При
этом важно иметь
в виду, что кризисные
симптомы не проявляются
постоянно, это скорее
эпизодические явления,
хотя порой они
повторяются достаточно
часто. Интенсивность
кризисных симптомов
и способы их выражения
также достаточно
различны.
Существуют два основных
пути протекания данного
кризиса:
1. Кризис независимости.
Его симптомы - строптивость,
упрямство, негативизм,
своеволие, обесценивание
взрослых, отрицательное
отношение к их требованиям,
ранее выполнявшимся,
протест-бунт, ревность
к собственности. ќто
некоторый рывок вперед,
выход за пределы старых
норм, правил. "он
уже не ребенок".
2. Кризис зависимости.
Его симптомы - чрезмерное
послушание, зависимость
от старших или сильных,
регресс к старым интересам,
вкусам, формам поведения.
ч то возврат назад,
к той своей позиции,
к той системе отношений,
которая гарантировала
эмоциональное благополучие,
чувство уверенности,
защищенности. "я
ребенок и хочу оставаться
им". Как правило,
в симптомах кризиса
присутствует та и другая
тенденция, речь идет
только о том, какая
из них доминирует. Одновременное
присутствие и стремления
к независимости, и стремления
к зависимости связано
с двойственностью позиции
школьника.
В силу недостаточной
психологической и социальной
зрелости подросток,
предъявляя взрослым
и отстаивая перед ними
свои новые взгляды,
добиваясь равных прав,
стремясь расширить
рамки дозволенного.
Одновременно ждет от
взрослых помощи, поддержки
и защиты, ждет (конечно,
неосознанно),что взрослые
обеспечат относительную
безопасность этой борьбы,
оградят его от слишком
рискованных шагов.
От чего повышенно-либеральное "разрешающее"
отношение часто наталкивается
на глухое раздражение
подростка, а достаточно
жесткий (но при этом
аргументированный)
запрет, вызвав кратковременную
вспышку негодования,
напротив, ведет к успокоению,
эмоциональному благополучию.
31.
Ведущая деятельность
и социальная ситуация
развития
В
основе образовательного
стандарта лежит
проектирование такого
уклада школы, который
предполагает постановку
задачи превращения
уклада школы в
социальную ситуацию
развития личности ребенка.
И когда мы ставим
вопрос так, то в процессе
проектирования социальной
ситуации мы должны
учитывать мотивы
и индивидуальные
особенности ребенка,
чтобы помочь ему
выбрать ту деятельность,
которая соответствует
этим мотивам.
Без
понятия «социальная
ситуация развития»,
введенного Выготским
– Леонтьевым – Божович,
нет представления о
ведущей деятельности.
Социальная ситуация
развития выступает
в буквальном понимании
как источник развития
личности ребенка и
резко противопоставляется
понятию, которое существует
в традиционной психологии,
в том числе и в педагогике,
особенно в бихевиористских
доктринах, – понятию
«фактор».
Выготский говорит следующее:
социальная ситуация
развития как источник
развития с самого начала
включает социальную
позицию ребенка по
отношению к миру и родителям.
Эта социальная позиция,
будучи развернута из
статического в динамический
план, и выступает как
ведущая деятельность.
Как стрелка меняет
движение поезда, так
и социальная позиция
меняет систему мотивов,
в которые включается
ребенок.
На
каждом возрастном этапе
существуют тенденции
выбора тех или
иных форм ведущей
деятельности, которая
позволяет наиболее
полно реализоваться
социальной ситуации
развития личности ребенка.
В дошколке – игровые
сюжетные формы, в начальной
школе – учебные, но
с акцентом на моделирование
и так далее, в подростковом
возрасте – формы деятельности
личностного самоопределения,
в старшей школе – профессиональное
самоопределение и рождение
зрелости.
Обучение
должно войти в
мир ребенка через
ворота детской игры.
Отсюда следует, что
обучение в начальной
школе должно идти
через игру, которая
выступает как
механизм преемственности.
Перенос классно-урочных
форм развития на ребенка
начальной школы
– это по большому
счету пре-ступление.
Когда мы говорим, что
дошколка должна надвинуться
на школу, а не наоборот,
мы тем самым хотим сохранить
ребенка как личность
развивающуюся, а не
замкнутую в пространство
жесткой классно-урочной
системы.
Формы
деятельности не обязательно
жестко привязаны
к возрастам. Все
на-много сложнее, чем
резкая привязка к одной
ведущей деятельности.
Если на ранних этапах
развития ребенок вовлекается
в ту или иную деятельность,
то, чем дальше идет
процесс персоногенеза,
тем больше происходит
переворачивание формулы.
Не ребенок вовлекается
в деятельность, а ребенок
сам осуществляет выбор
той деятельности, в
которой происходит
его развитие. И этот
выбор зависит от его
места в социальных
отношениях.
Отсюда
и рождается принцип
включения ребенка
в личностно значимую
деятельность: необходимо
помочь ему найти
ее. И подобно тому, как
обучение у семилетки
должно входить через
ворота детской игры,
а не учебной деятельности,
для двенадцатилетних
учитель становится
мастером и фасилитатором,
способствующим вовлечению
ребенка в те формы деятельности,
в которых он может самореализоваться
с наименьшим риском
ухода в неврозы.
Тут
появляется еще два
ключевых понятия
– социальная позиция
и социальная роль.
Социальная позиция
– статическая
характеристика, социальная
роль – динамическая.
Следовательно, деятельность
– это развертка
социальной роли, которую
выполняет ребенок
в тех или иных
отношениях на этом
этапе. Подростковый
возраст – это
возраст во-влечения
и выбора тех деятельностей,
которые мы с вами должны
создать, чтобы у ребенка
была мотивация к учению.
Ключевой вопрос – найти
ту деятельность, которая
будет наиболее полно
способствовать этой
мотивации. Научить
учиться – вот что самое
важное для этого периода.
Я
бы на старшей ступени
школы «танцевал»
от понятия «аттестат
зрелости». Отсюда и
поиски выбора деятельности,
обеспечивающей социальную
зрелость ребенка, его
ответственность
перед собой и
миром, обществом.
«Для
этого возраста главное,
– говорит Гальперин,
выделяя психологические
критерии зрелости личности,
– что в качестве
критерия зрелости на
старшем этапе
выделяется ответственность
личности за свои поступки».
В связи с этим
на старшем этапе
развитие личности ребенка
формируется в
направлении от объективной
ответственности
к субъективной.
Критерием зрелости
является осуществление
личностью свободного
личностного выбора.
Я хочу, чтобы мы четко
выделили ядро психологического
личностного созревания
подростка на этапе
старшей школы – это
формирование ответственности
за свои поступки и осознание
ценности свободы выбора.
Вот ключевое новообразование
старшего школьного
возраста.
32.
Интеллектуальное развитие в юности
Характерный уровень
когнитивного развития
в отрочестве и
юности — формально-логическое ,
формально - операциональное
мышление. Это абстрактное,
теоретическое, гипотетико-дедуктивное
мышление, не связанное
с конкретными условиями
внешней среды, существующими
в данный момент. К концу
подросткового возраста
общие умственные способности
уже сформированы, однако
на протяжении юности
они продолжают совершенствоваться .
Обучение в старших
классах школы связано
со значительным изменением
и усложнением структуры
и содержания учебного
материала, увеличением
его объема, что повышает
уровень требований
к учащимся. От них ожидают
гибкости, универсальности,
продуктивности познавательной
деятельности, четкости,
самостоятельности
в решении когнитивных
задач.
Направленность на
будущее, постановка
задач профессионального
и личностного самоопределения
сказывается на всем
процессе психического
развития, включая и
развитие познавательных
процессов.
Интерес к школе и учению
у старшеклассников
по сравнению с подростками
заметно повышается,
поскольку учение приобретает
непосредственный жизненный
смысл, связанный с будущим.
Также возникает выраженный
интерес к различным
источникам информации (книгам,
кино, телевидению).
Усиливается потребность
в самостоятельном приобретении
знаний, познавательные
интересы приобретают
широкий, устойчивый
и действенный характер,
растет сознательное
отношение к труду и
учению. Индивидуальная
направленность и избирательность
интересов связана с
жизненными планами.
Происходит в эти годы
и совершенствование
памяти школьников.
Это относится не только
к тому, что увеличивается
вообще объем памяти,
но и к тому, что в значительной
мере меняются способы
запоминания. Наряду
с непроизвольным запоминанием
у старших школьников
наблюдается широкое
применение рациональных
приемов произвольного
запоминания материала.
Старшие школьники приобретают
метакогнитивные умения (такие,
как текущий самоконтроль
и саморегуляция), которые,
в свою очередь, влияют
на эффективность их
познавательных стратегий.
Совершенствуется владение
сложными интеллектуальными
операциями анализа
и синтеза, теоретического
обобщения и абстрагирования,
аргументирования и
доказательства. Для
юношей и девушек становятся
характерными установление
причинно-следственных
связей, систематичность,
устойчивость и критичность
мышления, самостоятельная
творческая деятельность.
Возникает тенденция
к обобщенному пониманию
мира, к целостной и
абсолютной оценке тех
или иных явлений действительности.
Ж. Пиаже констатировал,
что “логика юношеского
периода — это сложная
когерентная система,
отличная от логики
ребенка; она составляет
сущность логики взрослых
людей и основу элементарных
форм научного мышления”.
Возрастная особенность
состоит в быстром развитии
специальных способностей,
часто связанных с выбираемой
профессиональной областью (математических,
технических, педагогических
и др.). В результате
когнитивные структуры
в юности приобретают
очень сложное строение
и индивидуальное своеобразие.
Описанные изменения
когнитивных структур
служат предпосылкой
возникновения способности
к интроспекции, к рефлексии.
Собственные мысли,
чувства, поступки индивида
становятся предметом
его мысленного рассмотрения
и анализа. Другой важный
аспект интроспекции
связан со способностью
различать противоречия
между мыслями, словами
и поступками, оперировать
идеальными ситуациями
и обстоятельствами.
Появляются возможности
для создания идеалов
(семьи, общества, морали
или человека), для сравнения
их с реальной действительностью,
для попыток их реализации.
Юноши и девушки склонны
к формулированию широких
философских обобщений,
к теоретизированию
и выдвижению гипотез,
часто на ограниченном
фактическом основании,
без знания предпосылок.
34.
Социальная ситуация
развития и ведущая
деятельность в период
зрелости
Социальная ситуация
развития предполагает
активное включение
человека в сферу
общественного производства,
в сферу трудовой
деятельности, а также
в создание собственной
семьи и воспитание
детей. С внутренней
стороны социальная
ситуация развития
в период взрослости
определяется стремлением
к самостоятельности,
независимости и,
главное, отношением
к ответственности.
Осознание личной
ответственности
за свою жизнь
и жизнь близких
и готовность принять
эту ответственность
— ключевое переживание
социальной ситуации
развития зрелости.
Представления о ведущей
деятельности, разработанные
А.Н. Леонтьевым и Д.Б.
Элькониным для периода
детства, нуждаются
в углубленном понимании
ее сущности в зрелом
возрасте.
В период взрослости
ведущим типом деятельности
является труд. С позиции
акмеологии уточняется,
что ведущей деятельностью
становится не просто
включение в производительную
жизнь общества (в самом
широком смысле этого
понятия), но максимальная
реализация сущностных
сил человека в ходе
такой деятельности.
Таким образом, речь
идет о стремлении к
высшим достижениям
человека в разных областях
— физической, нравственной,
интеллектуальной, профессиональной.
С ценностной стороны
взрослость связывают
с воспроизводством
и творчеством в системе
общественных деятельностей
и творчеством в системе
экзистенциальных ценностей. |
36. Проблема возрастных
границ старости
Ученые разных
специальностей (антропологи,
геронтологи, психологи)
имеют различные
точки зрения на
периодизацию человеческой
жизни и возрастной
отсчет старения,
но большинство
эмпирически выбирают
возраст 60—65 лет
как начало старости.
В качестве иллюстрации
можно привести
несколько точек
зрения.
Чешский профессор
Б. Пржигода: старение
— от 60 до 75 лет, старческий
возраст — от 75 до 100
лет.
Э.Б. Харлок: старость
или старение — от 60
лет до смерти.
Дж. Биррен: поздняя
зрелость — 50 — 75 лет,
старость — от 75 лет.
Д.Б. Бромлей: в условиях
Англии цикл старения
из 3 стадий: удаление
от дел — 65—70 лет; старость
— 70 лет и более; дряхлость,
болезненная старость
и смерть — до 110 лет.
Один из основоположников
российской геронтологии
И.В. Давыдовский считал,
что никаких календарных
дат наступления старости
не существует. Другой
известный геронтолог
Н.Ф. Шахматов, разрабатывавший
подход к проблемам
старения с позиции
биологических закономерностей
и тенденций, рассматривал
психическое старение
как результат возрастно-деструктивных
изменений в высших
отделах центральной
нервной системы. Он
стремился доказать,
что хотя процесс старения
— это закономерный
процесс возрастных
изменений в органах
и системах в ходе онтогенеза,
приводящий к старости,
но он имеет ярко выраженный
индивидуальный характер.
Место и время возникновения,
преимущественное распространение,
скорость прогрессирования
определяют различные
формы, или варианты,
психического старения,
так же как и продолжительность
жизни. Поэтому даже
с биологической точки
зрения трудно выделить
некую дату наступления
старости. Термин “стареющие”,
предлагаемый Всемирной
организацией здравоохранения
(ВОЗ), указывает на постепенность
и непрерывность процесса.
В соответствии с классификацией
Европейского регионального
бюро ВОЗ, старение (пожилой
возраст) длится у мужчин
с 61 до 74 лет, у женщин
— с 55 до 74 лет. С 75 лет
наступает старость (преклонный
возраст). Период старше 90
лет — долгожительство
(старчество).
Социальный критерий
перехода к старости
часто связывают с официальным
возрастом выхода на
пенсию. Однако в разных
странах, для различных
профессиональных групп,
для мужчин и женщин
пенсионный возраст
неодинаков (в основном
от 55 до 65 лет). Другие
социально-экономические
показатели “порога”,
перехода к старшему
возрасту — это изменение
основного источника
дохода, изменение социального
статуса, сужение круга
социальных ролей.
Довольно существенным
является различение
так называемой “молодой
старости”, “третьего”
возраста (обычно до 75
лет) и “старой старости”,
“четвертого” возраста (после 75
лет). Различение основано
на применении функционального
критерия — возможности
для старого человека
вести активную и независимую
жизнь или же нуждаться
в постороннем уходе.
Психологические критерии
завершения, исчерпывания
периода зрелости и
перехода к старости
четко не сформулированы.
Разрешение этого вопроса
во многом связано с
дискуссией по поводу
специфических жизненных
задач этого периода
и существа кризиса
перехода к поздней
взрослости и старости.
Очевидно, что внутри
периода поздней взрослости (старости)
должны быть выделены
отдельные стадии психического
развития.
37.
Социальная ситуация развития и ведущая
деятельность в старости
Центральная характеристика
социальной ситуации
развития в старости
связана со сменой
общественной позиции,
с выходом на
пенсию и удалением
от активного участия
в производительном
труде.
Существующий в обществе
ограниченный и негативный
характер “культурных
эталонов” старости
и неопределенность
социальных ожиданий
в отношении пожилого
человека в семье не
позволяют рассматривать
социальную ситуацию
жизни пожилого человека
как полноценную ситуацию
развития. Уходя на пенсию,
человек сталкивается
с необходимостью важного,
трудного и абсолютно
самостоятельного выбора
в решении вопроса: “Как
быть старым?” На первый
план выдвигается активный,
творческий подход самого
человека к собственному
старению. Превращение
социальной ситуации
жизни в ситуацию развития
— это в настоящее время
индивидуальная личностная
задача каждого пожилого
человека.
Подготовка к выходу
на пенсию, рассматриваемая
как выработка готовности
к смене социальной
позиции, — необходимый
момент психического
развития в старости,
как направленность
на школьное обучение
в пяти-шестилетнем
возрасте или как профориентация,
профессиональное самоопределение
в юности.
Решение общечеловеческой
проблемы “проживания/переживания
старости”, выбора стратегии
старения не рассматривается
узко, как некое одномоментное
действие, это растянутый,
может быть, на годы
процесс, связанный
с преодолением нескольких
личностных кризисов.
На пороге старости
человек решает для
себя вопрос: пытаться
ли ему сохранять старые,
а также создавать новые
социальные связи или
перейти к жизни в кругу
интересов близких и
своих собственных проблем,
т.е. перейти к жизни
в целом индивидуальной.
Этот выбор определяет
ту или иную стратегию
адаптации — сохранение
себя как личности и
сохранение себя как
индивида.
В соответствии с этим
выбором и, соответственно,
стратегией адаптации
ведущая деятельность
в старости может быть
направлена либо на
сохранение личности
человека (поддержание
и развитие его социальных
связей), либо на обособление,
индивидуализацию и
“выживание” его как
индивида на фоне постепенного
угасания психофизиологических
функций. Оба варианта
старения подчиняются
законам адаптации,
но обеспечивают различное
качество жизни и даже
ее продолжительность.
Стратегия адаптации
“по типу замкнутого
контура” проявляется
в общем снижении интересов
и притязаний к внешнему
миру, эгоцентризме,
снижении эмоционального
контроля, в желании
спрятаться, в чувстве
неполноценности, раздражительности,
которая со временем
сменяется равнодушием
к окружающим. Примерно
о такой модели старения
говорят, описывая “пассивное
старение”, поведение
по типу “эгоистической
стагнации”, потерю
социального интереса.
Альтернатива состоит
в поддержании и развитии
многообразных связей
с обществом. В этом
случае ведущей деятельностью
в старости может стать
структуризация и передача
жизненного опыта. Вариантами
адекватных возрасту
видов социально значимой
деятельности могут
быть продолжение профессиональной
деятельности, написание
мемуаров, преподавание
и наставничество, воспитание
внуков, учеников, общественная
деятельность.
38. Личностные
особенности в старости
Среди ряда факторов,
обусловливающих
социальный и психологический
статус пожилого
человека, важное
место занимает
фактор физического
здоровья, физической
активности, значение
которого тем выше,
чем старше возраст.
Физическое состояние,
самочувствие во многом
определяет место пожилого
человека в семье и в
обществе. При выраженных
формах физического
упадка, дряхлости, выраженных
возрастных изменениях
опорно-двигательного
аппарата, слепоте положение
старика приближается
к положению соматического
больного. Болезненный
характер физического
увядания определяет
форму психического
старения и в целом психическую
жизнь. При этом на второй
план отступает все
то, что составляет содержание
переживаний собственно
старения, нового отношения
с окружающими.
Ограничение физических
возможностей и ощущения
недомогания рассматриваются
как сигнал о начале
старения. “Старики
начинают чувствовать
свое тело как невозможность
им пользоваться”,—
писал Лопес Ибор. Происходящие
физиологические изменения
переживаются и осознаются
человеком. Для первых
этапов старения особенно
типично повышенное
внимание к возрастным
изменениям в физическом
состоянии. Первые признаки
увядания (потеря зубов,
появление лишнего веса)
вызывают стремление
обнаружить причину
неприятных явлений
и избавиться от них
с помощью медикаментозных
средств. В сознании
человека старость (как
биологический процесс)
отражается преимущественно
как физический недуг,
болезненное состояние.
По существу старение
представляет собой
состояние постоянно
переживаемого физического
недомогания, выраженного
то в большей, то в меньшей
степени. Указанные
ощущения физического
нездоровья являются
отражением самого инволюционного
процесса. Возрастное
снижение физической
силы и подвижности
лежит в основе столь
знакомого и привычного
внешнего облика старого
человека.
Пожилые женщины при
лучших показателях
физического здоровья (по
сравнению с мужчинами)
уделяют больше внимания
своему здоровью, чаще
посещают врачей, чаще
жалуются на свои старческие
недуги.
Физическое неблагополучие
— важная причина неудовлетворенности
жизнью в старости. Частыми
следствиями этого бывают
оскудение чувств, очерствение,
прогрессирующая утрата
интереса к окружающему,
изменение отношений
с близкими, понижение
всех видов самооценки.
Однако отношение к
собственному старению
— активный элемент
психической жизни в
старости. Моменты осознания
факта физических и
психических возрастных
изменений, признание
естественности ощущений
физического нездоровья
составляют новый уровень
самосознания. Терпимость
или нетерпимость пожилого
человека к ограничению
физических сил и возможностей,
к физической слабости
с болезненными ощущениями
отражают отношение
к собственному старению.
Мотивационно-потребностная
сфера. Обнаружено, что
перечень, номенклатура
потребностей в старом
возрасте во многом
та же самая, что и в
предыдущие периоды
жизни. По данным К. Рощака,
изменяется структура,
иерархия потребностей:
прослеживается выдвижение
в центр потребностной
сферы потребности в
избегании страдания,
потребности в безопасности,
потребности в автономии
и независимости, потребности
в проецировании на
других своих психических
проявлений. И в то же
время наблюдается смещение
на более отдаленные
планы потребностей
в творчестве, в любви,
в самоактуализации
и чувстве общности.
В поздний период жизни
происходит общее изменение
временной жизненной
перспективы. По мере
того как удлиняется
прошлое, будущее представляется
все более ограниченным
и менее реальным. Большее
значение теперь имеют
жизнь в настоящем и
воспоминания о прошлом,
чем будущее. Феномен
обращенности пожилых
людей к воспоминаниям
прошлого, их особой
эмоциональной окрашенности
— существенный момент
психической жизни пожилых.
Многие старые люди
начинают жить “одним
днем”, наполняя каждый
такой день заботами
о здоровье, хлопотами
по хозяйству.
40.
Возрастные кризисы
Возрастные
кризисы [греч. krisis —
решение, поворотный
пункт] — особые,
относительно непродолжительные
по времени периоды
перехода в возрастном
развитии к новому
качественно специфическому
этапу, характеризующиеся
резкими психологическими
изменениями. Возрастные
кризисы обусловлены
прежде всего разрушением
привычной социальной
ситуации развития и
возникновением другой,
которая более соответствует
новому уровню психологического
развития человека. |
Кризис
новорожденного Свой
первый кризис связан
с резким изменением
условий жизни новорожденного.
Ребенок из привычных
условий попадает в
новый мир. С первых
дней жизни у младенца
имеется система безусловных
рефлексов: пищевых,
защитных и ориентировочных.
Происходит адаптация
ребенка к новым условиям
жизни.
Кризис трех лет характеризуется
тем, что личностные
изменения, происходящие
с ребенком, приводят
к изменению его отношений
со взрослыми. Этот кризис
возникает потому, что
ребенок начинает отделять
себя от других людей,
сознает свои возможности,
ощущает себя источником
воли. Он начинает сравнивать
себя со взрослыми, и
у него невольно возникает
желание выполнять те
же действия, что и они,
например: «Когда я вырасту
большой, буду сам чистить
зубы». В этом возрасте
появляются следующие
черты: негативизм, упрямство,
обесценивание, строптивость,
своеволие, протест-бунт,
деспотизм
Кризис
семи лет влечет за собой
переход к новой социальной
ситуации, которая требует
нового содержания отношений.
Ребенку необходимо
вступить в отношения
с людьми, осуществляющими
новую для него, обязательную,
общественно необходимую
и общественно полезную
деятельность. Прежние
социальные отношения (детский
сад и др.) уже исчерпали
себя, поэтому он стремится
скорее пойти в школу
и вступить в новые социальные
отношения. Но, несмотря
на желание идти в школу,
не все дети готовы к
обучению. Это показали
наблюдения за первыми
днями пребывания ребенка
в стенах данного учреждения.
Подростковый кризис приходится
на возраст 12–14 лет.
По продолжительности
он больше, чем все другие
кризисные периоды.
Л.И. Божович считает,
что это связано с более
быстрым темпом физического
и умственного развития
подростов, приводящим
к образованию потребностей,
которые не могут быть
удовлетворены в силу
недостаточной социальной
зрелости школьников.
Подростковый кризис
характеризуется тем,
что в этом возрасте
меняются взаимоотношения
подростков с окружающими.кризис
в пору юности — примерно
в 16-20 лет. Когда человек
уже является формально
и считается взрослым.
Более того — взрослым
он считает себя сам,
и соответственно пытается
это доказать себе же,
и всему остальному
миру. Кроме того, это
время настоящей, взрослой
ответственности: армия,
первая работа,
Следующий возрастной
кризис приходится примерно
на тридцатилетие. Первый
угар молодости уже
позади, человек оценивает
сделанное и уже гораздо
более трезво смотрит
в будущее. Ему начинает
хотеться покоя, стабильности. Далее
возрастной кризис выпадает
на 40-45 лет. Человеку
видится впереди старость,
а за ней самое страшное
— смерть. Тело утрачивает
силу и красоту, появляются
морщины, седые волосы,
одолевают болезни.
Следующий возрастной кризис
приходится на 60-70 лет.
Человек в эти годы как
правило выходит на
пенсию и совершенно
не знает, чем себя занять. |
|
|
|