Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
3. Методы современной психологии.
Психология (с греч. «наука о душе») – наука о психике и психических явлениях. Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и к самому себе.
Методы научных иссл-ий – это приемы и средства, с помощью к-х получают сведения, необходимые для вынесения практ-х рекомендаций и построения научных теорий.
Субъективн. и объективн. методы. S-й – предполагает S-е хар-рное описание псих-х явлений испытуемым и невозможность их проверки психологом.О-й – объединяет сп-бы получения внешних поддающихся регистраций и анализа психол-х фактов.
Классификация методов (Ананьев):1.организационные методы. А)продольный срез– (предпол-ся, что иссл-е будет проводится длительное время, в течение к-го с опред-ой периодичностью будет набираться фактологический материал) – лонгитюд (группа испыт-ых постоянная, что обеспечивает большую достоверность рез-тов). «+» - надежность данных; «-» - большие временные затраты. Б) Метод поперечных срезов – хар-ся тем, что иссл-ль работает с разными группами испыт-ых. «+»- экономия времени; «-» - более ↓ надежность данных. В) Комплексный метод. В иссл-ии участвуют представители различных наук: педагоги, педиатры, биохимики крови, физиологи, гигиенисты. Один объект изучают разными ср-вами. Этот метод позволяет устанавливать связи и зав-сти м/у явлениями разного типа (напр, между физич, психич и соц развитием личности).
2.Эмпирические методы
– позволяют собрать психол-ские факты
(наблюдение, беседа, анкета, изучение
документов и продуктов деят-ти, тест,
биографич-й метод) А)
Обсервационные методы:
наблюдение и самонаблюдение.
Наблюдение – метод, предусматр-щий
целенаправленное и соответствующее плану
воспр-е и фиксирование псих-их явл-й, с
целью их последующего анализа. 2 формы
– самонаблюдение и объективное наблюдение.
Самонаблюдение
– наблюдение за своими переживаниями,
но наблюдать свои переживания очень трудно,
они изменяются под влиянием наблюдения,
или совсем прекращаются, также при самонаблюдении
трудно избежать субъективизма, трудно
выразить нек-е оценки наших переживаний.
Требования: наличие цели наблюдения,
наличие пр-мы, выбор единицы набл-я –
различные модификации изучаемого явления
(напр, тон общения), результаты набл-я
д. обязательно фиксировать (ведение дневников),
способы организации наблюдения.Сп-бы
организации наблюдения: 1. открытое,
закрытое – использование спец-х средств,
2. включенное (психолог – участник группы),
невключенное; 3. лабораторное (создается
специальная условная ситуация), полевое
(проходит в естественной обстановке).
«+»: естественность, не нужно согласие
испытуемых, возможность использования
технических средств, возможность получения
большого объема информации.
«-»: большие временные затраты, ↑ ур-нь
S-сти в интерпретации данных наблюд-я,
невозможно повторить, рез-ты набл-й не
поддаются матобработке, не все возможно
наблюдать.Б)
Эксперимент
- это организованное исслед-ем вз-вие
м/у испытуемым и исслед-ем и эксперимент.
ситуацией, задаваемой экспериментатором,
с целью установления зак-стей такого
вз-вия. Для оганизации нужна ↑ подготовка
по этому исслед-ю, установление цели,
правильная организация. Виды:
а) естественный – ч-к, к-й участвует в
эксперименте не знает,что за ним наблюдают;
б) лабораторный – ч-к знает, что учавствует;
в) констатирующий – фиксация актуального
состояния объекта ;г) формирующий – развитие
объекта в заданном направлении. «+»:
высокая точность рез-тов, возможность
повторения. «-»:
искусственность условий, испытутуемый
знает, что участвует. В)
Метод тестов. (Гальтон) Тест
– система стандартизированных заданий,
оценка выполнения к-х осущ-ся с помощью
ключа и сравнивается со стандатртной
возрастной и половой нормой. Д-ская ценность
теста зависит от уровня научного эксперимента
и достоверности психолог-го факта. Недостаточно
обоснованные психологические тесты могут
стать причиной серьезных ошибок, способных
причинить значительный ущерб в практике.
Виды: 1.
По форме проведения:
а. индивидуальные и групповые: 2.
По форме построения: а. тест опросник
– вопросы очень хорошо отработаны, они
направлены именно на то, что интересует
психолога; б. тест-задание – ур-нь разв-я
ч-ка; в. проективные тесты направлены
на то, чтобы ч-к, получив неопред-й стимул,
на него, как на экран спроецировал свой
внутренний мир (Роршах); 3.
По содержанию: а. интеллектуальные
(тест Векслера, Равена, Айзенка); б. личностные
(тест Лири, Розенцвейга, Кеттелла). Тест
– это инструмент д-ки, он только ставит
диагноз, рез-ты не обладают прогностическим
значением. Г)
Опросные методы
- получение данных посредством общения
психолога и респондента. Опрос: устный,
письменный, индивид-ый, коллективный,
очный (прямой контакт психолога с респондентом),
заочный. Беседа
(очный, устный, индивид-ый, коллективный).
Требования: четкая постановка цели беседы,
сформулированные вопросы (основные, вспомогательные),
создание позитивной атмосферы, фиксация
данных (дневники, диктофоны). Анкета
(очный, заочный). Требования: постановка
цели иссл-я, сформулированные вопросы:
а. дихотомические (да, нет); б. открытые
(ответ писать); в. закрытые (есть ответы);
г. прямые; д. косвенные. Данные, полученные
при анкетировании подлежат обработке.
Д) Анализ
продуктов деят-ти и
метод анализа док-тов:
в качестве предмета выступает любая инф-ция,
фиксирующая данные об интересующем психол-ом
объекте (библиотечный формуляр, классный
журнал, личное дело, автобиография, мед.
карта, табель успеваемости). Анализ продуктов
дея-ти: анализу подвергается все то, что
создано самим объектом (сочинения, подделки,
рисунки, рабочие тетради). 3.
Метод обработки
данных – качественный и количественный
анализ данных. 4.
Метод интерпретации
данных а) генетический метод –
изучение интересующего психол-го феномена
в развитии; б) структурный – исслед-ль
должен рассм-ть явления не как изолированные
,а как включенные в целостную психику
чел-ка. Этапы психол-го
исслед-я: 1.
Подготовительный – составление программы
исслед-я; 2. Сбор фактических данных
– пробное проведение методики (проверка);
3. Обработка данных – опред-е средних
величин, построение графиков (с помощью
мат. статистики); 4. Интерпретация
данных и формулирование выводов.
5. Развитие психики и сознания в филогенезе (по А.Н. Леонтьеву).
Гипотеза
Леонтьева о локализации
психики в природе.
Психика – S-ый образ объективного
мира, на основе к-го осущ-ся ч-ком регуляция
своего поведения и действий. Внесли вклад
Вагнер, Леонтьев, Фабри, Коттс, Шовен,
Лорентс. Сущ-ет несколько подходов: 1.
Теологический (религиозный) – душа принадлежит
ч-ку и больше никому; 2. Научный а. панпсихизм
– все объекты обладают душой; б. биопсихизм
– растения, животные и ч-к имеют душу;
в. нейропсихизм – психикой обладают только
те, кто имеет НС любого ур-ня; г. антропопсихизм
– психика животного = психике ч-ка. Леонтьев
развивал новое направл-е: психика животного
≠ психике ч-ка. (Монография «Развитие
психики», 1959). Леонтьев
выдвигал системы локализации психики.
Психика в природе м. б. обнаружена там,
где имеют место 2
критерия: 1.
Физиологичесий (наличие НС любого ур-ня
организации); 2. Объективный (особое
поведение животных организмов в природе)
– вставочное или опосредованное повед-е
животных, наличие к-го можно считать индикатором
наличия у животных психики. Сущность
такого поведения закл-ся в том, что оно
обеспечивает сп-сть животных давать ответ
на биологические нейтральные возд-вия,
т. е. на те св-ва, к-е непосредственно не
участвуют в обмене веществ. Необход-сть
в их отражении возникает в силу того,
что они нах-ся в объективно-устойчивой
связи с биологически-значимыми О-ми и
явл-я их сигналами. Сп-сть живых существ,
реагирующих на абиотические сигналы
повышает возмож-сть адаптации и выживания,
поэтому психика стан-ся важным ф-ром эволюции.
Возникн-е психики в пр-ссе филогенеза
было обусловлено переходом с живого организма
из однородной среды (не оформленной) в
среду интерогенную (разнородную) и предметно-оформленную.
Психика возникает как ответ на необх-сть
отражать не только биологич-ое знач-е
хар-ки среды, но и биологически не значимые
объективные св-ва предметов и явл-й. В
этой связи на опред-м
этапе эволюции пр-сс
жизнедеят-ти организма
раздваивается:
1. Выд-ют пр-ссы, с к-ми непосредственно
связаны поддерживание и сохранение жизни,
в их основе лежит биолог-е отражение;
2. Выд-ют пр-ссы прямо не несущие ф-ции
поддержания жизни, а лишь опосредованную
связь орг-зма с теми св-ми внешней среды,
от к-х зав-т его существование. В их основе
психическое отраж-е, на основе к-го возникает
особая активность, смысл к-ой состоит
в том, чтобы обеспечить биолог-й рез-т
там, где условия не позволяют ему реализовываться
сразу. Такая активность есть ничто иное
как вставленное поведение (приобретенное),
лишенная биолог-го смысла. Простейшие
формой психики отраж-я, возникшей в филогенезе
стала чувств-сть – сп-сть к отражению
отдельных биологически незначимых св-ств
предмета и явл-й мира, при непосредственном
воз-вии на организм. Психика, обеспечивая
более эфф-вную адаптацию к среде стан-ся
фактором эволюции живого, чем выше ур-нь
разв-я психики, тем шире адаптивная возможность
вида. Леонтьев отмечал след-е морфологические
изменения субстракта (это НС) психики
в филогенезе: 1. Общая тенденция в разв-и
НС – тенденция цефализации (разв-е головного
мозга); 2. Разв-е и совершенствование органов
чувств, сп-бных отражать различные абиотические
хар-ки среды обитания; 3. Разв-е органов,
с помощью к-х осущ-ся активное поведение
в природе. Развитие
психики сознания.
Гипотеза Леонтьева
о происхождении сознания.
Роль труда и общения.
Сознание – высшая интегрирующая форма
псих-го отражения, рез-т общественно-исторических
условий, форм-е этих явлений в пр-ссе совместной
деят-ти и общение с др. людьми. Филогенетическое
возникновение ч-ского сознания было подготовлено
разв-ем психики животных. Гипотеза
принадлежит Леонтьеву, к-ым была
выявлена диалектическая связь м/у ур-нем
псих-го отражения и ур-нем поведения.
На основе этого положения Леонтьев пришел
к выводу, что в пр-ссе эволюции для перехода
к более ↑ ур-ню повед-я необх-мо осуществить
переход от приспособительного к преобразовательному,
от адаптивного к активному удовлетворению
своих потр-стей. Формой такого поведения
стал труд. Труд
– форма преобразовательного повед-я,
пр-сс, связывающий ч-ка с природой, ч/з
активное преобразовательное возд-вие
на нее, и хар-щееся изготовлением и употребением
орудий труда, а также вступлением в отношения
не только с природой, но и с др. людьми,
ч/з общение с помощью речи. Леонтьев обратил
внимание не на то, что необх-мо возникновение
труда. Предпосылки: 1.
Физические предпосылки:
изменение положения тела, выравнивание
тела вертикально. Привело к развитию
органов чувств (зрение, обоняние и др.),
это было толчком к разв-ю мозга; 2.
Соц-е предпосылки: труд мог возникнуть
только среди животных с развитыми соц-ми
формами поведение; 3.
Психолог-е предпосылки:
возникновение труда, интеллектуальное
поведение животного с выраженной интеллектуальной
фазой, к-я не имеет биолог-го смысла.
Ос-сти труда: 1.
Употребление орудий труда (это что ч-к
ставит м/у собой и природой). В любом орудии
труда зафиксирован сп-б действия с ним,
к-й ч-к осознается и соц-но наследуется;
2. Пр-сс изготовления орудия это тоже
пререгатива ч-ка. Ч-к свое орудие труда
сохраняет, а животное нет; 3. Труд явл-я
совместным, в нем устанавливается отношения
ч-ка с ч-ком, ч-к с природой.Это делает
возможным разделение труда, распределение
отдельных ф-ций м/у исполнителями. При
этом каждое действие отдельного ч-ка
стан-ся лишенным прямого биолог-го смысла,
к-й приобретается лишь в рамках совместной
труд-й деят-ти. У каждого есть своя цель.
Смысл таких действий открывается ч/з
понимание отношений цели действия к тому
побуждению, к-е его вызвало. В филогенезе
это было толчком к возн-ю сознания, осознанием
того, что делает ч-к, к чему он стремится
– это осознание наз-ся смыслом (единица
ч-ского сознания). В рез-те в содержании
сознания ч-ка устанавливаются связи м/у
объектами, обусловленные совместной
деят-ю. Психика ч-ка стан-ся соц-но–обусловленной.
Формой практ-го сознания ч-ка стал язык
как система знаков, образующих единицы
речи. Слово имеет О-е значение и личностный
S-ый смысл. Всеобщей формой псих-го разв-я
стан-ся возн-е опыта в пр-ссах общения
и вз-вия с людьми, а рез-том - форм-е сознания.
Стр-ра сознания. Сознание
– сов-сть знаний ч-ка о мире. 1.
Познавательное
сознание (когнитивный компонент
– знание о мире): а. ур-нь чувственного
познания (ощущение, воспр-я); б. логическое
познание (мышл-е, воображение); Пр-сс внимания
и пр-сс памяти – сквозные психические
п-ссы; 2. Аффективный
(отношенческий, оценочный, эмоц-й компонент)
- ч-к сп-бен дать оценку; 3.
Регуляторный (поведенческий) компонент
– регуляцию в поведенческой деят-ти обеспечивают
волевые пр-ссы психики. Деят-ть направлена
на достижение опред-х целей и регулируется
волевыми усилиями. Деят-ть выступает
как система сознательных действий, о
к-х S способен дать отчет (осуществляет
контроль). Сущ-щее целеполагание + волевые
усилия = произвольность поведения и деят-ти.
Нет целеполагания – нет волевых усилий.
Объектом сознания выступает сам ч-к –
самосознание (сознание, объектом к-го
выступает S). 4. самосознание - объектом
кот.явл-ся сам S. Стр-ра
сознания рассм-ся с позиции конкретно
психол-ой теории сознания
ч-ка (автор - Леонтьев).
Выд-ет 3 составляющие: 1. Чувственная
ткань сознания – чувтв-е хар-ки конкретных
образов реальности (реальность актуально
воспринимает и хранит в памяти образы
реальных различий по модальности, устойчивости,
эм-ой окраске); 2. Значение – выработка
и фиксирование понятия обобщенного отражения
действительности и норм деят-ти (явл-я
содержанием знака, к-й обозначает предмет
или св-во явл-я события); 3. Личностный
смысл – отражает знач-е ч/з призму индивидуального
практ-го опыта и возникает субъективная
ценность значения, связ-ая с S-ым миром
ч-ка (эмоциями, мотивами). Св-ва
сознания: 1.
Идеальность – сп-б освоения ч-ом
мира, когда объекты осваиваются без физ-го
на них возд-я в рез-те работы с их образами,
схемами; 2. Интенциональность
(предметность) – сонание направлено на
конкретный О. 3. Объем
сознания – опред-е кол-во внутр-х
или внешних О-ов, к-е ч-к способен достаточно
отчетливо отразить. 4.
Соц-я природа сознания – в онтогенезе
созн-е разв-ся только в совместной деят-ти
с др. людьми (игра, труд, общение); 5.
Коммун-сть сознания – сод-е сознания
м.б. передано от одного ч-ка к др.; 6.
Идеаторность сознания – связано
с пр-ссами воображения, ч-к сп-бен в сознании
создавать образы без опоры на чувственный
опыт; 7. Связь с речью (осмысление
сод-я сознания) – обеспечивает словесно-понятийную
значимость сознания; 8.
Креативность (творческость) – объективация
идей, мыслей, образов, перевод их в материал-ю
форму, благодаря этому постоянно меняется
мир чел-ской культуры. Ф-ции
сознания: 1. Отражательная – форм-ет
у ч-ка образ мира; 2. Регулятивная – возможность
произвольного поведения ч-ка; 3. Креативная
– сознание творит мир, преобразует его;
4. Коммун-я – созн-е способствует передаче
опыта знания; 5. Ориентировочная – созн-е
помогает ч-ку ориентироваться в окр-м
мире.
8. Основные понятия психологической теории деятельности.
Деят-ть – спец-ий вид активности ч-ка, направленный на познание и творч-е преобразование мира, включ-его самого себя. Основные хар-ки ч-ской деят-ти: 1. Предметность – деят-ть ч-ка направлена на опред-й предмет. Предметом деят-ти наз-ся то, на что направлена активность ч-ка, с чем он непосредственно имеет дело. S явл-я ч-к. Ч-к в рез-те своей деят-ти познает объект» 2. Продуктивность – деят-ть ч-ка всегда продуктивна. В рез-те деят-ти всегда возникает продукт деят-ти, к-й м. существовать в 2 формах: 1. Идеальная – мысль, идея, рассуждение, моральные законы. 2. Материальная – изданная книга, сшитое платье. Мир состоит из материальных и идеальных объектов. Ч-к познает мир ч/з распредмечивание. Распредм-е происходит в рез-те деят-ти. В ходе деят-ти ч-к осваивает сп-бы действия с объектом и ч/з согласование св-в и хар-к предмета. 3. Деят-ть ч-ка неразрывно связана с языком и речью. Благодаря речи происходит обозначение предмета словом, т.е. категоризация продуктов деят-ти. Связь деят-ти с речью закл-ся в том, что ч/з общение с помощью речи происходит распредмечивание мира. 4. Деят-ть носит творческий хар-р, т.е. в рез-те деят-ти ч-к не только воссоздает, но и создает принципиально новый продукт. 5. Деят-ть ч-ка носит S-й хар-р, к-й проявляется в идеальном стиле деят-ти (сов-сть таких сп-бов, выполнение деят-ти, к-е более эф-но для данного ч-ка). 6. Деят-ть ч-ка носит сознательный хар-р, т. е. ч-к осознает цель и сп-бы ее достижения, предвидит рез-ты. Если ч-к не осознает цели, то это импульсивная деят-ть. 7. Общественный хар-р деят-ти она осущ-ся в обществе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Деят-ть: 1. Побудительная регуляция деят-ти (что побуждает ч-ка к деят-ти): а. потребности: естественные, духовные, культурные; б. мотив (задает вектор деят-ти, направленный на конкретный мотив); в. цели – образ желаемого будущего; г. задачи - цель в разных условиях. 2. Исполнительная регуляция деят-ти (каким образом осущ-ся деят-ть): а. действие - отдельный, относительно законченный эл-нт деят-ти, регулируемый целью: внешнее и внутреннее действие (экстериоризация и интериоризация); б. оп-ция- действия, совершенные в опред-х условиях и подчинное задаче. М/у компонентами побудительной и исполнительной регуляции в стр-ре деят-ти сущ-ет вз-связь, т. е. возможны вз-переходы в рамках как побудительной, так и исполнительной регуляции. Мотив, породивший деят-ть м. утратить свой статус и превратиться в цель. Когда осущ-ся переход цели действия в статус мотива, возникает новая деят-ть (мех-зм «сдвига мотива на цель», в рез-те чего возн-ет новый мотив и новая деят-ть). Внешняя и внутренняя деят-ть образует не тождество, но единство. Деят-ть - действия: внешние (практические: предметные, вербальные, невербальные, поступок) и внутрение (психические: сенсорные (ощущения), перцептивные (воспр-е), мнемические (память), интеллект-е, воображение), внутриречевые действия. Экстериоризация – перевод внутренних псих-х действий во внешний практич-й план. Интериоризация – переход действий из внешнего во внутренний план. Интериоризация – путь форм-я психики в онтогенезе. Психика побуждает ч-ка к деят-ти. Мотив→деят-ть, а управление целью→действие→операция. Деят-ть состоит из действий. Оп-ции – действия, заданные в опред-х условиях. Сдвиг мотива на цель – универсальный мех-зм смены деят-ти у ч-ка. Принципы: 1. Пр-п отражения, 2. Пр-п детерменизма (причинной обусловленности псих-х явл-й), введен Рубинштейном: причины псих-х явл-й лежат вовне. Внешних детерменантов -природный мир, культурный, соц-й. 3. Пр-п личностного подхода – «внешние причины действуют, преломляясь ч/з внутренние условия» Рубинштейн. 4. Пр-п единства сознания и деят-ти (сознание и деят-ть образуют единство, но не тождество). Следствия: 1. Психика познаваема; 2. Псих-им разв-ем м. управлять, организуя опред-ю деят-ть. 5. Пр-п деят-го подхода к анализу деят-ти. Пр-п введен в научный оборот Выготским, Леонтьевым, Гальпериным, Запорожцем и их последователями и учениками.
Д Д1 Д2 Д3
Бытие à
Созн à
Бытие1 à
Созн1 à
Бытие2 Деят-ть – та объективная
реальность, в рамках к-ой психика форм-ся
и проявляется; 6. Пр-п разв-я, согласно
к-му психика рассм-ся в пр-ссе разв-я, что
предполагает ее рассмотрение в ретроспективе,
в актуальном состоянии и перспективе;
7. Пр-п системности – в каждом акте деят-ти
психика выступает как система в единстве
компонентов. Потр-сти
как источник активности
личности. Потр-сти
– состояние ч-ка, выражающее его зав-сть
от конкретных условий. Потр-сти носят
общественно-личный хар-р и форм-ся в пр-ссе
его воспит-я. Удовлетворение потр-стей
- активный, целенаправленный пр-сс овладения
формой деят-ти, опред-ный общественным
разв-ем. Классиф-ция: 1.
По происхождению: а. естественные
(биолог-е) служат для поддержания и сохранения
жизни ч-ка (пища, сон и др.); б. культурные
– потр-сти ч-ка в предметах ч-ой культуры
(общение, познание, эстетич-е, потр-сть
быть личностью, потр-сть самосовершенствоваться).
Культурные потр-сти сущ-но различаются
по ур-ню и направленности, по хар-ру предмета
или сп-бу удовлетворения потр-стей; в.
материальные – потр-сть в предметах мат-ой
культуры; г. духовные (потр-сти в предметах
обществ-го сознания: познав-е, моральные,
эстетические, потр-сти в общении с др.
людьми). Основные
хар-ки потр-сти: 1. Интенциональность
(предметность) – направленность потр-сти
на предмет. 2. Полипредметность. Из всех
предметов ч-к выд-ет 1 предмет потр-сти,
в рез-те к-го возникает феномен S-ой знач-сти
конкретного О мира. Пр-сс узнавания потр-сти
своего предмета - опредмечивание потр-сти.
В пр-ссе опредмечивания выд-ся черты потр-сти:
1. Первоначально широкий спектр предмета,
сп-бный удовлетворить данную потр-сть.
2. Быстрая фиксация потр-сти. Ч/з распредмечивание
потр-сти ч-к осваивает новые виды деят-ти.
2. Ненасыщенные потр-сти (сущ-ет
срок удовлетворения
потр-сти). 3.
По степени выраженности
потр-сти: сильные и слабые. 4.
Потр-сть к соподчинению.
Иерархия потр-сти
по Маслоу: 1 ур-нь:
физиологич-е; 2 ур-нь: потр-сть в безопасности;
3. ур-нь: потр-сть в любви, благополучии,
опеке; 4 ур-нь: потр-сть в уважении,
признании; 5 ур-нь: познав-е потр-сти;
6 ур-нь: эстетические потр-сти; 7
ур-нь: потр-сть в самоактуализации.
Если потр-сти удовлетв-ся от 1 к последнему
ур-ню – это прогресс, если от последнего
к первому – деградация. Ф-ции
потр-сти: 1. Потр-сти активизируют
ч-ка, т. е. создают состояние психол-ой
готовности к деят-ти. 2. Потр-сти не
задают вектора поведенческой деят-ти
до тех пор, пока не будет выделен предмет
деят-ти. В момент встречи потр-сти с предметом
происходит опредмечивание потр-сти.
Когда потр-сть опредмечивается
рождается мотив.
Мотив – побуждение к конкретным
действиям. Ч/з мотив потр-сть получает
свою конкретизацию, т. е. стан-ся понятной
S-ту, направлена на конктретный О, опред-ет
сп-бы действия с этим объектом. Мотивы:
1. Органические - удовлетворение естественных
потр-стей орг-зма (напр., произв-во еды,
жилища, одежды); 2. Функц-ные – с помощью
различного вида форм активности; 3.
Культурные; 4. Материальные – побуждает
на создание предмета домашнего обихода;
5. Соц-е – направлены на то, чтобы занять
опред-е место в обществе; 6. Духовные
– с/совершенствование ч-ка. Деят-ть ч-ка
более мотивированная. Один из мотивов
явл-я ведущим, а другой подчиненным (они
стимулируют деят-ть ч-ка). Ведущий мотив
задает вектор поведения. Ф-ции
мотивов: 1. Направляющая – мотив,
получивший статус ведущего, направляет
деят-ть на конкретный предмет, задает
вектор пов-я деят-ти; 2. Смыслообразующая
– мотив придает деят-ти смысл; 3. Побуждающая;
4. Регулирующая. Мотивы бывают: 1. Осознаваемые
– убеждение, интерес, намерение, идеал,
страсть; 2. Неосознаваемые – влечения,
стереотипы, установки. Мотивы м. б. могут
быть мотивами-целями (образы желаемого
рез-та).
10. Теории внимания.
Психика
– внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся
на основе отраж-я им О-го мира, и выступает
как основание для регуляции ч-ком повед-я
как по отношению к внеш-у миру, так и к
самому себе. Основные опред-я внимания.
В. Вундт: вним-е – S-ая сторона явл-й
сознания, апперцепция – их объективный
рез-т. Вним-е – пр-сс апперцепции, сопровождаемый
чувством внутреннего усилия. Э.
Титченер: вним-е – сенсорная ясность.
Джемс: вним-е – пристрастное, осуществляемое
посредством умственной деят-тью, обладание
в ясном и четком виде одним из нескольких
одновременно возможных рядов мысли (селекция).
Эмоционально-моторная
теория внимания
Рибо. Одну из наиболее известных
психол-х теорий вним-я Т. Рибо. Он считал,
что вним-е незав-мо от того явл-я ли оно
ослабленным или усиленным, всегда связано
с эмоциями и вызывается ими. М/у эмоц-ми
и произвольным вним-ем Рибо усматривал
особо тесную зав-сть. Он полагал, что интенсивность
и продолж-ность тагого вним-я непосред-но
обусловлены интенсивностью и продолж-стью
ассоциированных с О-ом вним-я эмоц-ых
состояний. Непроизвольное вним-е также
зав-т от аффективных состояний. Состояния
вним-я всегда сопровождаются не только
эмоц-ми переживаниями, но также опред-ми
изменениями физ-го и физиол-го состояния
организма. Для Рибо было хар-но подчеркивание
значения физиол-х коррелятов псих-х пр-ссов
и состояний. Имея это ввиду концепцию
Рибо можно назвать психофизиол-ской.
Основную роль движений
в акте вним-я Т. Рибо
обозначил след-им образом: 1.
Движение физиологически поддерживает
и усиливает данное состояние сознания;
2. Для органов чувств – зрения и слуха
– вним-е означает сосредоточение и задержку
движений, связанных с их настройкой и
управл-ем. 3. Усилие, к-е мы прилагаем,
сосредоточивая и удерживая вним-е на
чем-то, всегда имеет под собой физ-ую основу.
Ему соответствует чувство мышечного
напряжения, а наступающие впоследствии
отвлечения вним-я связаны с мышечным
переутомлением в соответствующих моторных
частях реципирующих систем. Двигательный
эффект вним-я по мнению Рибо состоит в
том, что нек-е ощущения, мысли, воспоминания
получают особую интенсивность и ясность
по сравнению с прочими вследствие того,
что вся двигательная активность сосредотачивается
на них. В умении управлять движениями
закл-ся секрет произвольного вним-я. Произвольно
восстанавливая движения, связанные с
чем-то, мы тем самым обращаем на это наше
вним-е. Вним-е как
сторона ориентировочно-иссл-ой
деят-ти П. Я. Гальперина.
Основные положения: 1.
Вним-е явл-я одним из моментов ориентировочно-исслед-ской
деят-ти. Оно представляет собой психол-е
действие, направленное на содержание
образа, мысли, др. феномена, имеющегося
в данный момент времени в психике ч-ка.
2. По своей ф-ции вним-е – контроль за
этим содержанием. В каждом действии ч-ка
есть ориентировочная, исполнительская
и контрольная части. Это последняя и представляется
вним-ем как таковым. 3. В отличии от
др. действий, к-е производят опред-й продукт,
деят-ть контроля, или внимание, не имеет
отдельного особенного рез-та. 4. Вним-е
как самостоятельный, конкретный акт выд-ся
лишь тогда, когда действие стан-ся не
только умственным, но и сокращенным. Не
всякий контроль следует рассм-ть как
вним-е. Контроль лишь оценивает действие,
в то время как вним-е способствует его
улучшению. 5. Во вним-ии контроль осущ-ся
при помощи критерия, меры, образца, что
создает возможность сравнения рез-тов
действия и его уточнения. 6. Произвольное
вним-е есть планомерно осуществляемое
вним-е, т. е. форма контроля, выполняемого
по заранее составленному плану, образцу.
7. Для того, чтобы сформировать новый
прием произвольного вним-я мы должны
наряду с основной деят-тью предложить
ч-ку задание, проверить ее ход и рез-ты,
разработать и реализовать соответствующий
план. 8. Все известные акты вним-я,
выолняющие ф-цию контроля как произвольного,
так и непроизвольного, явл-ся рез-том
форм-я новых умственных действий.
Внимание и установка
Д.Н. Узнадзе. Теория установки предложена
Узнадзе и поначалу касалась особого рода
состояния преднастройки, к-е под влиянием
опыта возникает в организме и опред-ет
его р-ции на посдледующие воздействия.
Напр., если ч-ку дать в руки 2 одинаковых
по объему, но разных по весу шара, то затем
он будет по-разному оценивать вес др.
одинаковых шаров. Тот из них, к-й оказыв-ся
в руке, где раньше нах-ся более легкий
шар, на этот раз покажется более тяжелым,
и наоборот, хотя 2 шара на самом деле во
всех отношения будут одинаковыми. Говорят,
что у ч-ка, обнаруживающего такую иллюзию
сформ-сь опред-я установка на восприятие
веса предметов. Установка, по мнению Узнадзе,
напрямую связана с вниманием (выражает
собой состояние вним-я ч-ка). Этим объясняется
то, почему в условиях импульсивного поведения,
связанного с отсутствием вним-я, у субъекта
тем не менее могут возникать вполне опред-е
псих-е состояния, чувства, мысли, образы.
С понятием установки также в теории Узнадзе
связано понятие объективации (выделение
под влиянием установки опред-го образа
или впечатления, полученного при воспр-ии
окр-щей действительности). Этот образ,
или впечатление и стан-ся объектом вним-я.
Гештальтпсихология: Коффка,
Келлер, Адамс. Вним-е ч-ка трактуется
с позиции доминирования «хорошего» гештальта.
Вним-е – сила, исходящая от эго и направленная
к О. Выделяют 2 вида связи, образующие
внимание: 1. Эго объектная - преобладает
сила объекта – непроизвольное вним-е;
2. доминирует сила Эго - произвольное вним-е
П. Я. Гальперин
предлагал рассм-ть вним-е с позиций
деятельностного подхода. Основой
мыслительной деят-ть ч-ка явл-ся умственное
действие. В мыслительном действии выд-ют:
1. предметную сторону (содержание мысли)
и 2. пр-ссуальную сторону (как думают).
Вним-е – действие контроля за содержательной
стороной умственного действия. Бродбент
создал модель вним-я как модель ранней
фильтрации инф-ции ( как радио). Вся инф-ция
(релев. /нерелев,) поступает на фильтр,
где нерелевантная отсеивается, а релевантная
поступает в хранилище. А.
Трейсман
провела дихотомический эксперимент.
Модель поздней фильтрации инф-ции. Все
инф-ция принимается и помещается в хранилище,
затем память даёт оценку и восстанавливает
содерж-е инф-ции, с учётом потр-стей ч-ка
(как компьютер). Теория
ресурсов внимания:
Каннеман выяснял, как энергетически
обеспечивается выбор ч-ком инф-ции (откуда
берётся энергия для орган-ции вним-я к
ч-либо) побудительная регуляция (ЦО, установки,
цели, задачи, потребности) + физиологическая
активация + внешняя мотивация = энергетический
котёл, к-й обслуживает несколько совмещённых
видов деят-сти или одну деят-ть.