Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике

Файлы: 1 файл

Обработанные ответы по ОПИП.doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

Проблема  жизненного пути в отечественной  психологии.

Начало глубокому  осмыслению жизненного пути как одной  из категорий психологии было положено С.Л. Рубинштейном и стало затем  центральным пунктом исследований Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему принадлежит наиболее развернутая, хотя и не бесспорная, концепция жизненного пути как движения от индивида к личности. Им же была сформулирована идея жизненного пути как специфически человеческого способа индивидуального развития. Именно работами Рубинштейна и Ананьева был заложен принципиально новый взгляд, согласно которому личность не только продукт своей биографии, но и ее субъект, т. е. активный творец.

Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, не только проходит разные возрастные этапы. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется прежде всего индивидуальный характер жизни. Индивидуальность - это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы как якобы независимой от человека. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии "стиль жизни"). Чем меньше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направление, тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, а потому похожей на жизнь других людей, стандартной.           Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни. Оно одновременно позволяет человеку стать относительно независимым, свободным по отношению к внешним требованиям, давлению, внешним "соблазнам". Но это лишь идеал, а реально у разных людей обнаруживается разная мера целостности жизненного пути, разная степень соответствия действий личности ее ценностям, намерениям .

          Одни люди зависят от хода жизненных событий, едва успевая за ними, другие - предвидят, организуют, направляют их. Некоторые попадают под власть внешних событий, их удается вовлечь в чуждое их характеру общение, а то и в дела. Они легко забывают о собственных целях, планах, совершая неожиданные для себя поступки. Иные, напротив, живут только планами, мечтами, создают собственную логику внутреннего мира, уходят в него, так что внешние события не имеют для них никакого значения. Они также не способны организовать свою реальную жизнь. Столь разный характер способностей к организации жизни позволяет выделить определенные типы личностей с точки зрения способа их жизни. При таком подходе мы видим уже не бесконечное множество различных характеров и бесконечное множество отдельных проявлений настроений каждого человека, а различия по существенному основанию - способности к организации жизни, умению сконцентрировать свои силы и действия в решающий момент, скоординировать ситуации и события в главном направлении. Поэтому разные способы организации жизни мы рассматриваем как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии.

          Типы активности человека - это  характерные для него способы  соединения личностью внешних  и внутренних тенденций жизни, превращения их в движущие силы своей жизни. Можно проследить, как у одних эти тенденции совпадают (целиком или частично), поддерживают друг друга, у других оказываются разобщенными. Одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, т.е. окружающих людей, используя социальные ситуации; другие - на внутренние возможности, рассчитывают на свои силы в жизни, действуют самостоятельно; третьи оптимальным образом соединяют внешние обстоятельства и внутренние тенденции; четвертые постоянно решают противоречия между ними. При всех условиях эта типология раскрывает не просто свойства каждого характера, психические особенности личности. Она в первую очередь позволяет сопоставить особенности, способ жизненного движения личности, выявить способность к решению жизненных противоречий. Совпадение внешних и внутренних тенденций в жизни личности или их столкновение, противодействие характеризуют способ организации жизни и тип личности.

Жизненный путь подлежит периодизации не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая, начиная с юности, уже перестает совпадать с возрастной. Один человек проходит один социальный этап в более раннем, другой - в более позднем возрасте; юноша оказывается по-стариковски мудрым, а старик - по-юношески незрелым. Личность выступает как движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности своей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Воспитание  и самовоспитание личности.

Процесс становления  личности, с каких бы теоретических  позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее воспитанием. Современные научные представления о воспитании, как процессе целенаправленного формирования личности, сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей. В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах существует и в настоящее время.

Немецкий педагог  И.Ф.Гербарт, будучи ярким представителем этого подхода, сводил воспитание к  управлению детьми. Цель такого управления – подавление «дикой» резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Таким образом, основным методом воспитания для Гербарта стал надзор за детьми, осуществляемый в приказаниях.

Фактическим протестом  против авторитарного воспитания явилась теория свободного воспитания, предложенная Ж.Ж.Руссо. Руссо и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Русский педагог П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма, при этом, не учитывая очень важного, с точки зрения современной педагогики, «двустороннего» характера воспитания. В концепции Блонского ребенок выступал преимущественно как объект воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся отношения. В.А.Сухомлинский пишет: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».

Целью воспитательного  процесса является формирование определенных качеств личности, соответствующих идеалам общества и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой подобные цели, которые можно назвать целями самовоспитания. Самовоспитание – это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом и возможностями. При определении задач самовоспитания важно задуматься над тем, насколько то, что мы хотим сформировать у себя, гармонично «впишется» в имеющийся комплекс личностных особенностей, насколько это естественно, органично для нас, станет ли это «восхождением к индивидуальности», к обретению собственной целостности и уникальности.

Воспитание  и самовоспитание – это процессы, осуществляемые постоянно, хотя очевидно, что с возрастом роль самовоспитания может возрастать, превалируя над долей воспитательных воздействий.

34. Общая  характеристика эмоций. Функции  эмоций

Эмоции –  психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних взаимодействий.

К эмоциональным  процессом относятся:

1. Аффекты - сильные,  относительно кратковременные эмоциональные  переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может меняться, в частности под влиянием воспитания и самовоспитания.

2. Собственно  эмоции- более длительные, в отличие  от аффектов, состояния, иногда  лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Имеют отчётливо выраженный ситуационный характер.

3. Чувства. Основанием  для их выделения служит их  отчётливо выраженный предметный  характер, возникающий в результате специфического обощения эмоций.

Выражение эмоции:

1. Выразительные  движения

2. Эмоциональные действия

3. Высказывания  об испытываемых эмоциональных  состояниях

4. Определенное  отношение к окружающему.

Функции эмоций:

1. Функция оценки. Эмоция даёт возможность мгновенно  оценить смысл изолированного  раздражителя или ситуации для человека

2. Функция мобилизации. Проявляется на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству, а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы.

3. Функция следообразования. Возникает уже после того, как действие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно.

4.Функция компенсации  информационного дефицита. Эмоция  является своеобразным «запасным»  ресурсом для решения задач.

5. Функция коммуникации. Эмоции обладают «заразительностью». Заражение эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и применить на себе переживания другого человека.

6. Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны  нарушить эффективное протекание  деятельности.

35. Виды эмоционального реагирования

С.Л.Рубинштейн в многообразных проявлениях  эмоциональной сферы личности выделяет три уровня:

• Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия – неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями человека. Примером этого могут служить наши ощущения, имеющие своеобразную эмоциональную окраску или тон (приятный или неприятный запах и т.п.), или ощущения более общего характера, отражающие самочувствие человека и не связанные в его сознании с конкретным предметом (беспредметная тоска, тревога или радость);

• Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по С.Л.Рубинштейну, составляют предметные чувства – эмоции. Человек осознает причину эмоционального переживания. На смену беспредметной тревоги приходит конкретный страх (например, грозы, тяжелого заболевания, одиночества и др.). Сами чувства, в таком случае, дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, интеллектуальные, эстетические и моральные. Этому уровню принадлежат такие чувства, как любовь или ненависть к определенному человеку, восхищение одним предметом и отвращение к другому, негодование по поводу какого-то события, удивление в связи с поступившей информацией и т.п.;

• Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности абстрактному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п. Они могут иногда выступать как частные состояния, связанные с конкретным событием, однако, чаще они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. С.Л.Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.

В соответствии с предложением И.Канта, эмоции принято  делить на стенические (от греческого «стенос» – сила), т.е. тонизирующие, возбуждающие, обеспечивающие энергичное действие, и астенические – подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие. К стеническим относятся такие эмоции, как радость, злость, гнев, к астеническим – тоска, тревога, благодушие. В отечественной психологии традиционно принято выделять: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты) и настроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Стресс  и его виды

Стресс –  особое состояние организма человека, возникающее на на сильный внешний раздражитель.

Стадии стресса:

• реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»);

• стадия устойчивости, когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;

• стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы многих органов и систем организма. Организм подготовлен к борьбе, к преодолению опасности, тем или иным путем организм готов справиться с ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде физиологических  и психологических свойств – в сдвиге соматических (телесных) показателей в сторону интенсификации, улучшении внимания (его объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске работы.

Стресс является составной частью нашей жизни. Его  нельзя избежать, как нельзя избежать еды и питья. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека. Уже на первых этапах создания учения о стрессе Г.Селье подчеркивал, при длительном стрессе возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения, т.е. серьезные телесные заболевания.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"