Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике

Файлы: 1 файл

Обработанные ответы по ОПИП.doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Иррационалистические  тенденции "философии жизни" продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Основоположник  психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону  принципа удовольствия" (1920 г.) , "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.) , ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния  на индивидуальную и общественную жизнь  было главной заслугой З. Фрейда.

Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и  побуждения. Довольно часто прорывается  бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, подсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. "Оно" - глубинный слой подсознательного влечения - психическая самость, основа деятельности индивидов, "Я" - сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним миром", в том числе, природными и социальными институтами. "Сверх-Я" (super-ego) - внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные интериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты власти родителей и авторитетов.

Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

Поскольку в  удовлетворении своих страстей индивид  сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд считал, что  психоанализ может быть использован  и для объяснения и регулирования  общественных процессов. Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества.

Люди, подчеркивал  он, постоянно находятся в состоянии  страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры - это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия.

Противоречия  между культурой и внутренними  устремлениями человека ведут к  неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являются ли многие культуры, или даже культурные эпохи "невротическими", не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений "невротическим"?

2. Гуманистическая психология.

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

А. Маслоу, К. Роджерс В, Франкл Ш. , Бюлер Ф. , Бэррон Р. , Мэй С. , Джурард

Предмет изучения

·  Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

·  Осуществление самого себя.

·  Сознание собственного достоинства.

·  Социальные потребности.

·  Потребности в надежности.

·  Этапы деградации личности.

·  Поиск смысла жизни.

·  Физиологические основные потребности.

·  Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

·  человек целостен

·  Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

·  Главной психологической реальностью являются переживания человека

·  Человеческая жизнь - целостный процесс

·  Человек открыт к самореализации

·  Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Бихевиоризм

Начало бихевиоризму было положено статьей американского  психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Представители

·  Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Предмет рассмотрения

Изучать не сознание, а поведение человека.

Личность –  все то чем обладает индивид.

Человек в концепции  бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Теоретические положения

Благодаря манипуляциями  внешними стимулами можно формировать  у человека разные черты поведения.

Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

1) исходный пункт  – проблемная ситуация;

2) организм противостоит ей как целое;

3) он активно  действует в поисках выбора;

4) выучивается  путем упражнения.

Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта -

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.

Коннексия –  это элемент поведения.

Практика

Человек полностью  зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных  причин сделавших нас такими, какие  мы есть, связана с нашей склонностью  подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние  условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Вклад в психологию

Подняли эксперимент  на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

 

 

7. Общее  понятие о психолого-педагогическом  исследовании и его методах

Наблюдение  – целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое  может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а так же лиц, проводивших непосредственное наблюдение.

Классификация видов наблюдения:

• По времени поведения – непрерывное и дискретное.

• По объёму – широкие и узкоспециальные.

• По типу связи наблюдателя и наблюдаемых – открытое, скрытое.

Методы исследования: 1. Устно (беседа, интервью) 2.Письменно, анкетный опрос.

Наблюдение  – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.

Требования  к проведению наблюдения:

• сохранение естественности психических проявлений;

• должен быть целенаправленным;

• фиксация результатов.

Процессы общей  процедуры наблюдения (программа  наблюдения):

• определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

• определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);

• выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

• установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);

• выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?);

• определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).

Различают следующие, дополняющие друг друга, виды наблюдения:

• кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);

• непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);

• выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).

Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта.

Метод самонаблюдения — это стратегия получения  эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами

8. Эксперимент.  Формирующий эксперимент как  ведущий метод получения психолого-педагогических знаний

Эксперимент (от лат. Experimentum – опыт, проба) – метод  познания, при помощи которого в  контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Спецификой  психологического эксперимента выступает  активное вмешательство исследователя  в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"