Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 36 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"

Содержание работы

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле.
Соотношение понятий "философия", "мировоззрение", "наука". Методология науки и науковедение.
Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровень процедур и методик исследования.
Функции методологии в научном исследовании.
Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.
История развития и современные представления о научном познании.
Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира.
Атрибуты и основные структурные составляющие деятельности.
Проблема классификации видов деятельности.
Сущность деятельностного подхода к изучению феноменов психики.
Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности.
Методологические аспекты изучения сознания как высшей формы развития психики.
Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт. Соотношение понятий «отражение» и «взаимодействие».
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Узкая и широкая интерпретация понятия «личность».
Методологические стратегии построения моделей личности в отечественной психологии.
уровни интегральной индивидуальности и личность.
Личность как высшая ценность; проблемы формирования личности.
Принцип детерминизма как ведущий принцип отечественной психологии.
Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.
Принцип историзма.
принцип единства сознания и деятельности.
Принцип отражения.
Принцип активности.
Принцип развития в психологии.
Сущность системного подхода в психологии. Основные понятия системного анализа.
Проблема предмета и методов психологического исследования.
Современные подходы к пониманию предмета психологии.
Методологическое и конкретно научное содержание категории образа.
Методологическое и конкретно научное содержание категории мотива.
Методологическое и конкретно научное содержание категории действия.
Методологическое и конкретно научное содержание категории личности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории сознания.
Методологическое и конкретно научное содержание категории деятельности.
Методологическое и конкретно научное содержание категории отношения.
Сущность психофизиологической проблемы и пути ее решения в психологии.

Файлы: 1 файл

OTVET_METOLOGIY2.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы

для подготовки к экзамену по дисциплине

  «Методологические основы психологии»  (2012–2013уч. г.)

 

  1. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле.
  2. Соотношение понятий "философия", "мировоззрение", "наука". Методология науки и науковедение.
  3. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровень процедур и методик исследования.
  4. Функции методологии в научном исследовании.
  5. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
  6. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.
  7. История развития и современные представления о научном познании.
  8. Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира.
  9. Атрибуты и основные структурные составляющие деятельности.
  10. Проблема классификации видов деятельности.
  11. Сущность деятельностного подхода к изучению феноменов психики.
  12. Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности.
  13. Методологические аспекты изучения сознания как высшей формы развития психики.
  14. Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт. Соотношение понятий «отражение» и «взаимодействие».
  15. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Узкая и широкая интерпретация понятия «личность».
  16. Методологические стратегии построения моделей личности в отечественной психологии.
  17. уровни интегральной индивидуальности и личность.
  18. Личность как высшая ценность; проблемы формирования личности.
  19. Принцип детерминизма как ведущий принцип отечественной  психологии.
  20. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.
  21. Принцип историзма.
  22. принцип единства сознания и деятельности.
  23. Принцип отражения.
  24. Принцип активности.
  25. Принцип развития в психологии.
  26. Сущность системного подхода в психологии. Основные понятия системного анализа.
  27. Проблема предмета и методов психологического исследования.
  28. Современные подходы к пониманию предмета психологии.
  29. Методологическое и конкретно научное содержание категории образа.
  30. Методологическое и конкретно научное содержание категории мотива.
  31. Методологическое и конкретно научное содержание категории действия.
  32. Методологическое и конкретно научное содержание категории личности.
  33. Методологическое и конкретно научное содержание категории сознания.
  34. Методологическое и конкретно научное содержание категории деятельности.
  35. Методологическое и конкретно научное содержание категории отношения.
  36. Сущность психофизиологической проблемы и пути ее решения в психологии.

 

 

 

1. Определение методологии науки.  Понятие метода в узком и  широком смысле.

«Методология - 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых  в какой-либо науке». 3) учение о методах  и принципах познания. Методология науки - это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений. Методология как учение о методе, под которым, в свою очередь, понимается совокупность приемов, способов, регулятивных принципов познавательной деятельности, обеспечивающих ей «верный путь к цели», т. е. к объективному знанию. Метод (в широком смысле) - путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). 

3. Структура методологического знания: уровень филосовской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частнонаучной методологии, уровни процедур и методы исследования.

Если  рассматривать структуру методологии  науки «по вертикали», то можно  выделить следующие ее уровни: 1) уровень  философской методологии; 2) уровень  конкретно-научной методологии; 3) уровень общенаучных принципов и форм исследования; 4) уровень методики и техники исследования.

Одна  из важных функций дифференциации уровней  методологического знания заключается  в преодолении ошибок двоякого рода:

1) переоценка  меры общности знаний более  низких уровней; попытка придать им философское и мировоззренческое звучание;

2) непосредственный  перенос положений и закономерностей,  сформулированных на более высоком  уровне обобщений без преломления,  конкретизации их на материале  частных областей знания; например, иногда делается вывод о конкретных путях развития того или иного объекта на основе применения к нему закона отрицания и т. п.

Понятие подхода применимо к разным уровням  методологического анализа, но чаще всего такие подходы охватывают два верхних уровня - философскую и общенаучную методологии. Поэтому для выполнения ими конструктивной функции в специальных науках необходима «переплавка» этих подходов с тем, чтобы они перестали быть внешними по отношению к той или иной дисциплине, а были имманентно связаны с ее предметом и сложившейся в ней системой понятий.

4)Функции  методологии в научном исследовании

Методология реализует свои функции 

1. Функция  катализации, стимулирования научного  познания. 2. Проблематизация и критическое  осмысление функционирующих в культуре идей. 3. Формирование творческой личности учёного за счёт расширения его кругозора, воспитания культуры мышления. 4. Организация и структурирование научного знания как целого за счёт его интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов. 5. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. 6. Мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира. Перечисленные функции относятся к функциям методологии преимущественно дескриптивного типа, т. е. имеющей форму ретроспективного описания уже осуществлённых процессов научного познания. Нормативная методология – рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. В этом русле выделяются следующие дополнительные функции методологии: 1. Методология обеспечивает четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) со стороны как содержания, так и формы.  2. Методология дает определенные средства для решения поставленных задач.  3. Методология позволяет описать и оценить саму деятельность исследователя или практика и выработать рекомендации и правила, то есть те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Соотношение понятий «философия»,  «мировоззрение»,  «наука». Методология науки и науковедения

  • иррационалистические концепции (как экзистенциализм, философия жизни, философская антропология) полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждебную человеку силу.
  • неопозитивизм (прежде всего сциентизм) признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обеспечить ориентацию человека в мире. Философия должна отбросить мировоззренческие аспекты и ценностные подходы, выступая при этом лишь в функции логики и методологии науки.

Философия специфически теоретическими средствами (и это обстоятельство определяет ее глубокую общность с наукой) выполняет мировоззренческую функцию. Это высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме.

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Вопрос оботношении человека к объективной реальности и ее отношении к нему.

Мировоззренческий аспект может иметь любое знание. Но для этого нужна особая работа, выполняемая — сознательно или неосознанно — носителем мировоззрения, придание знанию не только объективного, но и субъективного значения.

Мировоззрение включает в себя не только философские положения, но и положения частных наук, опирается на всю духовную культуру и впитывает в себя, синтезирует в себе отражение всех форм и аспектов общественного бытия сквозь призму основного мировоззренческого вопроса об отношении человека к миру.

Задача философии - анализ совокупного содержания мировоззрения, раскрытие его общей основы и изложение его в виде обобщенной логической системы.

Философия и наука:

Философия вскрывает и наиболее общие законы развития природы и общества. Использует свои специфические методы, не сводящиеся к специально-научным методам исследования (пример: рефлексия). Сопоставляет тип ориентации, задаваемый наукой, и все иные типы ориентации

Философия и культура:

- Опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры, общественной практики, в которой наука является лишь одной из форм кристаллизации человеческого опыта.

  • является самосознанием культуры

Именно ассимиляция философией всего богатства человеческого опыта позволяет ей задавать ориентиры самой науке и даже часто выполнять содержательно эвристическую функцию.

Методологический анализ науки включает в себя и ряд других уровней, помимо философского.

Науковедение — дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов, осуществляющая комиплексный анализ научного труда, деятельности по производству научных знаний. Науковедение включает: вопросы структурных единиц науки (дисциплинарное строение науки, организация междисциплинарных исследований), факторы эффективности работы научных коллективов, вопросы социологии и социальной психологии науки, наукометрии, психология ученого, этические проблемы научной деятельности. Часть этих вопросов носит методологический характер, но это внешняя неспецифическая рефлексия над наукой, социально-организационные проблемы.

5. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.

1я  причина особой заинтересованности  психологии в методологических разработках заключается в сложности и многоплановости самого предмета исследования, его качественном своеобразии. 2ая причина заключается в том, что психология накопила огромное количество эмпирического материала, который просто невозможно охватить без новых методологических подходов. Основанные на неправомерном обобщении результатов частных исследований, перенос данных, полученных при изучении животных, на человека, а при изучении больных — на здоровых людей и т. п., приводят к циркуляции в общественном сознании идей, искаженно отражающих природу человека и ведущих к отрицательным социальным, а иногда и политическим последствиям. Большая ответственность лежит и на психологах, работающих с людьми и участвующих в диагностике и прогнозировании профессиональной пригодности, уровня развития, в постановке клинического диагноза, в проведении комплексной судебной психолого психиатрической экспертизы. Работа в этих сферах требует хорошей методологической и методической подготовки. Методологическая ошибка для психологии, заключается в некритическом заимствовании и использовании подходов и процедур (прежде всего тестов), разработанных применительно к людям совсем другой культуры, иной социально-экономической общности.

 

6) Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.

В психологии получены данные, позволяющие обосновать необходимость методологического знания как некоторого предзнания, без которого вообще невозможна познавательная деятельность коллективного или индивидуального субъекта. Необходимость предварительного знания в той или иной его форме четко зафиксирована уже на уровне чувственного познания и со всей отчетливостью выступает в случае рационального, а тем более собственно научного познания. Более того, психологи издавна подчеркивают особую ее нужду в помощи со стороны методологии и невозможность выработки ориентиров для построения и развития психологической науки исходя из собственно психологического знания. Сама «возможность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего», — отмечал Л. С. Выготский  Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений, чтобы получить то, чего от него ждут «Ни в одной из научных областей результаты конкретного исследования не зависят в такой степени прямо и непосредственно от исходных методологических посылок и используемых методических приемов, как в психологии». Итак, 1я причина особой заинтересованности психологии в методологических разработках заключается в сложности и многоплановости самого предмета исследования, его качественном своеобразии. 2ая причина заключается в том, что психология накопила огромное количество эмпирического материала, который просто невозможно охватить без новых методологических подходов. Методологическая ошибка для психологии, заключается в некритическом заимствовании и использовании подходов и процедур (прежде всего тестов), разработанных применительно к людям совсем другой культуры, иной социально-экономической общности.

7. История развития и современные  представления о научном познании.

Научное знание — это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям  логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки его истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Первой  стадией развития или формой существования  науки стала «замкнутая теоретическая  наука», примером которой может служить учение Пифагора (вторая половина VI в. до н. э.). Научное знание здесь выступает в форме особой (новой по отношению к предметному миру) реальности идеализированных сущностей, прежде всего чисел и геометрических форм. В качестве второй формы научного познания выделилась «фактуально-описательная наука», примером которой может служить грандиозная для своего времени система научного знания, изложенная Аристотелем и на многие века задавшая основной вектор развития наук.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"