Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Билет 1.

1.1 Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения.

Отличительными особенностями многих П. п. р. являются их односторонний характер (отрыв развития личности от развития интеллекта) и натуралистический подход к психическому развитию в онтогенезе, что находит выражение в игнорировании исторически изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуального развития З. Фрейда, развития личности Э. Эриксона, сенсомоторного развития А. Гезелла, морального развития Л. Кольберга. Широкое распространение получили также П. п. р. по педагогическому принципу, где критериями периодизации выступают ступени обучения и воспитания в социально-образовательной системе. Современные периодизации детского развития, как правило, не включают период пренатального развития.

Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает когнитивное развитие как последовательность стадий: стадию сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), стадию дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 до 11—12 лет) и стадию формально-логических операций (от 12 до 17 лет). Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).

В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном характере психического развития в онтогенезе. Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот "новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде... и весь ход его развития в данный период"; 2) динамический — закономерное чередование стабильных (литических) и критических периодов.

Идеи Л.С. Выготского получили развитие в концепции Д.Б. Эльконина, положившего в основу периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. Все типы деятельности Д.Б. Эльконин подразделяет на 2 группы: 1) деятельности в системе "ребенок — общественный взрослый", в которых происходит интенсивная ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений и обеспечивается преимущественное опережающее развитие мотивационно-потребностной сферы, и 2) деятельности в системе "ребенок — общественный предмет", в которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, и, соответственно, преимущественное развитие интеллектуальной, операционно-технической сферы. В основе психического развития лежит периодически возникающее противоречие между операционно-техническими возможностями личности, с одной стороны, и задачами и мотивами деятельности — с другой. Разрешение этого противоречия осуществляется через изменение социальной ситуации развития и переход к соответствующей деятельности, обеспечивающей необходимое ускоренное развитие либо мотивационно-потребностной, либо интеллектуально-познавательной сфер личности. Противоречия порождают кризисы, как необходимые переломные точки развития. Психическое развитие имеет спиралевидный характер с закономерно повторяющейся сменой периодов развития, в которых ведущей деятельностью попеременно становятся деятельности в системе "ребенок — общественный взрослый" и в системе "ребенок — общественный предмет". Согласно Д.Б. Эльконину, периодизация психического развития в детском возрасте включает три эпохи, каждая из которых состоит из двух связанных между собой периодов, причем в первом происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, а во втором — интеллектуально-познавательной. Эпохи разделены между собой кризисами перестройки отношения личность—общество, а периоды — кризисами самосознания. Эпоха раннего детства начинается кризисом новорожденности (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность. Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра), кризис семи лет и младший школьный возраст (ведущей является учебная деятельность). Кризис 11—12 лет разделяет эпохи детства и подростничества, в котором младший подростковый возраст с интимно-личным общением как ведущей деятельностью сменяется старшим подростковым возрастом, где ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, указанная схема периодизации соответствует детскому и подростковому возрасту, а для периодизации зрелых возрастов необходимо разработать иную схему при сохранении общих принципов периодизации.

Периодизация зрелых возрастов жизненного цикла требует определения самого понятия "взрослость" как особого социального статуса, сопряженного с определенным уровнем биологической зрелости, уровнем развития психических функций и структур. Успешность разрешения задач развития, как системы специфических для каждого возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду, определяет его переход на каждую новую возрастную ступень зрелости (Р. Хэвигхерст). Периодизация зрелого возраста включает раннюю зрелость (17—40 лет), среднюю зрелость (40-60 лет), позднюю зрелость (старше 60 лет) с переходными периодами, носящими характер кризисов (Д. Левинсон, Д. Бромлей, Р. Хевигхерст).

Критерии периодизации развития — наиболее информативные показатели, характеризующие специфику отдельных этапов развития

1.2 Этика  работы  практического  пси-га  основывается  на   общечеловеческих моральных и нравственных ценностях,  на  положениях  Конституции  РБ,   защищающих   права   чел-ка.   Предпосылки    свободного    и всестороннего развития лич-ти и ее  уважения,  сближения  людей,  создания гуманного  общества  являются  определяющими  для  деятельности   психолога.

Этические  принципы  и  правила  работы  психолога  формируют  условия,  при которых сохраняются  и  упрочиваются  его  профессионализм,  гуманность  его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется  следующими  принципами и правилами: 1. П-п ненанесения ущерба  испытуемому.   2. П-п компетентности психолога.  3. П-п беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое  отношение       к испытуемому, какое бы  субъективное  впечатление  он  ни  производил       своим видом, юридическим и социальным положением.4 П-п конфиденциальности.5. П-п осведомленного согласия. Необходимо  извещать  испытуемого  об       этических принципах и правилах психологической деят-ти. 6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого.   7.Правило безопасности применяемых методик.8.  Правило  предупреждения  неправильных  действий  заказчика.  Психолог       информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику  информации       и делает это только после получения согласия испытуемого. 9.Правило профес-ного общения психолога  и  испытуемого. 10 Правило обоснованности результатов  исследований  психолога.  Психолог       формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых  в       психологической науке.11Правило  адекватности  методик.  Применяемые  методики  должны   быть       адекватны целям исследования, возрасту, полу,  образованию,  состоянию       испытуемого, условиям эксперимента. 12. Правило научности результатов исследования. 13. Правило взвешенности  сведений  психологического  характера.14 Правило кодирования  сведений. 15 Правило контролируемого хранения сведений психологического  характера.16 Правило корректного использования сведений психологического характера.      

 

Билет 2

2.1 Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Периодизация псих-ого развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл чел-ка. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность.Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития.  Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности  умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткого возраста. Гетерохронность развития связана с понятием “сензитивных” и “критических” периодов развития.  Сензитивный период  - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами,  поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же. Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л.С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитие, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями. Так, развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь интеллектуальной у детей 2 летнего возраста.   Однако данное понимание кризисных периодов скорее соответствует определению сензитивноего периода. Критическим периодом  является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. В человеческом развитии критические периоды чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности своей актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитие человека может служить развитие бинокулярного (стереоскопического) зрения у младенцев, в основе которого лежит мозговая обработка образов, полученная с двух глаз. Каждый глаз человека снабжает мозг несколько отличными, плоскими изображениями объекта. Совмещение двух, отличающихся изображений с сетчаток двух глаз передаются в мозг и совмещаются, извлекая из рассогласования представление об объеме объекта или третьем измерении. Человек может воспринимать признаки глубины (третьего измерения) и одним глазом (монокулярно), однако точность оценки снижается по сравнению с бинокулярным механизмом глубины. Критический период для развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2 летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз, и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения в более познем возрасте уже невозможна. Сравнивая понятия “сензитивного” и “критического” периодов, можно описать следующими метафорами. Сензитивный период означает, что развитие лучше осуществить сейчас, чем позже, тогда как критический период - сейчас или никогд. Гетерохронность развития связана с  тем, что для разных психических функций и способностей чел-ка существуют разные сроки их  оптимального развития, при этом  в развитии той или иной функции или способности разные сензитивные периоды могут наблюдаться несколько раз в процессе жизни. Так, например, острота зрения (способность предметного видения) человека имеет очень ранний сензитивный период развития в течение первого года жизни, однако, острота зрения продолжает увеличиваться, но уже не так интенсивно до пяти лет.  Восприятие глубины, другая функция зрения, имеет более локальный и короткий период – от 13 недель до двух лет. Знание сензитивных и критических периодов развития психических способностей и функций позволяет лучше понять ход развития человека и вовремя провести диагностику и коррекция отставания.

2.2 В функциональные обязанности школьного психолога виды деятельности по следующим направлениям:

I. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. Диагностика интеллектуальной сферы учащихся младшей, с 
ней и старшей школы: диагностика интеллектуальных способностей; диагностика уровня развития невербального интеллекта; диагностика уровня развития вербального интеллекта.

2. Диагностика личностной сферы учащихся: определение мотивационно-потребностной сферы; выявление уровня самооценки и уровня притязаний; определение диспозииионных черт личности; определение структуры темперамента; выявление акцентуированных черт личности; определение уровня развития ситуативной, личностной, а личностной, школьной тревожности, установление причин, провоцирующих появление тревожности; - диагностика уровня развития агрессивной мотивации и склонности к деструктивному поведению; выявление наиболее типичных для индивида проявлений агрессии: физическая, косвенная, вербальная агрессии, негативизм; - определение профессиональной ориентации подростков: определение склонностей, интересов и возможностей уч-ся, способствующих продуктивной реализации своего творческого потенциала.

3. Диагностика межличностных  отношений: - выявление характера взаимоотношений ребенка с родителями: позитивное и негативное восприятие ребенком родителей, наличие чувства защищенности и эмоционального комфорта в семье и т. д.; -выявление характера взаимоотношений уч-ся с педколлективом в целом и с отдельными учителями; - выявление характера взаимоотношений между детьми; - определение преобладающего стиля поведения в межличностном общении; - определение преобладающего стиля поведения уч-ся в конфликтных ситуациях.

  1. Диагностика уровня адаптации уч-ся в социуме. - Диагностика готовности 7-летних детей в школе: мотивационная готовность; эмоциональная готовность; интеллектуальная готовность.

II. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА: Коррекция интеллектуальной сферы. Коррекция тревожности, страхов и депрессивных состояний. Коррекция агрессивного поведения,

Тренинг личного роста. Тренинг общения.

III. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Распространяется на 3 основных категории клиентов:

  • родители (проблемы взаимоотношений с детьми, успеваемость и т. д.);
  • педагоги (проблемы поведения уч-ся, конфликтные ситуации в классе и между отдельными уч-ся, конфликтные ситуации уч-ся

учителями, проблемы адаптации, проблемы успеваемости и т. д.);

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"