Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
1.
Индивидуум как
единое и самосогласующееся
целое
Представление
о том, что человек является единым
и самосогласующимся
2.
Человеческая жизнь
как активное стремление
к совершенству
Рассмотрение
человека как органичной целостности
требует единого
Утверждая,
что человек стремится к совершенству,
Адлер исходил из соображения, что люди
не отталкиваются от внутренних или внешних
причин, а скорее, тянутся вперед — они
всегда находятся в движении к личностно
значимым жизненным целям. Цели, которые
люди ставят перед собой, а также индивидуальные
пути их достижения дают ключ к пониманию
того, какое значение они придают своей
жизни. По мнению Адлера, эти жизненные
цели в значительной степени выбираются
индивидуально, а следовательно, в постоянном
стремлении к совершенству люди способны
планировать свои действия и определять
собственную судьбу. Достигая намеченных
целей, они не только повышают самооценку,
но также находят свое место в жизни.
3.
Индивидуум как
творческое и
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний (Adler, 1964). А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.
Именно
эта убежденность в творческой природе
и свободе человека более, чем
что либо другое, побуждает многих
психологов считать Адлера предвестником
современной гуманистической
4.
Социальная принадлежность
индивидуума
Адлеровское
целостное видение природы
5.
Индивидуальная субъективность
Твердо
придерживаясь
Индивидуальная
психология: основные
концепции и принципы
Адлер
был убежден в том, что главная
цель теории личности — служить
экономным и полезным ориентиром
для терапевтов, а по большому счету
и для любого человека на пути изменений
в сторону психологически более здорового
поведения (Adler, 1964). В отличие от Фрейда,
он сформулировал очень экономичную теорию
личности в том смысле, что в основании
всего теоретического сооружения лежит
ограниченное количество ключевых концепций
и принципов. Последние можно подразделить
на семь пунктов: 1) чувство неполноценности
и компенсация; 2) стремление к превосходству;
3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5)
творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7)
фикционный финализм.
Чувство
неполноценности
и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации» (Adler, 1907/1917b). В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был «неполноценным» от рождения. Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности» (Adler, 1931, р. 248).
История
и литература предоставляют много
примеров исключительных достижений,
являющихся результатом усилий, предпринятых
для преодоления
Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.
Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.
Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности — преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.
Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Как мы увидим далее, каждый из этих трех видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.
Однако,
независимо от обстоятельств, играющих
роль почвы для появления чувства
неполноценности, у индивидуума
может в ответ на них появиться
гиперкомпенсация и, таким образом, развивается
то, что Адлер назвал комплексом
превосходства.
Этот комплекс выражается в тенденции
преувеличивать свои физические, интеллектуальные
или социальные способности. Например,
человек может быть убежден в том, что
он умнее других, но при этом он не считает
нужным демонстрировать свой интеллект,
перечисляя, скажем, все, что ему известно
о кинозвездах. Другой полагает, что он
должен показать все, что он знает о кинозвездах,
и делает это при каждом удобном случае,
выкладывая свои сведения каждому, кто
будет его слушать. Он может даже отвергать
все остальные темы, лишь бы доказать,
что он знает о кинозвездах больше всех.
В любом случае прием гиперкомпенсации
представляет собой преувеличение здорового
стремления преодолевать постоянное чувство
неполноценности. Соответственно, человек,
обладающий комплексом превосходства,
выглядит обычно хвастливым, высокомерным,
эгоцентричным и саркастичным. Создается
впечатление, что данный человек не в состоянии
принять себя (то есть у него низкое мнение
о себе); что он может чувствовать свою
значимость только тогда, когда «сажает
в калошу» других.
Стремление
к превосходству
Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность попросту избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированы стремлением безжалостно доминировать над другими? Или, быть может, нам нужен высокий статус? В поиске ответов на эти вопросы представления Адлера заметно менялись со временем. В своих ранних размышлениях он выражал убежденность в том, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, — не что иное, как агрессивность. Позднее он отказался от идеи агрессивных устремлений в пользу «стремления к власти». В этой концепции слабость приравнивалась к феминности, а сила к маскулинности. Это была та стадия развития теории Адлера, когда он выдвинул идею «маскулинного протеста» — формы гиперкомпенсации, которую оба пола используют в попытке вытеснить чувства несостоятельности и неполноценности. Однако со временем Адлер отказался от концепции маскулинного протеста, посчитав ее неудовлетворительной для объяснения мотивации поведения у обычных, нормальных людей. Взамен он выдвинул более широкое положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Таким образом, в его рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.