, представляющий динамическую основу характера.

К.К.Платонов, учитывая соотношение социального и биологического в качествах личности, выделяет четыре группы свойств (черт), составляющих основные стороны (подструктуры) личности:

· 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. В нее входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально-обусловленной подструктурой;

· 2-я подструктура личности - опыт - объединяет знания, навыки, умения и привычки, которые формируются на основе личного опыта, но имеют заметное влияние и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

· 3-я – индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемые как формы психического отражения (ощущение и восприятие, память, мышление и воображение, чувства, воля).

· 4-я – биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры, в большей степени, определяется основными физиологическими свойствами нервной системы и включает: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т. н. органические изменения.

Особенностями этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные свойства личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

В предложенной К.К.Платоновым динамической функциональной структуре личности содержится как  координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Основные свойства личности

Основные качества (свойства) личности

Имеются и общие  позиции, которые могут быть отражены при выделении и описании ее основных качеств (свойств):

• социальность, т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;

• уникальность – своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;

• трансцендентность – стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, назавершенность, противоречивость и проблемность;

• целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;

• активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;

• нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.

Перечисленные свойства личности не существуют сами по себе, отдельно друг от друга, но образуют диалектические противоречивые связи, разумно ограничивающие и гармонизирующие их проявление в процессе жизнедеятельности.

19. Понятие  темперамента. Психологическое описание  темпераментов

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение  частей, соразмерность) – это интегральное психическое свойство личности, определяемое индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью и скоростью протекания психических процессов и поведения человека.

Говоря о  темпераменте, мы подразумеваем:

• динамические, а не содержательные аспекты психической деятельности;

• те индивидуальные особенности, которые в наибольшей мере зависят от врожденных (природных) свойств нервной системы психики.

Принято выделять следующие основные свойства темперамента.

• Сензитивность или чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает

• Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Люди различаются по степени выраженности реакций на одинаковые внешние или внутренние стимулы. О некоторых можно сказать: «вспыльчивый», «заводится с полоборота», а о других: «не поймешь, обрадовался или огорчился…»;

• Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, как он преодолевает препятствия на пути к поставленной цели (настойчиво, сосредоточенно, целенаправленно или вяло, неэнергично, рассеянно);

• Пластичность / ригидность. Противоположные свойства, которые проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к меняющимся условиям и внешним воздействиям или, наоборот, инертно, с трудом меняя свои привычки и суждения;

• Темп реакций. Характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных психических процессов

• Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникнет;

• Интроверсия / экстраверсия. Противоположная пара свойств, определяющих, чем обусловлены реакции и поведение человека: собственными представлениями, образами, мыслями, связанными с прошлым и возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт).

Названные свойства темперамента отличаются от других сфер личности (способностей или мотивационной сферы) по ряду признаков:

• динамичность

• устойчивость

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"