Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры соц псих.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

1 вопрос. Социальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей и их групп, как представители различных общностей.

1 этап: донаучный (соц. Псих знания воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое), учитывались массовидные настроения, из поколения в поколенеия передавались обряды, ритуалы.

2 этап: Философский (большинство соц пед проблем было осознанно в рамках философских воззрений), изучались некоторые особенности характеров людей и их предназначение в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности соц поведения людей, выявляли мотивы объеденения их в группы итд.

3 этап: феноменологический(от  середины 19 века до 20-х годов 20 века). Социально-психологические феномены  выделялись в самостоятельный  класс психических явлений, для  их изучения разрабатывались  специфические способы и приемы  исследования; формировалась предметная область – социальная психология. В 1908 году выходит в свет книга Майкла Дуггала «Введение в социальную психологию».

4 этап: научный(с 20-х  годов 20 века по настоящее время). В 20-е – 40-е годы соц. Психология  начинает превращаться в сугубо-экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающая специфические методики изучения соц.-психологических феноменов. В 60 – 90-е годы внутри соц. Психологии зарождаются и развиваются новые отрасли.

 

2 вопрос. Связь соц. психологии с другими науками: философские науки, соц. науки, психологические науки, культурология, экономические науки, исторические науки, этнология, педагогические науки.

 

3 вопрос.

1 группа: генетические  методы ( лонгитюдный метод, биографический, теоретический анализ научных источников).

2 группа: проксиометрические  методы (метод анализа документов, наблюдение, словесный опрос, беседа, интервью).

3 группа: диагностические  методы (тестирование, анкетирование,  метод экспертных оценок, социометрия).

4 группа: экспериментальные методы (естественный эксперимент, лабораторный, моделирующий, констатирующий, формирующий).

5 группа: интеграционные  методы (методы количественной обработки  данных, метод качественной обработки  данных).

 

4 вопрос:  диагностические методы (тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, социометрия).

 

5 вопрос: под развитием личности понимается формирование соц. качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. В настоящее время достаточно широко распространены стереотипы понимания соц. развития человека: 1 -  стереотип ограничения возраста соц. развития человека возник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии. 2 – стереотип абсолютизации детства. Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. 3 – стереотип абсолютизации задатков и способностей наиболее широко распространен среди педагогов и родителей, убежденных в том, что задатки обязательно разовьются в определенные способности.

 

6 вопрос. Когнитивное (умственное) развитие человека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием школы, личностными особенностями ребенка и родителей.

 

7 вопрос. Социально- психологическая характеристика личности

можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают  личность как конкретного человека, носителя сознания*, другие делают упор на социальное свойство индивида как  на «совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою личность — это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения»

 

 

8 вопрос. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интврнализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь.

Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие "Я", осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

9 вопрос В кризисные моменты в любом обществе возникает состояние, связанное с нарушением общественных норм. Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности. Норма осуществляет регулирование поведения и социальный контроль за поведением, они носят ярко выраженный волевой характер. Норма не только оценивает и ориентирует но и предписывает, т.о. социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности.

Пример: общество поддерживает идеал высокого благосостояния и социального положения, в то время как достижение этого идеала требует высокого образования и крупных материальных затрат, поэтому материальное и социальное неравенство заставляет часть индивидов искать нелегальные средства достижения культурного идеала (воровство).

10. Особенности современной социализации

Социализация- процесс  и результат включения индивида в соц отношения в следствие которых он становится личностью и приобретает необходимые для жизни ЗУН.

Факторы социализации:

1. Макрофакторы (космос, планета, страна, мир, общество, государство).

2.Мезафакторы (этнокультурные  условия, региональные условия,  тип населения, СМИ).

3. Микрофакторы (религиозные организации, семья, трудовые кол-вы, группы сверстников, субкультура, микросоциум, институты воспитания).


 

11. институты  социализации

- семья,

- дошкольные учреждения,

- школа,

- учебные заведения,

- армия,

- неформальные группы,

- производственные учреждения.


 

12 вопрос. Социализация – это становление личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. Это процесс усвоения норм и правил в процессе онтогенеза.

Проблема соц – ии личности  может быть выражена как отношение между личностью и соц. институтами общества.

Проблемы: отсутствие у индивида личностной мотивации, слабое проявление воли, низкий уровень интеллекта, эмоций, чувств, свободы и подсознания – все это будет являться помехами для социализации личности.

13 вопрос. Обще́ние — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Общение в современной  действительности:

  • Разговор “лицом к лицу”.
  • Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.
  • Выступления перед большой аудиторией.
  • Телефонный разговор.
  • Письмо, личное письменное сообщение.
  • Текст, напечатанный на машинке (компьютере).
  • Сообщение на большую аудиторию.
  • Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой.
  • Статья в виде информационного письма компании.
  • Новости в печатных СМИ.
  • Реклама в СМИ.
  • Наружная реклама. Щиты.

 

14. коммуникативная  сторона общения

Коммуникативная сторона  общения проявляется во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств. Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому (лицо, передающее информацию, называется коммуникатором, а получающее эту информацию - реципиентом), а именно обменивается. Обмен информацией между участниками общения осуществляется как на вербальном (устная и письменная речь), так и невербальном (неречевом) уровне


 

15. Средства  общения

На вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Нередко можно слышать мнение, что речь скрывает истинное лицо человека, но вместе с тем, речь может демонстрировать его, вопреки воле говорящего.

Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово- с его солистом. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

 

16 вопрос. Интерактивная сторона общения – общение как обмен действиями

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии; неоднозначное решение вопроса  о соотношении интеракции и коммуникации. «Обмен действиями» как важнейшее  условие совместной деятельности. Психологическое  содержание взаимного обмена действиями. Проблема самоподачи и обратной связи.

Различные способы описания структуры взаимодействия (Т.Парсонс, Я.Щепаньский, В.И.Панферов). Основные понятия  транзактного анализа: позиция, ситуация, стиль. Их адекватная комбинация как  условие эффективного взаимодействия

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое  содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция.

Проблема конфликта  в социальной психологии. Структура  конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта.

Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема  Р.Бейлса и возможности ее практического  использования. Теория «диадического  взаимодействия» (Р.Тибо и Г.Келли) и  попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида ).

Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации  совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И.Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.

17 вопрос. Перцептивная сторона общения: общение как взаимопонимание и взаимопознание людей

Специфика анализа перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер) и историческое изменение  его содержания. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия.

Роль межличностного восприятия в  процессе общения. Взаимное восприятие и познание как основа установления взаимопонимания партнеров. Две  возможных интерпретации взаимопонимания.

Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия); роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Содержание и значение стереотипизации. Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А.Бодалев).

Интерпретация причин поведения другого  человека – феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; виды атрибуции (Г.Келли); атрибуция  ответственности; место атрибуции  в межличностном восприятии.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"