Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Не менее существенные изменения происходят в развитии речи ребенка и других психических процессах.

Большие изменения происходят в процессах памяти младшего школьника. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны.

Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки – 40-45 минут, а старшеклассники – до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

Таким образом, ребенок, достигший возраста 7–11 лет, обладает уже достаточным уровнем психического развития, позволяющим ему выполнять столь сложную интеллектуальную функцию, какой является письменная речь. Для того чтобы научиться писать и читать, он должен обладать не только достаточно высоким уровнем развития мышления, но у него должно быть хорошо развито и восприятие.

14. 2    Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов (1) определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

Общая цель социально-психологического тренинга – повышение компетентности в общении – может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его вербальные и невербальные проявления (2).

В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренинговых групп.

До сих пор не существует однозначной типологии психологических групп. Даже среди профессионалов в области образования, психологии и психотерапии такие термины как группа поддержки, групповая терапия, групповое консультирование и групповое руководство не имеют однозначного толкования. Ассоциация специалистов по групповой работе (ASGW), подразделение Американской психологической ассоциации, предложила следующую классификацию основных типов групп (ASGW, 89): рабочие (группы, созданные специально для решения какой-то конкретной непсихологической задачи), обучающие, консультационные, психотерапевтические. Основные характеристики различных видов групп и их соотношение представлены в таблице. Эту таблицу можно использовать для объяснения сути вашей работы в разговоре с администрацией или родителями будущих участников группы. Поняв отличительные особенности различных видов групповой работы, вы сможете объяснить и всем остальным, какие именно услуги вы предлагаете. Рабочие группы К этому типу относятся все группы, участники которых заняты какой-то общей деятельностью или работают над принятием совместного решения. Роль руководителя в группах такого рода состоит в том, чтобы использовать законы групповой динамики для более быстрого и более эффективного достижения намеченной цели. К этому типу групп, в частности, относятся разнообразные оргкомитеты, рабочие совещания, дискуссионные группы и т.п. В нашем случае примером может быть группа детей или подростков, разрабатывающая план проведения Новогоднего праздника, или школьники, работающие над совместным учебным проектом.

Обучающие группы обычно формируются в учреждениях системы образования или молодежных и детских центрах. В подобной работе акцент ставится на способах решения проблем, характерных для данной аудитории, и на выработке соответствующих социальных навыков. Целью проведения такого рода групп является профилактика возможных психологических проблем и отклонений, поэтому членам группы предоставляется информация по конкретным проблемам и оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработке адекватного стиля поведения. Фактически это - тематический семинар с элементами тренинга. Ведущий такой группы должен ориентироваться на развитие у детей социальных умений, при этом, безусловно, в группе должна быть атмосфера сплоченности и доверительности, что обеспечивает также и личностный рост участников.Такие группы обычно проводятся с большим количеством участников. Примером могут служить группы полового воспитания старшеклассников, классы начальной школы, изучающие приемы общения, группа подростков, занимающаяся проблемами профессионального самоопределения…

Консультационные группыЭтот тип групп, в США обычно называемый «групповым консультированием», существенно отличается от упомянутых выше. Консультационные группы ориентированы на процесс, в то время как предыдущие два типа групп ориентированы на содержание. Основным инструментом достижения цели является процесс межличностных отношений внутри группы, все проблемы решаются в процессе взаимодействия, совместных переживаний и совместного обсуждения того, что происходит в группе «здесь и теперь». Такие группы рассматривают обычные, но, тем не менее, сложные жизненные вопросы, решение которых требует специфических навыков и опыта, например, проблемы развода родителей, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ситуации нетрагических потерь, навыки общения и нормализация самооценки. Обычно подобные группы создаются в школах или психологических центрах.     Психотерапевтические группы  нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или терапевтические группы детей, переживших травмирующие жизненные события (например, смерть близких или насилие). Подобного рода группы обычно создаются в клиниках, а не в школах. Ведущий психотерапевтической группы должен предварительно пройти курс специальной подготовки.   Рабочие и обучающие группы ориентированы на содержание, в то время как консультационные и психотерапевтические группы ориентированы на процесс [6].

 

Билет 15

15.1 Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Если подростков младшего возраста, так же как и детей, больше увлекает предметность, внешняя занимательность, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания.

Характерные черты подростков – пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием системы в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее особенно важно при анализе умственных способностей «трудных» подростков. Интеллект, определенный обычными методами, у юных правонарушителей обычно ниже среднего. В то же время при решении практических жизненных задач в среде подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость. Поэтому суждение об интеллекте «трудного» подростка, основанное только на средних показателях, без учета их специфической жизненной ситуации и интересов, может оказаться ошибочным.

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний.

Подростки по сравнению с детьми более целеустремленны, настойчивы, однако в проявлении этих качеств часто бывают односторонними.

Проблема формирования личности подростка – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И. С. Кон (1979) обоснованно подчеркивает, что, говоря о личности подростка, мы должны постоянно иметь в виду не только хронологический возраст или фазу развития изучаемого индивида, но также:♦ общие свойства культуры и общества, к которым он принадлежит;♦ его социально-экономическое положение;♦ историческую ситуацию, в которой происходит его развитие, и особенности его поколения (когорты);♦ пол;♦ индивидуально-типологические свойства.

Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных рядов развития – натурального и социального. Это положение сформулировал еще в 1920-х гг. выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский. Натуральный ряд составляют процессы Дологического созревания, включая половое; социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.

Если сравнить современных подростков с их.сверстниками 1940–1950-х гг., то окажется, что у нынешних подростков физическое созревание начинается раньше и заканчивается быстрее, а социальное, наоборот, затягивается. Современные подростки дольше учатся и значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную жизнь, а поэтому дольше сохраняют материальную зависимость от родителей.

Таким образом, диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков.

Психологические особенности переходного периода накладывают отпечаток на поведение подростка, создают своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют «специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды» (Личко А. Е., 1983, 1999).

15.2 Современное  образование,  рассматриваемое  как  социальный  институт, система,  процесс,  результат,  представляет  собой  единство   обучения   и воспитания, которые  реализуют  основные  принципы  смены  его  парадигмы  с информационной, сообщающей  на  развивающую  самостоятельную  познавательную активность  ученика.  Направления  обучения   в   образовательном   процессе отражают поиск  психолого-педагогической  наукой  того,  как  оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить личностно-деятельностный подход.

 Психологическая служба  является органическим  компонентом  современной системы образования, обеспечивающим своевременное  выявление  и  максимально полное использование  в обучении и воспитании детей, их  интеллектуального  и  личностного  потенциала,  имеющихся  у   ребенка   задатков,   способностей, интересов и склонностей.       Психологическая  служба  призвана   также   обеспечить   своевременное выявление резервов психологического развития детей их реализация в  обучении и воспитании. Если  речь  идет  о  детях,  отстающих  в  своем  развитии  от большинства других детей,  то  задача  практического  психолога  сводится  к тому, чтобы  вовремя  выявить  и  устранить  возможные  причины  задержек  в развитии. Если дело касается одаренных детей то аналогичная задача,  связана с   ускорением   психического   развития,   трансформируется   в   проблему: обеспечение раненого выявления задатков и их  превращения  в  высокоразвитые способности.       Еще одна сложная задача в психологической службе в системе образования состоит в  том,  чтобы  постоянно,  в  течение  всего  детства  держать  под контролем процессы обучения и воспитания детей с  целью  повышения  качества обучения  и  воспитания.  Имеется  в  виду  необходимость  построения   этих педагогических  процессов   в  строгом  соответствии   с   естественными   и социальными законами психического развития детей,  с  основными  положениями психологической теории  обучения  и  воспитания.  Практическая  цель  работы психолога здесь  сводится  к  тому,  чтобы  с  позиции  этой  науки  оценить содержание и методы обучения и воспитания  детей,  применяемые  в  различных детских учреждения, давать рекомендации по  их  совершенствованию  с  учетом научных  данных  о  развитии  детей   разного   возраста.   Таким   образом, образование как объединение  обучения  и  воспитания  неразрывно  связано  с психологией как механизмом развития и  формирования  человека  на  различных возрастных уровнях. Для  эффективного  осуществления  учебно-воспитательного  процесса   в современной  школе  требуется   не   только   знать   теоретические   основы формирования личности, развития коллектива, закономерности  функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и  специфику  этих  процессов применительно к условиям конкретного  учебного  заведения,  применительно  к конкретному классному коллективу и к личности  конкретного  ребенка.  Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая служба.       Психологическая   служба   в   школе   представляет   собой    систему  практического  использования  психологии  для  решения   комплексных   задач экспертизы,  консультации  и  диагностики.  Педагоги,  администрация  школы, должны  иметь  точное  представление   о   потенциальных   возможностях,   о психологических   ресурсах   учебно-воспитательного   процесса    и    уметь практически реализовать фундаментальные знания,  рабочие  понятия  и  методы психологической  науки  для  практического  педагогического  воздействия  на личность и коллектив. Главными направлениями работы  психологической  службы в школе являются: *изучение личн остных особенностей  учащихся  и  осуществление  личностного    подхода к ребенку;*оказание  помощи  классному  руководителю   в   формировании   классного коллектива;*оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;*осуществление работы по профессиональной ориентации;*организация   мероприятий   по   коррекции   отклоняющегося   поведения;*диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"