Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Психология как наука.docx

— 25.28 Кб (Скачать файл)
    1. Психология как наука   

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. Первоначально он относился  к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические  исследования вышли за рамки тех  явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти  утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно  воспринимаемым и переживаемым человеком  явлениям сознания. Однако до сих пор  по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее  название.

С XX века  психология становится самостоятельной и экспериментальной  областью научных знаний.

 

    1. Исторические этапы развития психологии

Условно можно выделить четыре этапа исторического развития психологии.

Первый этап – психология как наука о душе, Такое определение  психологии было дано более двух тысяч  лет назад. Все непонятные явления  в жизни человека объяснялись  наличием души.

Второй этап – психология как наука о сознании, зародившаяся в XVII веке в связи с развитием  естественных наук. Под сознанием  подразумевалась способность мыслить, чувствовать, желать.

Третий этап – психология как наука о поведении. Получает развитие в XX веке. Предметом изучения являются поведение, поступки, реакции  человека на внешние воздействия.

Четвертый этап – психология как наука, изучающая психику. В XX столетии происходит процесс отделения  психологии от философии и превращения  ее в самостоятельную науку.

 

    1. Предмет и задачи психологии

Современная психология –  это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. В этом определении  новым понятием является психика.

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной  реальности.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, появившееся  относительно поздно, на высоком уровне развития живой материи. На языке  современного естествознания это означает, что психика возникает только у живых организмов, которые ведут  активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной меняющейся среде. К непрерывным  изменениям этой среды и своего положения  в ней им постоянно приходится активно приспосабливать свое поведение. Это требует нового вспомогательного аппарата поведения – психической  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные принципы психологии

 

           Основными принципами современной психологии являются следующие:

          Принцип детерминизма. Этот принцип  означает, что психика определяется  условиями жизни и меняется  с изменением образа жизни.  Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие  определяется естественным отбором  как биологическим законом.

          Принцип единства сознания и  деятельности. Сознание и деятельность  не тождественны и не противоположны  – они представляют собой единство. В сознании человека формируются  динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться  в окружающей среде и в соответствии  с этим осуществлять психологам, изучающим поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические  механизмы, которые обеспечивают  успешность достижения целей  деятельности, то есть открывать  объективные закономерности психики.

      Принцип  развития психики. Психику можно  адекватно интерпретировать только  в том случае, если она рассматривается  как продукт развития и как  результат деятельности.

 

    1. Отрасли психологии

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Педагогическая психология занимается разработкой наиболее эффективных  методов обучения, изучает психологические  закономерности обучения и воспитания человека, в частности, она использует при этом открытия когнитивных психологов и теоретиков, занимающихся исследованием  процессов обучения, интеллектуальной деятельности, находит психологические  факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между  педагогом и учеником. Она исследует  формирование у учащихся мышления, изучения проблемы управления процессом  усвоения приемов и навыков.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая, если представится случай, спрос  на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная  программа политического деятеля.

Юридическая психология стремится  гуманизировать взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными или между последними и их семьями. Знания о поведении человека, которыми владеют специалисты, дают им возможность помогать судьям назначить преступникам такие меры наказания, которые способствовали бы их возврату в общество.

Военная психология разрабатывает  главным образом способы совершенствования  методов командования или укрепления связей между разными группами. Она  занимается также изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение  в целом или представителей различных  сект.

Социальная психология. Область  социальной психологии уже была нами ранее очерчена. Чтобы дать представление  о сложности взаимоотношений, складывающихся между людьми, достаточно добавить, что социальная психология выработала целый ряд своих собственных  методов, для применения которых  нередко требуется немалая изобретательность.

Зоопсихология использует методы, принятые в психологии, чтобы дополнить  данные этологов о поведении различных  видов животных.

 

 

 

  1.6  Место психологии в системе наук

Исследование процессов  и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными  науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей. Особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологи. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"