Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике

Файлы: 1 файл

Обработанные ответы по ОПИП.doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

1. Образование и мировые образовательные тенденции

Образование –  процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образованность  – качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней.

*Развитие цивилизации  и образование

В настоящее  время происходит переход от «общества  потребления» к «альтернативной  цивилизации». Главный способ обучения и воспитания – созерцательно-вербальный.

*Проблемы современного  высшего образования и пути  их решения.

1) Качество образования. Путь решения - новая философия опережающего образования – фундаментализация образования и применения инновационного обучения.

2) Прагматическая ориентация (система образования, не содействующая развитию личности). Путь решения – «развивающее образование», при котором идёт развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий

3) Недоступность качественного образования. Путь решения – телекоммуникационные технологии, доступность базы данных, дистанционное образование.

2. Самообразование и непрерывное образование

Самообразование – все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом; средство самовоспитания.

Основная форма  самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы.

Непрерывное образование  – 1) процесс или свойства объекта, характеризующаяся отсутствием промежутков в его протекании, перехожее от одного качества в другое, в противоположность прерывности. 2) Свойство, устанавливающее определённую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов и состояний объекта.

Непрерывное образование  осуществляется на уровне индивидуальности, педагогической системы, образовательной системы и социума в целом.

*Св-ва непрерывного  образования:

1) Происходит последовательное усвоение определенной системы ценностей, норм, знаний. Под целенаправленным воздействием воспитательных и обучающих воздействий и стихийных, спонтанных процессов, влияющих на формирование личности.

2) Постепенное формирование оптимального алгоритма познавательной деятельности индивида.

3) Происходит становление менталитета индивида, то есть формируется образ мыслей, способностей оперирования информацией.

*Структура непрерывного  образования

1) Воспроизводство, изменение, трансформация потребности, тенденций общественного развития, культурных ценностей.

2) Воспроизводство, изменение и развитие представлении о сущности знания, социально одобренной идеальной модели образованного человека и успешного специалиста.

3) Воспроизводство, изменение и развитие собственно педагогического знания, педагогического мастерства и опыта.

3. Психология и педагогика: общность и различие

Психология.

1. Терминология.

Психология (от греч. «психе» - «душа» и «логос» - «понятие») – Наука о душе. Термин появился с 10 в. до н.э., но самостоятельно был  указан в конце 18 в.)

2. Донаучный период.

Психологии  зародилась в недрах философии. И  только около 100 лет назад была признана как самостоятельный объект изучения.

3. Определение. Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, чувств и других явлений психики. Предмет психологии – создание субъективного образа объективного мира.

Педагогика.

1. Терминология. Педагогика (от греч. «paidos» - «дитя» и «ago» - «веду»). Первоначальное значение – раб в Древней Греции, который отводил за руку ребёнка хозяина в школу.

2. Донаучный период. Педагогика начинала развитие как утилитарная, прикладная деятельность человека по передаче следующим поколениям общечеловеческие знания, правил поведения, норм, традиций.

3. Определение. Педагогика – наука о воспитании человека. Образование, обучение, развитие.

4. Виды научной психологии и педагогики: научная и житейская

1) Житейские знания конкретны и приурочены к определённым ситуациям. Наука стремится выявить механизмы, закономерности, и представить психологические явления и факты в обособленном виде.

2) Житейские знания носят интуитивный характер, приобретаются путём проб и ошибок. Научные же приобретаются путём эксперименты, основываются на выдвижении гипотез, их подтверждений на основе научных методов.

3) Житейская психология ограничивается возможностями передачи знаний (отцы и дети). В науке знания передаются с помощью научной литературы, стилизуются в законах.

4) В житейской психологии метод – субъективное наблюдение. В научной психологии – эксперимент, тест, опрос, проективные методы.

5) Научная психология распространяется обширными материалами, которые недоступны в житейской психологии. Житейская психология представлена в пословицах. Сказках, художественной литературе.

ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНАЯ - основателем ее принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. В целом Вундт придерживался ассоцианизма, и задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Его интересовала структура сознания, и потому это направление получило название структурализма, а теория Вундта - теорией элементов сознания. Основной метод изучения оставался интроспективным, а эксперимент играл вспомогательную роль. Но при всей глубине и оригинальности идей Вундт не оставил большой научной школы.

Другой крупный  психолог того времени, вклад коего  уникален, был У. Джемс, создатель  теории потока сознания. Хотя он не был экспериментатором, но на основе данных самонаблюдения самого себя и других людей, на клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. Согласно Джемсу, кроме вопросов о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, крайне важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему служит (это направление называется функционализмом). Основное заключается в том, что душа позволяет приспособиться к миру. Душевная жизнь представляется как непрерывный поток ощущений, поток опыта, из коих сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир. Главное - не то, каков мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем, а это зависит от того, как человек видит мир - каким он его себе выстраивает во внутреннем плане (такая позиция называется феноменализмом). Итак, главная задача души - "приспособить" человека к миру путем выстраивания из ощущений такого мира, что удобен для субъекта, пусть этот мир и не соответствует объективному. Отсюда следует уникальность и неповторимость субъективных миров - особенно в отношении Я и самосознания. Однако и Джемс не оставил большой научной школы.

Все же конец XIX и начало XX в. знаменательны появлением теорий, "переворачивающих" психологию. Это были очень разные направления; два из них, психоанализ и бихевиоризм, являют собой даже своеобразные научные революции. В сущности, в это время возникло много разных "психологии" со своими принципами и языком; сперва они с трудом взаимодействовали и даже противостояли, ныне же часто стремятся если не к объединению, то к заимствованиям методов, понятий и пр. Этот период часто называется периодом открытого кризиса психологии; в это время происходит трансформация предмета психологии и зарождается современная психология, и теоретическая и практическая.

По мнению составителя, ныне наблюдается подобный же период открытого кризиса психологии, знаменующий этап перехода от психологии научной к "психологии посленаучной": этот период так же, как и прежний период кризиса, характерен появлением если не разных "психологии", то разных психологических течений и школ, и значительно различающихся, и сходных одновременно. Весьма существенная и особенная его черта - это возрастание интереса к древним психологическим, в частности эзотерическим учениям, - во многом выходящим за рамки традиционно-научных областей, методов, подходов и мировоззрений, из-за чего это и можно метафорически (пока?) назвать "психологией посленаучной".

Психология  научная находит такие обобщающие понятия, кои не только экономизуют  описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности ее индивидуальные особенности.

Особенности и отличия научных психологических знаний таковы:

1) они часто  совпадают с житейскими по  внешней форме, хотя внутреннее содержание обычно различается - хотя бы большей четкостью и однозначностью;

2) если житейские  психологические знания чисто  конкретны и интуитивны, то научные  психологические знания рациональны и вполне (в идеале!) осознаны;

3) это отличие  состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности этой передачи, ибо возможности передачи житейских психологических знаний весьма ограничены, а накопление и передача научных знаний становятся возможными благодаря их кристаллизации в понятиях и законах;

4) различаются и методы получения знаний: в житейской психологии приходится ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной дополнительно к этому применяется метод экспериментальный;

5) еще одно  отличие - и преимущество - в том,  что психология научная располагает обширным и разнообразным, подчас уникальным фактическим материалом, во всем объеме недоступном носителям житейской психологии; этот материал накапливается, в частности, и в специальных отраслях психологии.

Нигде невозможно прочитать, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как от общих принципов переходить к реальным проблемам. Но эти способности можно развить в себе. Лишь постоянное внимание к этим переходам и упражнение в них может сформировать чувство жизненности при занятиях наукой; и для этого совершенно необходимо знакомство также с житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими. В конечном счете научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом.

Житейская психология.

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь не только научные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» очень часто встречаются в обыденной жизни и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, два важных типа психологических знаний – житейскую и практическую психологии, которые от научной отличаются методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.

Житейская психология – это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Люди различаются  в плане психологической зоркости и житейской мудрости.

Одни весьма проницательны, способны по выражению  глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам  легко уловить настроение, намерения  или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.

Источником  житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и  люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Повторение – мать учения».

Богатый психологический  опыт накоплен в сказках.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.

Бытовая и научная педагогика

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта. 
На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п. На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам. 
И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода. 
Бытовая (житейская) педагогика и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: родителя и профессионального педагога.  
Роль родителя - одна из древнейших ролей, которые играет человек. Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Одним она нравится, другим - не очень, одни готовились к ней не один год, другие узнали об этом как о свершившемся факте и вынуждены были примириться с новым положением. Осознание себя родителем - процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как правило, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного контакта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоянии становятся привычными, возникают вопросы: каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать? Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны. В воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса - творец, динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами. Хотя в основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении. 
Сравним бытовую (житейскую) и научную педагогику по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний. 
Способы получения знаний.  
Способ получения житейских педагогических знаний - опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобретения научных педагогических знаний - выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. Методы получения знаний в житейской педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования. 
Характер и структура знаний. 
Житейские педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в житейской педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом житейских понятий является жизненный опыт конкретного человека). В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В житейской же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания. 
Способы передачи знаний.  
Способы передачи знаний житейской педагогики весьма ограничены. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей, «народную мудрость» (пословицы, поговорки, сказки) и декларируемые в социуме воспитательный ценности. В научной же педагогике знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-ученого.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"