Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы по предмету "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 35.82 Кб (Скачать файл)

      30.         Кризис подросткового возраста 
Подростковый возраст относитсяк так называемым критическим

периодам  жизни человека, или  периодам возрастных кризисов.

Позитивный  смысл подросткового  кризиса в том, что через него,

через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в

относительно  безопасных условиях и не принимающую крайних

  форм, подросток удовлетворяет  потребности в  самопознании и 

самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности

  в себе и способность  полагаться на  себя, но формируются  способы

  поведения, позволяющие  ему и в дальнейшем  справлятьсяс

жизненными  трудностями.

При этом важно иметь  в виду, что кризисные  симптомы не проявляются  постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они  повторяются достаточно часто. Интенсивность  кризисных симптомов  и способы их выражения  также достаточно различны. 
Существуют два основных пути протекания данного кризиса: 
1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. ќто некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. "он уже не ребенок". 
2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. ч то возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. "я ребенок и хочу оставаться им". Как правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. Одновременное присутствие и стремления к независимости, и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. 
В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного. Одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно),что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов.  
От чего повышенно-либеральное "разрешающее" отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития

В основе образовательного стандарта лежит  проектирование такого уклада школы, который  предполагает постановку задачи превращения  уклада школы в  социальную ситуацию развития личности ребенка. И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему  выбрать ту деятельность, которая соответствует  этим мотивам.

Без понятия «социальная  ситуация развития», введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка и резко противопоставляется понятию, которое существует в традиционной психологии, в том числе и в педагогике, особенно в бихевиористских доктринах, – понятию «фактор». 
 
Выготский говорит следующее: социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция, будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.

На  каждом возрастном этапе  существуют тенденции  выбора тех или  иных форм ведущей  деятельности, которая  позволяет наиболее полно реализоваться  социальной ситуации развития личности ребенка. В дошколке – игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, но с акцентом на моделирование и так далее, в подростковом возрасте – формы деятельности личностного самоопределения, в старшей школе – профессиональное самоопределение и рождение зрелости.

Обучение  должно войти в  мир ребенка через  ворота детской игры. Отсюда следует, что  обучение в начальной  школе должно идти через игру, которая  выступает как  механизм преемственности. Перенос классно-урочных  форм развития на ребенка  начальной школы  – это по большому счету пре-ступление. Когда мы говорим, что дошколка должна надвинуться на школу, а не наоборот, мы тем самым хотим сохранить ребенка как личность развивающуюся, а не замкнутую в пространство жесткой классно-урочной системы.

Формы деятельности не обязательно  жестко привязаны  к возрастам. Все  на-много сложнее, чем резкая привязка к одной ведущей деятельности. Если на ранних этапах развития ребенок вовлекается в ту или иную деятельность, то, чем дальше идет процесс персоногенеза, тем больше происходит переворачивание формулы. Не ребенок вовлекается в деятельность, а ребенок сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. И этот выбор зависит от его места в социальных отношениях.

Отсюда  и рождается принцип  включения ребенка  в личностно значимую деятельность: необходимо помочь ему найти  ее. И подобно тому, как обучение у семилетки должно входить через ворота детской игры, а не учебной деятельности, для двенадцатилетних учитель становится мастером и фасилитатором, способствующим вовлечению ребенка в те формы деятельности, в которых он может самореализоваться с наименьшим риском ухода в неврозы.

Тут появляется еще два  ключевых понятия  – социальная позиция  и социальная роль. Социальная позиция  – статическая  характеристика, социальная роль – динамическая. Следовательно, деятельность – это развертка  социальной роли, которую  выполняет ребенок  в тех или иных отношениях на этом этапе. Подростковый возраст – это  возраст во-влечения и выбора тех деятельностей, которые мы с вами должны создать, чтобы у ребенка была мотивация к учению. Ключевой вопрос – найти ту деятельность, которая будет наиболее полно способствовать этой мотивации. Научить учиться – вот что самое важное для этого периода.

Я бы на старшей ступени  школы «танцевал» от понятия «аттестат  зрелости». Отсюда и  поиски выбора деятельности, обеспечивающей социальную зрелость ребенка, его  ответственность  перед собой и  миром, обществом. 

«Для  этого возраста главное, – говорит Гальперин, выделяя психологические  критерии зрелости личности, – что в качестве критерия зрелости на старшем этапе  выделяется ответственность  личности за свои поступки». В связи с этим на старшем этапе  развитие личности ребенка  формируется в  направлении от объективной  ответственности  к субъективной. 
Критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора. Я хочу, чтобы мы четко выделили ядро психологического личностного созревания подростка на этапе старшей школы – это формирование ответственности за свои поступки и осознание ценности  свободы выбора. Вот ключевое новообразование старшего школьного возраста.
 
 
 
 

32. Интеллектуальное развитие в юности  

  Характерный уровень  когнитивного развития  в отрочестве и  юности — формально-логическое , формально - операциональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться . 
   Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач. 
   Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. 
   Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами. 
   Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Старшие школьники приобретают метакогнитивные умения (такие, как текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий. 
   Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности. Ж. Пиаже констатировал, что “логика юношеского периода — это сложная когерентная система, отличная от логики ребенка; она составляет сущность логики взрослых людей и основу элементарных форм научного мышления”. 
   Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.). В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие. 
   Описанные изменения когнитивных структур служат предпосылкой возникновения способности к интроспекции, к рефлексии. Собственные мысли, чувства, поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа. Другой важный аспект интроспекции связан со способностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации. 
   Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез, часто на ограниченном фактическом основании, без знания предпосылок.
 
 
 

34.  Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости  

  Социальная ситуация  развития предполагает  активное включение  человека в сферу  общественного производства, в сферу трудовой  деятельности, а также  в создание собственной  семьи и воспитание  детей. С внутренней  стороны социальная  ситуация развития  в период взрослости  определяется стремлением  к самостоятельности,  независимости и,  главное, отношением  к ответственности.  Осознание личной  ответственности  за свою жизнь  и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости. 
   Представления о ведущей деятельности, разработанные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным для периода детства, нуждаются в углубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте. 
   В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной. 
   С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.


  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

36. Проблема возрастных границ старости  

  Ученые разных  специальностей (антропологи,  геронтологи, психологи)  имеют различные  точки зрения на  периодизацию человеческой  жизни и возрастной  отсчет старения, но большинство  эмпирически выбирают  возраст 60—65 лет  как начало старости. В качестве иллюстрации  можно привести  несколько точек  зрения. 
   Чешский профессор Б. Пржигода: старение — от 60 до 75 лет, старческий возраст — от 75 до 100 лет. 
   Э.Б. Харлок: старость или старение — от 60 лет до смерти. 
   Дж. Биррен: поздняя зрелость — 50 — 75 лет, старость — от 75 лет. 
   Д.Б. Бромлей: в условиях Англии цикл старения из 3 стадий: удаление от дел — 65—70 лет; старость — 70 лет и более; дряхлость, болезненная старость и смерть — до 110 лет. 
   Один из основоположников российской геронтологии И.В. Давыдовский считал, что никаких календарных дат наступления старости не существует. Другой известный геронтолог Н.Ф. Шахматов, разрабатывавший подход к проблемам старения с позиции биологических закономерностей и тенденций, рассматривал психическое старение как результат возрастно-деструктивных изменений в высших отделах центральной нервной системы. Он стремился доказать, что хотя процесс старения — это закономерный процесс возрастных изменений в органах и системах в ходе онтогенеза, приводящий к старости, но он имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Место и время возникновения, преимущественное распространение, скорость прогрессирования определяют различные формы, или варианты, психического старения, так же как и продолжительность жизни. Поэтому даже с биологической точки зрения трудно выделить некую дату наступления старости. Термин “стареющие”, предлагаемый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), указывает на постепенность и непрерывность процесса. 
   В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ, старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет — долгожительство (старчество). 
   Социальный критерий перехода к старости часто связывают с официальным возрастом выхода на пенсию. Однако в разных странах, для различных профессиональных групп, для мужчин и женщин пенсионный возраст неодинаков (в основном от 55 до 65 лет). Другие социально-экономические показатели “порога”, перехода к старшему возрасту — это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей. 
   Довольно существенным является различение так называемой “молодой старости”, “третьего” возраста (обычно до 75 лет) и “старой старости”, “четвертого” возраста (после 75 лет). Различение основано на применении функционального критерия — возможности для старого человека вести активную и независимую жизнь или же нуждаться в постороннем уходе. 
   Психологические критерии завершения, исчерпывания периода зрелости и перехода к старости четко не сформулированы. Разрешение этого вопроса во многом связано с дискуссией по поводу специфических жизненных задач этого периода и существа кризиса перехода к поздней взрослости и старости. Очевидно, что внутри периода поздней взрослости (старости) должны быть выделены отдельные стадии психического развития.
 
 
 
 
 
 
 
 

37.   Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости  

  Центральная характеристика  социальной ситуации  развития в старости  связана со сменой  общественной позиции,  с выходом на  пенсию и удалением  от активного участия  в производительном  труде. 
   Существующий в обществе ограниченный и негативный характер “культурных эталонов” старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: “Как быть старым?” На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития — это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека. 
   Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, — необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности. 
   Решение общечеловеческой проблемы “проживания/переживания старости”, выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов. 
   На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации — сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида. 
   В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и “выживание” его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность. 
   Стратегия адаптации “по типу замкнутого контура” проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая “пассивное старение”, поведение по типу “эгоистической стагнации”, потерю социального интереса. 
   Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта. Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность.
 
 
 
 
 
 
 
 

38. Личностные особенности в старости  

  Среди ряда факторов, обусловливающих  социальный и психологический  статус пожилого  человека, важное  место занимает  фактор физического  здоровья, физической  активности, значение  которого тем выше, чем старше возраст. 
   Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и в обществе. При выраженных формах физического упадка, дряхлости, выраженных возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, слепоте положение старика приближается к положению соматического больного. Болезненный характер физического увядания определяет форму психического старения и в целом психическую жизнь. При этом на второй план отступает все то, что составляет содержание переживаний собственно старения, нового отношения с окружающими. 
   Ограничение физических возможностей и ощущения недомогания рассматриваются как сигнал о начале старения. “Старики начинают чувствовать свое тело как невозможность им пользоваться”,— писал Лопес Ибор. Происходящие физиологические изменения переживаются и осознаются человеком. Для первых этапов старения особенно типично повышенное внимание к возрастным изменениям в физическом состоянии. Первые признаки увядания (потеря зубов, появление лишнего веса) вызывают стремление обнаружить причину неприятных явлений и избавиться от них с помощью медикаментозных средств. В сознании человека старость (как биологический процесс) отражается преимущественно как физический недуг, болезненное состояние. По существу старение представляет собой состояние постоянно переживаемого физического недомогания, выраженного то в большей, то в меньшей степени. Указанные ощущения физического нездоровья являются отражением самого инволюционного процесса. Возрастное снижение физической силы и подвижности лежит в основе столь знакомого и привычного внешнего облика старого человека. 
   Пожилые женщины при лучших показателях физического здоровья (по сравнению с мужчинами) уделяют больше внимания своему здоровью, чаще посещают врачей, чаще жалуются на свои старческие недуги. 
   Физическое неблагополучие — важная причина неудовлетворенности жизнью в старости. Частыми следствиями этого бывают оскудение чувств, очерствение, прогрессирующая утрата интереса к окружающему, изменение отношений с близкими, понижение всех видов самооценки. 
   Однако отношение к собственному старению — активный элемент психической жизни в старости. Моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья составляют новый уровень самосознания. Терпимость или нетерпимость пожилого человека к ограничению физических сил и возможностей, к физической слабости с болезненными ощущениями отражают отношение к собственному старению. 
     Мотивационно-потребностная сфера. Обнаружено, что перечень, номенклатура потребностей в старом возрасте во многом та же самая, что и в предыдущие периоды жизни. По данным К. Рощака, изменяется структура, иерархия потребностей: прослеживается выдвижение в центр потребностной сферы потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, потребности в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психических проявлений. И в то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребностей в творчестве, в любви, в самоактуализации и чувстве общности. 
   В поздний период жизни происходит общее изменение временной жизненной перспективы. По мере того как удлиняется прошлое, будущее представляется все более ограниченным и менее реальным. Большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее. Феномен обращенности пожилых людей к воспоминаниям прошлого, их особой эмоциональной окрашенности — существенный момент психической жизни пожилых. Многие старые люди начинают жить “одним днем”, наполняя каждый такой день заботами о здоровье, хлопотами по хозяйству. 
 
 
 

40.   Возрастные кризисы

 

Возрастные  кризисы [греч. krisis —  решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные  по времени периоды  перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся  резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

 

Кризис  новорожденного Свой первый кризис связан с резким изменением условий жизни новорожденного. Ребенок из привычных условий попадает в новый мир. С первых дней жизни у младенца имеется  система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и  ориентировочных. Происходит  адаптация ребенка к новым условиям жизни.                    Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы». В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм

Кризис  семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.    Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.                                                                      Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими.кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа,           Следующий возрастной кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности.  Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни.                                                                 Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять.

 

 
 
 
 
 
 

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"