Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)
  • учащиеся (проблемы взаимоотношений с родителями и учителями, проблемы взаимоотношений со сверстниками, интимные проблемы, и т. д.).

Данная деятельность может включать в себя не только совместный поиск и выбор стратегии и тактики решения определенных проблем, но и носить профилактический, просветительский и психо-коррекционный характер.

IV. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Участие и выступление на педсоветах, семинарах, круглых столах, классных собраниях, родительских собраниях по результатам психодиагностики, совместное определение возникающих в детском коллективе тенденций и выработка совместной тактики преодоления негативных моментов, организация факультативов, различных форм работы, способствующих психологическому просвещению всех участников образовательного процесса и т. д.

V РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Данный вид деятельности включает в себя все выше перечисленные специфические виды работ школьного психолога, но в процессе помощи ребенку участвуют не только все структуры образовательной системы (педагоги, социальная и психологическая службы), но и медицинские работники, семья, органы правопорядка, общественные организации и т.д.

VI. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

Билет 3

3.1 Психическое развитие  – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.

Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. Ведущим называется такой вид деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов, а ведущим типом общения называется такой, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число. Ведущая деятельность это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии», деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. «Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться играя. Во-вторых, ведущая деятельность это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных... В-третьих, ведущая деятельность- это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка» В общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи и их формирование может происходить только в определенном порядке. Например, учебную деятельность нельзя формировать до игровой. Как убедительно показал А.Р.Лурия, особенность мышления ребенка в дошкольном возрасте неустойчивость памяти, сила непроизвольных ассоциативных связей, неразвитость логического мышления и т. д. – делает невозможным организованное школьное обучение этих детей. В то же время эта самая особенность психики ребенка не только не препятствует, но и в известном смысле благоприятствует протеканию игровой деятельности. Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно- потребностной сферы ребенка. В этом плане необходимо изменить взгляд на взаимоотношения ребенка и общества, не изолируя его отношение «к миру вещей» от отношения к «миру людей». «При рассмотрении системы «ребенок вещь»следует иметь в виду, пишет Д.Б.Эльконин, что вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, открываются ребенку как общественные предметы, где на первый план выступают общественно выработанные способы действия с ними, а взрослые открываются детям как носители общественных действий с предметами и как люди, осуществляющие определенные общественные задачи и вступающие при этом в определенные отношения с другими людьми, подчиняясь определенным нормам».

3.2 В рамках предлагаемой модели индивидуальная работа с учащимися будет носить ограниченный характер, прежде всего в виде экстренной помощи. Педагогу-психологу брать на себя роль психотерапевта, уделять много времени индивидуальному психологическому консультированию неэффективно и неэкономично. Профилактическая, методическая и диспетчерская деятельность становятся важными направлениями работы. В районе должна выстроиться четкая структура оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса. Основные виды работ, указанные в должностных инструкциях, будут снабжены алгоритмами организации деятельности, едиными образцами документации, перечнем инструментов для психодиагностических минимумов. Основная цель работы психолога в рамках данной модели — психологическое обеспечение функционирования школьной образовательной среды в соответствии с программой развития школы.   Основные направления работы педагога-психолога школы: психолого-педагогическая диагностика; аналитическая и прогностическая деятельность в учебном процессе; психологическое обеспечение управления школой; психологическая профилактика; диспетчерская деятельность; коррекционно-развивающая работа; психолого-педагогическое консультирование; методическая работа.

В коротком описании модели необходимо обратить внимание, что психолого-педагогическая диагностика Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач учреждения.

 Диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам осуществляются и обрабатываются классными руководителями и интерпретируются совместно с психологом. Цель аналитической и прогностической деятельности — психологическая поддержка учебного процесса на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий. Психологическое обеспечение управленческих процессов в образовательном учреждении будет достигаться за счет участия психолога в разработке долгосрочных программ развития школы, осуществлении мониторинга социально-психологического климата в коллективах педагогов и классов, реализации здоровьесберегающих технологий в педколлективею. Психопрофилактическая деятельность педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждения образования. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методобъединениях; включает в себя обучение педагогов проведению мероприятий, например, по адаптации учащихся, интерактивному взаимодействию учителя с учениками. С учащимися психолог взаимодействует на классных часах, с родителями — на родительских собраниях в интерактивной форме и др. Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога. Диспетчерская деятельность приобретает особое значение. Педагог-психолог, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, направляет школьников на консультации или в коррекционные группы, работающие в территориальных центрах. Коррекционно-развивающая работа. Основная коррекционно-развиваюшая работа психолога ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классе, содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников: переход в среднюю школу, в профильные классы. Психолог организует коррекционно-развиваюшую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента. Школьников, нуждающихся в специальной коррекционной поддержке, психолог выделяет на основании собственных наблюдений, наблюдений классных руководителей, педагогов, родителей, педагога-психолога, а также по результатам диагностических мероприятий.  Задача педагога-психолога — направить школьников в коррекционные группы, работающие в территориальных социально-педагогических и психологических центрах. Педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя детей в группы, поддерживая связь с ведущими групп, собирая информацию (ведет учет, базу данных) и др.

Психолого-педагогическое консультирование. Консультирование в основном носит характер оказания помощи педагогам по психологическим аспектам профессиональной деятельности. Консультации для родителей организуются по специфических проблемам школьников (например: особенности взаимодействия с детьми-подростками; оказание помощи в подготовке домашних заданий и т.п.). Индивидуальное психологическое консультирование по личным проблемам и психотерапию педагог-психолог в рабочее время не ведет, кроме экстренных случаев.Педагог-психолог может вести индивидуальное консультирование в свое личное время на хозрасчетной основе (что оформляется учебным заведением на общих основаниях). Методическая работа включает сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе участие в составлении плана работы школы, в заседаниях предметных методических объединений, консультирование администрации и председателей методических объединений...Кабинет педагога-психолога может стать методическим центром, в котором накапливаются психолого-педагогические технологии, методические рекомендации. Педагог-психолог предоставляет возможность учителям использовать психологическую информацию, содействующую учебному процессу, организации урока, организации педагогического взаимодействия. Методист или куратор является организатором, координатором психологической работы в районе, располагает базой данных о психологической и социальной службах района, города, о возможностях консультаций у медицинских специалистов и обеспечивает ею педагогов-психологов учреждений образования в начале учебного года.    Он является координатором коррекционно-развиваюшей работы в районе с учащимися: контролирует функционирование коррекционных групп. Нам кажется, что данный подход к содержанию работы психолога позволит более четко определить роль и место психолога в образовательном пространстве школы, более полно включиться в задачи, стоящие перед педколлективом.

 

Билет 4

 

4.1  Социальная стратификация - центральная  тема  социологии.  Она  описывает

социальное неравенство  в  обществе,  деление  социальных  слоев  по  уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В  первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому  стратификация  там  почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное,  оно  поделило людей  по  доходам,  уровню  образования,  власти.  Возникли  касты,   затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного  социального слоя  (страты)  в  другой  запрещен;  есть  общества,  где   такой   переход ограничен, и есть общества, где он полностью  разрешен.  Свобода  социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество -  закрытым или открытым.

1. Слагаемые стратификации  Термин «стратификация» пришел  из геологии, где он обозначает  расположение пластов Земли по  вертикали. Социология уподобила  строение общества  строению Земли  и разместила социальные слои (страты) также по  вертикали.  Основанием служит лестница  доходов:  бедняки  занимают  низшую  ступеньку,  зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.  Богатые  занимают  самые  привилегированные  должности  и   имеют  самые престижные профессии. Как  правило,  они  лучше  оплачиваются  и  связаны  с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли,  цари, президенты,  политические  лидеры,  крупные  бизнесмены,  ученые  и  деятели искусств  составляют  элиту  общества.  К  среднему  классу  в   современном обществе  относят   врачей,   юристов,  преподавателей,   квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшим слоям  -  неквалифицированных рабочих,   безработных,   нищих.   Рабочий  класс,   согласно   современным представлениям,  составляет   самостоятельную   группу,   которая   занимает промежуточное положение между средним и низшим классами.

  Богатые из высшего  класса  имеют  более  высокий  уровень  образования  и

больший объем власти. Бедные из  низшего  класса  обладают  незначительными

властью, доходами и  уровнем  образования.  Таким  образом,  к  доходу  как

главному критерию стратификации добавляются  престиж  профессии  (занятия),

объем власти и уровень образования.

  Доход  -  количество  денежных  поступлений   индивида   или   семьи   за определенный период времени (месяц, год).  Доходом  называют  сумму  денег, полученную  в  виде  зарплаты,  пенсий,  пособий,   алиментов,   гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни,  но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

  Богатство  -  накопленные  доходы,  т.   е.   количество   наличных   или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и  недвижимым  (дом,  произведения  искусства, сокровища)  имуществом.  Обычно   богатство   передается   по   наследству.

Наследство могут получать как работающие, так и  неработающие,  а  доход  -только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом  случае они  являются  собственниками,  поскольку  обладают   богатством.   Главное достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество.  Доля  зарплаты невелика. У среднего и низшего  классов  главным  источником  существования

выступает  доход,  так  как  у  первого  если  и  есть  богатство,  то  оно

незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться,

а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

  Суть власти - в способности  навязывать свою волю вопреки  желанию  других людей. В сложном  обществе  власть  институциализирована,  т.е.  охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для  общества  решения,  в  том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом  власти  -  политической,  экономической  или религиозной, -  составляют  институциализированную  элиту.  Она  определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

  Престиж - уважение, которым  в общественном мнении пользуются  та или  иная

профессия, должность, род занятия.  Профессия  юриста  престижнее  профессии

сталевара  или  сантехника.   Должность   президента   коммерческого   банка

престижнее  должности  кассира.  Все   профессии,   занятия   и   должности,

существующие в данном обществе, можно расположить сверху  вниз  на  лестнице профессионального   престижа.   Мы   определяем   профессиональный   престиж интуитивно, приблизительно. Но в некоторых  странах,  прежде  всего  в  США, социологи  измеряют  его  при  помощи  специальных методов.   Они   изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют  статистику и  в  итоге  получают  точную  шкалу  престижа.  Первое  такое  исследование американские социологи провели в 1947 г. С тех пор  они  регулярно  измеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж  основных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.

  Доход, власть, престиж  и  образование  определяют  совокупный  социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе.  В  таком

случае  статус  выступает  обобщенным  показателем   стратификации.   Раньше отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что  он выполняет  важнейшую  роль  в  социологии  в  целом.  Приписываемый   статус характеризует жестко закрепленную  систему  стратификации,  т.  е.  закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую  практически  запрещен.

К таким системам  относят  рабство  и  кастовый  строй.  Достигаемый  статус характеризует подвижную систему стратификации, или  открытое  общество,  где

допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице.  К

такой  системе  относят  классы   (капиталистическое   общество).   Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует  причислить к  промежуточному  типу,  т.  е.  к  относительно  закрытой  системе.  Здесь переходы юридически запрещены, но на практике  они  не  исключаются.  Таковы исторические типы стратификации.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"