Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

Общая психологии. ГОСы.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

    3. Методы современной  психологии.

      Психология (с греч. «наука о душе») наука о психике и психических явлениях. Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отражения им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком поведения как по отношению к внеш-у миру, так и к самому себе.

    Методы  научных иссл-ий – это приемы и средства, с помощью к-х получают сведения, необходимые для вынесения практ-х рекомендаций и построения научных теорий.

    Субъективн. и объективн. методы. S-й – предполагает S-е хар-рное описание псих-х явлений испытуемым и невозможность их проверки психологом.О-й – объединяет сп-бы получения внешних поддающихся регистраций и анализа психол-х фактов.

      Классификация методов (Ананьев):1.организационные методы. А)продольный срез– (предпол-ся, что иссл-е будет проводится длительное время, в течение к-го с опред-ой  периодичностью будет набираться фактологический материал) – лонгитюд (группа испыт-ых постоянная, что обеспечивает большую достоверность рез-тов). «+» - надежность данных; «-» - большие временные затраты. Б) Метод поперечных срезов – хар-ся тем, что иссл-ль работает с разными группами испыт-ых. «+»- экономия времени; «-» - более ↓ надежность данных. В) Комплексный метод. В иссл-ии участвуют представители различных наук: педагоги, педиатры, биохимики крови, физиологи, гигиенисты. Один объект изучают разными ср-вами. Этот метод позволяет устанавливать связи и зав-сти м/у явлениями разного типа (напр, между физич, психич и соц развитием личности).

      2.Эмпирические методы – позволяют собрать психол-ские факты (наблюдение, беседа, анкета, изучение документов и продуктов деят-ти, тест, биографич-й метод) А) Обсервационные методы: наблюдение и самонаблюдение. Наблюдениеметод, предусматр-щий целенаправленное и соответствующее плану воспр-е и фиксирование псих-их явл-й, с целью их последующего анализа. 2 формы – самонаблюдение и объективное наблюдение. Самонаблюдение – наблюдение за своими переживаниями, но наблюдать свои переживания очень трудно, они изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются, также при самонаблюдении трудно избежать субъективизма, трудно выразить нек-е оценки наших переживаний. Требования: наличие цели наблюдения, наличие пр-мы, выбор единицы набл-я – различные модификации изучаемого явления (напр,  тон общения), результаты набл-я д. обязательно фиксировать (ведение дневников), способы организации наблюдения.Сп-бы организации наблюдения: 1. открытое, закрытое – использование спец-х средств, 2. включенное (психолог – участник группы), невключенное; 3. лабораторное (создается специальная условная ситуация), полевое (проходит в естественной обстановке). «+»: естественность, не нужно согласие испытуемых, возможность использования технических средств, возможность получения большого объема информации. «-»: большие временные затраты, ↑ ур-нь S-сти в интерпретации данных наблюд-я, невозможно повторить, рез-ты набл-й не поддаются матобработке, не все возможно наблюдать.Б) Эксперимент - это организованное исслед-ем вз-вие м/у испытуемым и исслед-ем и эксперимент. ситуацией, задаваемой экспериментатором, с целью установления зак-стей такого вз-вия. Для оганизации нужна ↑ подготовка по этому исслед-ю, установление цели, правильная организация. Виды: а) естественный – ч-к, к-й участвует в эксперименте не знает,что за ним наблюдают; б) лабораторный – ч-к знает, что учавствует; в) констатирующий – фиксация актуального состояния объекта ;г) формирующий – развитие объекта в заданном направлении. «+»: высокая точность рез-тов, возможность повторения. «-»: искусственность условий, испытутуемый знает, что участвует. В) Метод  тестов. (Гальтон) Тест – система стандартизированных заданий, оценка выполнения к-х осущ-ся с помощью ключа и сравнивается со стандатртной возрастной и половой нормой. Д-ская ценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психолог-го факта. Недостаточно обоснованные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительный ущерб в практикеВиды: 1. По форме проведения: а. индивидуальные и групповые: 2. По форме построения: а. тест опросник – вопросы очень хорошо отработаны, они направлены именно на то, что интересует психолога; б. тест-задание – ур-нь разв-я ч-ка; в. проективные тесты направлены на то, чтобы ч-к, получив неопред-й стимул, на него, как на экран спроецировал свой внутренний мир (Роршах); 3. По содержанию: а. интеллектуальные (тест Векслера, Равена, Айзенка); б. личностные (тест Лири, Розенцвейга, Кеттелла). Тест – это инструмент д-ки, он только ставит диагноз, рез-ты не обладают прогностическим значением.  Г) Опросные методы - получение данных посредством общения психолога и респондента. Опрос: устный, письменный, индивид-ый, коллективный, очный (прямой контакт психолога с респондентом), заочный. Беседа (очный, устный, индивид-ый, коллективный). Требования: четкая постановка цели беседы, сформулированные вопросы (основные, вспомогательные), создание позитивной атмосферы, фиксация данных (дневники, диктофоны). Анкета (очный, заочный). Требования: постановка цели иссл-я, сформулированные вопросы: а. дихотомические (да, нет); б. открытые (ответ писать); в. закрытые (есть ответы); г. прямые; д. косвенные. Данные, полученные при анкетировании подлежат обработке. Д) Анализ продуктов деят-ти и метод анализа док-тов: в качестве предмета выступает любая инф-ция, фиксирующая данные об интересующем психол-ом объекте (библиотечный формуляр, классный журнал, личное дело, автобиография, мед. карта, табель успеваемости). Анализ продуктов дея-ти: анализу подвергается все то, что создано самим объектом (сочинения, подделки, рисунки, рабочие тетради). 3.  Метод обработки данных – качественный и количественный анализ данных. 4.  Метод  интерпретации данных  а) генетический метод – изучение интересующего психол-го феномена в развитии; б) структурный – исслед-ль должен рассм-ть явления  не как изолированные ,а как включенные в целостную психику чел-ка. Этапы психол-го исслед-я: 1. Подготовительный – составление программы исслед-я; 2. Сбор фактических данных – пробное проведение методики (проверка); 3. Обработка данных – опред-е средних величин, построение графиков (с помощью мат. статистики); 4. Интерпретация данных и формулирование выводов. 

    5. Развитие психики  и сознания в  филогенезе (по А.Н.  Леонтьеву).

    Гипотеза  Леонтьева о локализации  психики в природе. ПсихикаS-ый образ объективного мира, на основе к-го осущ-ся ч-ком регуляция своего поведения и действий. Внесли вклад Вагнер, Леонтьев, Фабри, Коттс, Шовен, Лорентс. Сущ-ет несколько подходов: 1. Теологический (религиозный) – душа принадлежит ч-ку и больше никому; 2. Научный а. панпсихизм – все объекты обладают душой; б. биопсихизм – растения, животные и ч-к имеют душу; в. нейропсихизм – психикой обладают только те, кто имеет НС любого ур-ня; г. антропопсихизм – психика животного = психике ч-ка. Леонтьев развивал новое направл-е: психика животного ≠ психике ч-ка. (Монография «Развитие психики», 1959). Леонтьев выдвигал системы локализации психики. Психика в природе м. б. обнаружена там, где имеют место 2 критерия: 1. Физиологичесий (наличие НС любого ур-ня организации); 2. Объективный (особое поведение животных организмов в природе) – вставочное или опосредованное повед-е животных, наличие к-го можно считать индикатором наличия у животных психики. Сущность такого поведения закл-ся в том, что оно обеспечивает сп-сть животных давать ответ на биологические нейтральные возд-вия, т. е. на те св-ва, к-е непосредственно не участвуют в обмене веществ. Необход-сть в их отражении возникает в силу того, что они нах-ся в объективно-устойчивой связи с биологически-значимыми О-ми и явл-я их сигналами. Сп-сть живых существ, реагирующих на абиотические сигналы повышает возмож-сть адаптации и выживания, поэтому психика стан-ся важным ф-ром эволюции. Возникн-е психики в пр-ссе филогенеза было обусловлено переходом с живого организма из однородной среды (не оформленной) в среду интерогенную (разнородную) и предметно-оформленную. Психика возникает как ответ на необх-сть отражать не только биологич-ое знач-е хар-ки среды, но и биологически не значимые объективные св-ва предметов и явл-й. В этой связи на опред-м этапе эволюции пр-сс жизнедеят-ти организма раздваивается: 1. Выд-ют пр-ссы, с к-ми непосредственно связаны поддерживание и сохранение жизни, в их основе лежит биолог-е отражение; 2. Выд-ют пр-ссы прямо не несущие ф-ции поддержания жизни, а лишь опосредованную связь орг-зма с теми св-ми внешней среды, от к-х зав-т его существование. В их основе психическое отраж-е, на основе к-го возникает особая активность, смысл к-ой состоит в том, чтобы обеспечить биолог-й рез-т там, где условия не позволяют ему реализовываться сразу. Такая активность есть ничто иное как вставленное поведение (приобретенное), лишенная биолог-го смысла. Простейшие формой психики отраж-я, возникшей в филогенезе стала чувств-сть – сп-сть к отражению отдельных биологически незначимых св-ств предмета и явл-й мира, при непосредственном воз-вии на организм. Психика, обеспечивая более эфф-вную адаптацию к среде стан-ся фактором эволюции живого, чем выше ур-нь разв-я психики, тем шире адаптивная возможность вида. Леонтьев отмечал след-е морфологические изменения субстракта (это НС) психики в филогенезе: 1. Общая тенденция в разв-и НС – тенденция цефализации (разв-е головного мозга); 2. Разв-е и совершенствование органов чувств, сп-бных отражать различные абиотические хар-ки среды обитания; 3. Разв-е органов, с помощью к-х осущ-ся активное поведение в природе. Развитие психики сознания. Гипотеза Леонтьева о происхождении сознания. Роль труда и общения. Сознание – высшая интегрирующая форма псих-го отражения, рез-т общественно-исторических условий, форм-е этих явлений в пр-ссе совместной деят-ти и общение с др. людьми. Филогенетическое возникновение ч-ского сознания было подготовлено разв-ем психики животных. Гипотеза принадлежит Леонтьеву, к-ым была выявлена диалектическая связь м/у ур-нем псих-го отражения и ур-нем поведения. На основе этого положения Леонтьев пришел к выводу, что в пр-ссе эволюции для перехода к более ↑ ур-ню повед-я необх-мо осуществить переход от приспособительного к преобразовательному, от адаптивного к активному удовлетворению своих потр-стей. Формой такого поведения стал труд. Труд форма преобразовательного повед-я, пр-сс, связывающий ч-ка с природой, ч/з активное преобразовательное возд-вие на нее, и хар-щееся изготовлением и употребением орудий труда, а также вступлением в отношения не только с природой, но и с др. людьми, ч/з общение с помощью речи. Леонтьев обратил внимание не на то, что необх-мо возникновение труда. Предпосылки: 1. Физические предпосылки: изменение положения тела, выравнивание тела вертикально. Привело к развитию органов чувств (зрение, обоняние и др.), это было толчком к разв-ю мозга; 2. Соц-е предпосылки: труд мог возникнуть только среди животных с развитыми соц-ми формами поведение; 3. Психолог-е предпосылки: возникновение труда, интеллектуальное поведение животного с выраженной интеллектуальной фазой, к-я не имеет биолог-го смысла. Ос-сти труда: 1. Употребление орудий труда (это что ч-к ставит м/у собой и природой). В любом орудии труда зафиксирован сп-б действия с ним, к-й ч-к осознается и соц-но наследуется; 2. Пр-сс изготовления орудия это тоже пререгатива ч-ка. Ч-к свое орудие труда сохраняет, а животное нет; 3. Труд явл-я совместным, в нем устанавливается отношения ч-ка с ч-ком, ч-к с природой.Это делает возможным разделение труда, распределение отдельных ф-ций м/у исполнителями. При этом каждое действие отдельного ч-ка стан-ся лишенным прямого биолог-го смысла, к-й приобретается лишь в рамках совместной труд-й деят-ти. У каждого есть своя цель. Смысл таких действий открывается ч/з понимание отношений цели действия к тому побуждению, к-е его вызвало. В филогенезе это было толчком к возн-ю сознания, осознанием того, что делает ч-к, к чему он стремится – это осознание наз-ся смыслом (единица ч-ского сознания). В рез-те в содержании сознания ч-ка устанавливаются связи м/у объектами, обусловленные совместной деят-ю. Психика ч-ка стан-ся соц-но–обусловленной. Формой практ-го сознания ч-ка стал язык как система знаков, образующих единицы речи. Слово имеет О-е значение и личностный S-ый смысл. Всеобщей формой псих-го разв-я стан-ся возн-е опыта в пр-ссах общения и вз-вия с людьми, а рез-том - форм-е сознания. Стр-ра сознания. Сознаниесов-сть знаний ч-ка о мире. 1. Познавательное сознание (когнитивный компонент – знание о мире): а. ур-нь чувственного познания (ощущение, воспр-я); б. логическое познание (мышл-е, воображение); Пр-сс внимания и пр-сс памяти – сквозные психические п-ссы; 2. Аффективный (отношенческий, оценочный, эмоц-й компонент) - ч-к сп-бен дать оценку; 3. Регуляторный (поведенческий) компонент – регуляцию в поведенческой деят-ти обеспечивают волевые пр-ссы психики. Деят-ть направлена на достижение опред-х целей и регулируется волевыми усилиями. Деят-ть выступает как система сознательных действий, о к-х S способен дать отчет (осуществляет контроль). Сущ-щее целеполагание + волевые усилия = произвольность поведения и деят-ти. Нет целеполагания – нет волевых усилий. Объектом сознания выступает сам ч-к – самосознание (сознание, объектом к-го выступает S). 4. самосознание - объектом кот.явл-ся сам S. Стр-ра сознания рассм-ся с позиции конкретно психол-ой теории сознания ч-ка (автор - Леонтьев). Выд-ет 3 составляющие: 1. Чувственная ткань сознания – чувтв-е хар-ки конкретных образов реальности (реальность актуально воспринимает и хранит в памяти образы реальных различий по модальности, устойчивости, эм-ой окраске); 2. Значение – выработка и фиксирование понятия обобщенного отражения действительности и норм деят-ти (явл-я содержанием знака, к-й обозначает предмет или св-во явл-я события); 3. Личностный смысл – отражает знач-е ч/з призму индивидуального практ-го опыта и возникает субъективная ценность значения, связ-ая с S-ым миром ч-ка (эмоциями, мотивами). Св-ва сознания: 1. Идеальность – сп-б освоения ч-ом мира, когда объекты осваиваются без физ-го на них возд-я в рез-те работы с их образами, схемами; 2. Интенциональность (предметность) – сонание направлено на конкретный О. 3. Объем сознания – опред-е кол-во внутр-х или внешних О-ов, к-е ч-к способен достаточно отчетливо отразить. 4. Соц-я природа сознания – в онтогенезе созн-е разв-ся только в совместной деят-ти с др. людьми (игра, труд, общение); 5. Коммун-сть сознания – сод-е сознания м.б. передано от одного ч-ка к др.; 6. Идеаторность сознания – связано с пр-ссами воображения, ч-к сп-бен в сознании создавать образы без опоры на чувственный опыт; 7. Связь с речью (осмысление сод-я сознания) – обеспечивает словесно-понятийную значимость сознания; 8. Креативность (творческость) – объективация идей, мыслей, образов, перевод их в материал-ю форму, благодаря этому постоянно меняется мир чел-ской культуры. Ф-ции сознания: 1. Отражательная – форм-ет у ч-ка образ мира; 2. Регулятивная – возможность произвольного поведения ч-ка; 3. Креативная – сознание творит мир, преобразует его; 4. Коммун-я – созн-е способствует передаче опыта знания; 5. Ориентировочная – созн-е помогает ч-ку ориентироваться в окр-м мире. 

    8. Основные понятия психологической теории деятельности.

    Деят-ть – спец-ий вид активности ч-ка, направленный на познание и творч-е преобразование мира, включ-его самого себя. Основные хар-ки ч-ской деят-ти: 1. Предметностьдеят-ть ч-ка направлена на опред-й предмет. Предметом деят-ти наз-ся то, на что направлена активность ч-ка, с чем он непосредственно  имеет дело. S явл-я ч-к. Ч-к в рез-те своей деят-ти познает объект» 2. Продуктивность – деят-ть ч-ка всегда продуктивна. В рез-те деят-ти всегда возникает продукт деят-ти, к-й м. существовать в 2 формах: 1. Идеальная – мысль, идея, рассуждение, моральные законы. 2. Материальная – изданная книга, сшитое платье. Мир состоит из материальных и идеальных объектов. Ч-к познает мир ч/з распредмечивание. Распредм-е происходит в рез-те деят-ти. В ходе деят-ти ч-к осваивает сп-бы действия с объектом и ч/з согласование св-в и хар-к предмета. 3.  Деят-ть ч-ка неразрывно связана с языком и речью. Благодаря речи происходит обозначение предмета словом, т.е. категоризация продуктов деят-ти. Связь деят-ти с речью закл-ся в том, что ч/з общение с помощью речи происходит распредмечивание мира. 4. Деят-ть носит творческий хар-р, т.е. в рез-те деят-ти ч-к не только воссоздает, но и создает принципиально новый продукт. 5. Деят-ть ч-ка носит S-й хар-р, к-й проявляется в идеальном стиле деят-ти (сов-сть таких сп-бов, выполнение деят-ти, к-е более эф-но для данного ч-ка). 6. Деят-ть ч-ка носит сознательный хар-р, т. е. ч-к осознает цель и сп-бы ее достижения, предвидит рез-ты. Если ч-к не осознает цели, то это импульсивная деят-ть. 7. Общественный хар-р деят-ти она осущ-ся в обществе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Деят-ть: 1. Побудительная регуляция деят-ти (что побуждает ч-ка к деят-ти): а. потребности: естественные, духовные, культурные; б. мотив (задает вектор деят-ти, направленный на конкретный мотив); в. цели – образ желаемого будущего; г. задачи - цель в разных условиях. 2. Исполнительная регуляция деят-ти (каким образом осущ-ся деят-ть): а. действие - отдельный, относительно законченный эл-нт деят-ти, регулируемый целью: внешнее и внутреннее действие (экстериоризация и интериоризация); б. оп-ция- действия, совершенные  в опред-х условиях и подчинное задаче. М/у компонентами побудительной и исполнительной регуляции в стр-ре деят-ти сущ-ет вз-связь, т. е. возможны вз-переходы в рамках как побудительной, так и исполнительной регуляции. Мотив, породивший деят-ть м. утратить свой статус и превратиться в цель. Когда осущ-ся переход цели действия в статус мотива, возникает новая деят-ть (мех-зм «сдвига мотива на цель», в рез-те чего возн-ет новый мотив и новая деят-ть). Внешняя и внутренняя деят-ть образует не тождество, но единство. Деят-ть - действия: внешние (практические: предметные, вербальные, невербальные, поступок)  и внутрение (психические: сенсорные (ощущения), перцептивные (воспр-е), мнемические (память), интеллект-е, воображение), внутриречевые действия. Экстериоризация – перевод внутренних псих-х действий во внешний практич-й план. Интериоризация – переход действий из внешнего во внутренний план. Интериоризация – путь форм-я психики в онтогенезе. Психика побуждает ч-ка к деят-ти. Мотив→деят-ть, а управление целью→действие→операция. Деят-ть состоит из действий. Оп-ции – действия, заданные в опред-х условиях. Сдвиг мотива на цель – универсальный мех-зм смены деят-ти у ч-ка. Принципы: 1. Пр-п отражения, 2. Пр-п детерменизма (причинной обусловленности псих-х явл-й), введен Рубинштейном: причины псих-х явл-й лежат вовне. Внешних детерменантов -природный мир, культурный, соц-й. 3. Пр-п личностного подхода – «внешние причины действуют, преломляясь ч/з внутренние условия» Рубинштейн. 4. Пр-п единства сознания и деят-ти (сознание и деят-ть образуют единство, но не тождество). Следствия: 1. Психика познаваема; 2. Псих-им разв-ем м. управлять, организуя опред-ю деят-ть. 5. Пр-п деят-го подхода к анализу деят-ти. Пр-п введен в научный оборот Выготским, Леонтьевым, Гальпериным, Запорожцем и их последователями и учениками.

                  Д          Д1               Д2           Д3

    Бытие à Созн à Бытие1 à Созн1 à Бытие2   Деят-ть – та объективная реальность, в рамках к-ой психика форм-ся и проявляется; 6. Пр-п разв-я, согласно к-му психика рассм-ся в пр-ссе разв-я, что предполагает ее рассмотрение в ретроспективе, в актуальном состоянии и перспективе; 7. Пр-п системности – в каждом акте деят-ти психика выступает как система в единстве компонентов. Потр-сти как источник активности личности. Потр-стисостояние ч-ка, выражающее его зав-сть от конкретных условий. Потр-сти носят общественно-личный хар-р и форм-ся в пр-ссе его воспит-я. Удовлетворение потр-стей - активный, целенаправленный пр-сс овладения формой деят-ти, опред-ный общественным разв-ем. Классиф-ция: 1. По происхождению: а. естественные (биолог-е) служат для поддержания и сохранения жизни ч-ка (пища, сон и др.); б. культурные – потр-сти ч-ка в предметах ч-ой культуры (общение, познание, эстетич-е, потр-сть быть личностью, потр-сть самосовершенствоваться). Культурные потр-сти сущ-но различаются по ур-ню и направленности, по хар-ру предмета или сп-бу удовлетворения потр-стей; в. материальные – потр-сть в предметах мат-ой культуры; г. духовные (потр-сти в предметах обществ-го сознания: познав-е, моральные, эстетические, потр-сти в общении с др. людьми). Основные хар-ки потр-сти: 1. Интенциональность (предметность) – направленность потр-сти на предмет. 2. Полипредметность. Из всех предметов ч-к выд-ет 1 предмет потр-сти, в рез-те к-го возникает феномен S-ой знач-сти конкретного О мира. Пр-сс узнавания потр-сти своего предмета - опредмечивание потр-сти. В пр-ссе опредмечивания выд-ся черты потр-сти: 1. Первоначально широкий спектр предмета, сп-бный удовлетворить данную потр-сть. 2. Быстрая фиксация потр-сти.  Ч/з распредмечивание потр-сти ч-к осваивает новые виды деят-ти. 2. Ненасыщенные потр-сти (сущ-ет срок удовлетворения потр-сти). 3. По степени выраженности потр-сти: сильные и слабые. 4. Потр-сть к соподчинениюИерархия потр-сти по Маслоу: 1 ур-нь: физиологич-е; 2 ур-нь: потр-сть в безопасности; 3. ур-нь: потр-сть в любви, благополучии, опеке; 4 ур-нь: потр-сть в уважении, признании; 5 ур-нь: познав-е потр-сти; 6 ур-нь: эстетические потр-сти; 7 ур-нь: потр-сть в самоактуализации. Если потр-сти удовлетв-ся от 1 к последнему ур-ню – это прогресс, если от последнего к первому – деградация. Ф-ции потр-сти: 1. Потр-сти активизируют ч-ка, т. е. создают состояние психол-ой готовности к деят-ти. 2. Потр-сти не задают вектора поведенческой деят-ти до тех пор, пока не будет выделен предмет деят-ти. В момент встречи потр-сти с предметом происходит опредмечивание потр-сти. Когда потр-сть опредмечивается рождается мотив. Мотивпобуждение к конкретным действиям. Ч/з мотив потр-сть получает свою конкретизацию, т. е. стан-ся понятной S-ту, направлена на конктретный О, опред-ет сп-бы действия с этим объектом. Мотивы: 1. Органические - удовлетворение естественных потр-стей орг-зма (напр., произв-во еды, жилища, одежды); 2. Функц-ные – с помощью различного вида форм активности; 3. Культурные; 4. Материальные – побуждает на создание предмета домашнего обихода; 5. Соц-е – направлены на то, чтобы занять опред-е место в обществе; 6. Духовные – с/совершенствование ч-ка. Деят-ть ч-ка более мотивированная. Один из мотивов явл-я ведущим, а другой подчиненным (они стимулируют деят-ть ч-ка). Ведущий мотив задает вектор поведения. Ф-ции мотивов: 1. Направляющая – мотив, получивший статус ведущего, направляет деят-ть на конкретный предмет, задает вектор пов-я деят-ти; 2. Смыслообразующая – мотив придает деят-ти смысл; 3. Побуждающая; 4. Регулирующая. Мотивы бывают: 1. Осознаваемые – убеждение, интерес, намерение, идеал, страсть; 2. Неосознаваемые – влечения, стереотипы, установки. Мотивы м. б. могут быть мотивами-целями (образы желаемого рез-та).  

    10. Теории внимания.

    Психика – внутр-й феноменальный мир ч-ка, к-й форм-ся на основе отраж-я им О-го мира, и выступает как основание для регуляции ч-ком повед-я как по отношению к внеш-у миру, так и к самому себе. Основные опред-я внимания. В. Вундт: вним-е – S-ая сторона явл-й сознания, апперцепция – их объективный рез-т. Вним-е – пр-сс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: вним-е – сенсорная ясность. Джемс: вним-е – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деят-тью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Эмоционально-моторная теория внимания Рибо. Одну из наиболее известных психол-х теорий вним-я Т. Рибо. Он считал, что вним-е незав-мо от того явл-я ли оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. М/у эмоц-ми и произвольным вним-ем Рибо усматривал особо тесную зав-сть. Он полагал, что интенсивность и продолж-ность тагого вним-я непосред-но обусловлены интенсивностью и продолж-стью ассоциированных с О-ом вним-я эмоц-ых состояний. Непроизвольное вним-е также зав-т от аффективных состояний. Состояния вним-я всегда сопровождаются не только эмоц-ми переживаниями, но также опред-ми изменениями физ-го и физиол-го состояния организма. Для Рибо было хар-но подчеркивание значения физиол-х коррелятов псих-х пр-ссов и состояний. Имея это ввиду концепцию Рибо можно назвать психофизиол-ской. Основную роль движений в акте вним-я Т. Рибо обозначил след-им образом: 1. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания; 2. Для органов чувств – зрения и слуха – вним-е означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управл-ем. 3. Усилие, к-е мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая вним-е на чем-то, всегда имеет под собой физ-ую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения вним-я связаны с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем. Двигательный эффект вним-я по мнению Рибо состоит в том, что нек-е ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность сосредотачивается на них. В умении управлять движениями закл-ся секрет произвольного вним-я. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше вним-е. Вним-е как сторона ориентировочно-иссл-ой деят-ти П. Я. Гальперина. Основные положения: 1. Вним-е явл-я одним из моментов ориентировочно-исслед-ской деят-ти. Оно представляет собой психол-е действие, направленное на содержание образа, мысли, др. феномена, имеющегося в данный момент времени в психике ч-ка. 2. По своей ф-ции вним-е – контроль за этим содержанием. В каждом действии ч-ка есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Это последняя и представляется вним-ем как таковым. 3. В отличии от др. действий, к-е производят опред-й продукт, деят-ть контроля, или внимание, не имеет отдельного особенного рез-та. 4. Вним-е как самостоятельный, конкретный акт выд-ся лишь тогда, когда действие стан-ся не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассм-ть как вним-е. Контроль лишь оценивает действие, в то время как вним-е способствует его улучшению. 5. Во вним-ии контроль осущ-ся при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения рез-тов действия и его уточнения. 6. Произвольное вним-е есть планомерно осуществляемое вним-е, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. 7. Для того, чтобы сформировать новый прием произвольного вним-я мы должны наряду с основной деят-тью предложить ч-ку задание, проверить ее ход и рез-ты, разработать и реализовать соответствующий план. 8. Все известные акты вним-я, выолняющие ф-цию контроля как произвольного, так и непроизвольного, явл-ся рез-том форм-я новых умственных действий. Внимание и установка Д.Н. Узнадзе. Теория установки предложена Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, к-е под влиянием опыта возникает в организме и опред-ет его р-ции на посдледующие воздействия. Напр., если ч-ку дать в руки 2 одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес др. одинаковых шаров. Тот из них, к-й оказыв-ся в руке, где раньше нах-ся более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя 2 шара на самом деле во всех отношения будут одинаковыми. Говорят, что у ч-ка,  обнаруживающего такую иллюзию сформ-сь опред-я установка на восприятие веса предметов. Установка, по мнению Узнадзе,  напрямую связана с вниманием (выражает собой состояние вним-я ч-ка). Этим объясняется то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием вним-я, у субъекта тем не менее могут возникать вполне опред-е псих-е состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки также в теории Узнадзе связано понятие объективации (выделение под влиянием установки опред-го образа или впечатления, полученного при воспр-ии окр-щей действительности). Этот образ, или впечатление и стан-ся объектом вним-я. Гештальтпсихология: Коффка, Келлер, Адамс. Вним-е ч-ка трактуется с позиции доминирования «хорошего» гештальта. Вним-е – сила, исходящая от эго и направленная к О. Выделяют 2 вида связи, образующие внимание: 1. Эго объектная - преобладает сила объекта – непроизвольное вним-е; 2. доминирует сила Эго - произвольное вним-е П. Я. Гальперин предлагал рассм-ть вним-е с позиций деятельностного подхода. Основой мыслительной деят-ть ч-ка явл-ся умственное действие. В мыслительном действии выд-ют: 1. предметную сторону (содержание мысли) и 2. пр-ссуальную сторону (как думают). Вним-е – действие контроля за содержательной стороной умственного действия. Бродбент создал модель вним-я как модель ранней фильтрации инф-ции ( как радио). Вся инф-ция (релев. /нерелев,) поступает на фильтр, где нерелевантная отсеивается, а релевантная поступает в хранилище. А. Трейсман провела дихотомический эксперимент. Модель поздней фильтрации инф-ции. Все инф-ция принимается и помещается в хранилище, затем память даёт оценку и восстанавливает содерж-е инф-ции, с учётом потр-стей ч-ка (как компьютер). Теория ресурсов внимания: Каннеман выяснял, как энергетически обеспечивается выбор ч-ком инф-ции (откуда берётся энергия для орган-ции вним-я к ч-либо) побудительная регуляция (ЦО, установки, цели, задачи, потребности) + физиологическая активация +  внешняя мотивация = энергетический котёл, к-й обслуживает несколько совмещённых видов деят-сти или одну деят-ть. 

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"