Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Это стадия,  на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружающей среды. Это позволяет прейти на новую стадию интеллектуального развития.

Стадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2- 4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций  позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Ребенок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существенные и второстепенные признаки, не вскрыты правила, связывающие эти признаки.  Отсюда своеобразие детских суждений на данной стадии развития. На вопрос: “Почему Солнце не падает?”, ребенок отвечает: “Потому что жарко, оно держится”- “Как?”- “Потому что оно желтое”. То есть ребенок  объясняет причину явления, опираясь на синкретичность представлений о Солнце, и одним признаком, объясняя другой.

Стадия конкретных операций (7 - 11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Например, ребенок правильно может решить логическую задачу типа: «Миша выше Маши, Маша выше Коли. Кто выше всех?», если условия будет даны в конкретном варианте, а не отвлеченно.

Стадия формальных операций (11-15 лет). На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой - либо  конкретной опоры, Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.

Периодизация Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни человека. Он оставлял в тени вопрос о связи между познанием и аффективной (эмоциональной) сферой. Ребенок в концепции Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом.

Пиаже интересовал только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления. Пиаже считал интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития. Так, он считал, что развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями. Для того, чтобы выносить какие-то моральные суждения, ребенок должен усвоить правила рассуждения в мыслительном плане. Он одним из первых начал исследовать нравственное развитие, предлагая детям моральные диллемы. Например, Джон, помогая маме, нечаянно разбил 15 чашек, а Анри нарочно разбил 1 чашку. Кто больше провинился Джон или Анри? Дети 7 летнего возраста выбирают Джона, полагая, что ответственность за свое поведения основана на причиненном ущербе. Однако дети 9 лет выбирают Анри, потому что он совершил намеренно дурной поступок.

6.2 Современное  образование,  рассматриваемое  как  социальный  институт, система,  процесс,  результат,  представляет  собой  единство   обучения   и воспитания, которые  реализуют  основные  принципы  смены  его  парадигмы  с информационной, сообщающей  на  развивающую  самостоятельную  познавательную активность  ученика.  Направления  обучения   в   образовательном   процессе отражают поиск  психолого-педагогической  наукой  того,  как  оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить личностно-деятельностный подход.

      Психологическая  служба является органическим  компонентом  современной системы  образования, обеспечивающим своевременное  выявление  и  максимально полное использование в обучении и воспитании детей, их  интеллектуального  и  личностного  потенциала,  имеющихся  у   ребенка   задатков,   способностей,

интересов и склонностей.       Психологическая  служба  призвана   также   обеспечить   своевременное выявление резервов психологического развития детей их реализация в  обучении и воспитании. Если  речь  идет  о  детях,  отстающих  в  своем  развитии  от большинства других детей,  то  задача  практического  психолога  сводится  к тому, чтобы  вовремя  выявить  и  устранить  возможные  причины  задержек  в развитии. Если дело касается одаренных детей то аналогичная задача,  связана с   ускорением   психического   развития,   трансформируется   в   проблему: обеспечение раненого выявления задатков и их  превращения  в  высокоразвитые способности.       Еще одна сложная задача в психологической службе в системе образования состоит в  том,  чтобы  постоянно,  в  течение  всего  детства  держать  под контролем процессы обучения и воспитания детей с  целью  повышения  качества обучения  и  воспитания.  Имеется  в  виду  необходимость  построения   этих педагогических  процессов   в  строгом  соответствии   с   естественными   и социальными законами психического развития детей,  с  основными  положениями психологической теории  обучения  и  воспитания.  Практическая  цель  работы психолога здесь  сводится  к  тому,  чтобы  с  позиции  этой  науки  оценить содержание и методы обучения и воспитания  детей,  применяемые  в  различных детских учреждения, давать рекомендации по  их  совершенствованию  с  учетом научных  данных  о  развитии  детей   разного   возраста.   Таким   образом, образование как объединение  обучения  и  воспитания  неразрывно  связано  с психологией как механизмом развития и  формирования  человека  на  различных возрастных уровнях. Для  эффективного  осуществления  учебно-воспитательного  процесса   в современной  школе  требуется   не   только   знать   теоретические   основы

формирования личности, развития коллектива, закономерности  функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и  специфику  этих  процессов применительно к условиям конкретного  учебного  заведения,  применительно  к конкретному классному коллективу и к личности  конкретного  ребенка.  Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая служба.       Психологическая   служба   в   школе   представляет   собой    систему  практического  использования  психологии  для  решения   комплексных   задач экспертизы,  консультации  и  диагностики.  Педагоги,  администрация  школы, должны  иметь  точное  представление   о   потенциальных   возможностях,   о психологических   ресурсах   учебно-воспитательного   процесса    и    уметь практически реализовать фундаментальные знания,  рабочие  понятия  и  методы психологической  науки  для  практического  педагогического  воздействия  на личность и коллектив. Главными направлениями работы  психологической  службы в школе являются:  o изучение личн остных особенностей  учащихся  и  осуществление  личностного    подхода к ребенку;*  оказание  помощи  классному  руководителю   в   формировании   классного   коллектива;* оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей; *осуществление работы по профессиональной ориентации; *  организация   мероприятий   по   коррекции   отклоняющегося   поведения; *диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.

      Психологическая  служба  выполняет  в  школе  три  основные   функции: психодиагностика  (получение  психологической  информации),   психокоррекция (внедрение психологической информации) и психологическое  просвещение.  Все, имеющие отношение к воспитанию и обучению,  должны  постоянно  помнить,  что

ребенок не есть пассивный объект  манипулирования,  а  активный,  наделенный творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса.       Все это предполагает учет индивидуальности учащихся,  его  отличий  от  других  людей.  Вместе  с  тем,  надо  отдавать  себе отчет  в   том,   что индивидуальный  подход  –  это  лишь  частный  аспект  личностного  подхода, базирующегося на изучении условий включения  детей  в  систему  отношений  с взрослыми и сверстниками, учителями.       Необходимо знать статус ребенка в школьном классе, чем определяется  и как изменяется  его  положение  в  системе  межличностных  отношений,  какие изменения претерпевает в этой связи личность школьника.

 

Билет 7

7.1 Периодизация развития личности З.Фрейда.

Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является  врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности. Фрейд выделили пять стадий личностного развития.

Оральная стадия (от 0 до 1 года.) Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.

Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению  удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены неверным поведением родителей. Родители могут придавать слишком большое значение данному процессу, постоянно фиксировать внимания ребенка на необходимости соблюдать чистоту тела, выражать либо бурную радость удачным действиям ребенка, либо отвращение к его экскрементам. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх потерять контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей. Непоследовательное поведение родителей также является фактором, нарушающим развитие на данной стадии. Они хаотично приучают ребенка к туалету, то ругают, то хвалят его. Такая неупорядоченность требований и действий рождает трудности в регуляции поведения ребенка, что также нарушает его развитие. Фиксация (застревание, остановка, которая происходит из – за неудовлетворенности реализации либидо через соотвествующие эрогенные зоны) ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление “все” сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убрать все грязное) или упрямство (немотивированное, систематическое  сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие люди).

Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Ребенок интересуется своими половыми органами и  половыми органами других детей. Он начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. На фаллической стадии развивается  Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек (см текст в рамке).  Суть комплекса состоит в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт, связанный с эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Комплекс Эдипа может быть рассмотрен как необходимый этап психосексуального развития ребенка. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, то есть должно быть представление не только о мужском, но и о женском. Возникающая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представление, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим.

Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций (когда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может обусловить в дальнейшем  выбор партнера, как заместителя родителя (жена -мать, муж -отец).

Латентный период  (от 6 до 11 лет). Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Характерно явное снижение сексуальной активности и интересов в сексуальным вопросам. Обучение и социализация становятся центральными моментами данного этапа. Ребенок осваивает формы поведения , свойственные данному полу. Фрейд не указывает на возможности фиксации на этой стадии развития. Однако можно предположить, что недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к фиксации в виде психического инфантилизма, неадекватного понимания своей половой роли и половой роли противоположного пола.

Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворения с партнерами  противоположного  пола Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить. Любить другого человека ради него самого, а не потому что он соответствует подсознательным установкам, сложившимся в результате фиксаций на предыдущих стадиях.

Теория З.Фрейда сводит все богатство человеческой личности к психосексуальному развитию. Занимая важное место в человеческой жизни, психосексуальное развитие не может  служить единственным стержнем личностного становления. Более того, представляя развитие личности как развертывание некой биологически заданной энергии, Фрейд по сути отказывает человеку в возможности собственного выбора, самосовершенствования.  Особенно энергичную критику вызывает утверждение Фрейда о большем личностном совершенстве мужчин по сравнению с женщинами. “Неполноценность” женского развития кроется в их подсознательной зависти к пенису, что препятствует психосексуальному, а, следовательно, личностному развитию.

Ограничения концепции  развития личности З.Фрейда были компенсированы  в теории развития  эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности ( эпи от греч. - сверх, после, + генез - развитие). Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют стадии развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит всю жизнь. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса данной стадии будет определять возможность последующего расцвета личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"