Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 Психологическая  служба  выполняет  в  школе  три  основные   функции: психодиагностика  (получение  психологической  информации),   психокоррекция (внедрение психологической информации) и психологическое  просвещение.  Все, имеющие отношение к воспитанию и обучению,  должны  постоянно  помнить,  что ребенок не есть пассивный объект  манипулирования,  а  активный,  наделенный творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса.       Все это предполагает учет индивидуальности учащихся,  его  отличий  от других  людей.  Вместе  с  тем,  надо  отдавать  себе  отчет  в   том,   что индивидуальный  подход  –  это  лишь  частный  аспект  личностного  подхода, базирующегося на изучении условий включения  детей  в  систему  отношений  с взрослыми и сверстниками, учителями.       Необходимо знать статус ребенка в школьном классе, чем определяется  и как изменяется  его  положение  в  системе  межличностных  отношений,  какие изменения претерпевает в этой связи личность школьника.

В ходе психологического просвещения психолог должен:знакомить учителей и родителей с основами детской, педагогической и социальной психологии, а учащихся - с основами самовоспитания;популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

Здесь могут быть использованы лекции, беседы, семинары, выставки, подборки литературы и пр. При этом совсем не обязательно всю эту работу проводить самому школьному психологу — он может приглашать специалистов. Но содержание для всех этих форм обеспечивает школьный психолог: важно, чтобы лекции, беседы, се нары не проходили только на абстрактно-теоретическом уровне имели бы предметом своего обсуждения и конкретные проблемы данной школы, данного контингента учащихся и пр., т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания школьников.

ПРИНЦИПЫ, лежащие в основе этики профессиональной  деятельности школьного психолога, коротко можно сформулировать  следующим образом: а)четко сознавать свои профессиональные возможности и уровень профессиональной подготовки с тем, чтобы полностью исключит возможность нанесения ущерба психическому развитию ребенка. б) в рамках своей компетенции использовать все возможные средства к обеспечению успешного хода психического развития школьника, а в случаях опасности его нарушения требовать от заинтересованных лиц выполнения психологических рекомендаций, направленных на реабилитацию этого развития.

 

Билет 16

16.1 Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками . Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Основные новообразования: Формирование "Мы"-концепции Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.

Чувство взрослости Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.  Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

16.2 Сложность и многогранность управления человеческими ресурсами предполагает множественность аспектов в этой важной проблеме. Различают следующие аспекты управления персоналом: а) технико-технологический аспект (отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологии, производственные условия и др.); б) организационно-экономический (содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени, организацией труда, делопроизводства, табельного учета и т. д.); в) правовой аспект управления персоналом (включает вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом); г) социально-психологический (отражает вопросы социологического и психологического обеспечения управления кадрами, внедрения различных социопсихологических процедур в практику кадровой работы), д) педагогический (предполагает решение вопросов, связанных с обучением и развитием кадров, наставничеством и др.)

Организационное развитие (ОР) – современный метод развития организаций частного и некоммерческого сектора посредством работы с человеческими ресурсами, возникший на пересечении психологии управления, организационной и социальной психологии, менеджмента.

ОР представляет собой комплекс действий и мероприятий по расширению потенциала организации в разрешении её внутренних проблем и обеспечению высокого уровня адаптации к изменению внешних условий.

Задачами ОР выступают:

1. Диагностика текущего состояния  организации 

2. Разработка видения (основных  целей) и задач развития 

3. Определение (или модификация) ценностных  установок, стиля организации и  ее сотрудников 

4. Формирование командного духа и развитие корпоративной культуры

5. Создание или совершенствование  системы управления персоналом (включая  систему мотивации и стимулирования  персонала)

6. Развитие коммуникативный процессов  организации 

7. Оптимизация организационной структуры

Организационное развитие предполагает комплексный (системный) подход к развитию НКО, его применение к функциональным, структурным и личностным взаимоотношениям в организации.

 

Осуществление организационного развития проходит поэтапно:

В зависимости от этапа применяются те или иные инструменты ОР:

• организационный аудит

• консультирование

• конфронтационная встреча

• коучинг

• социально-психологический тренинг

• методы диагностики (тесты, интервью, анкетирование, ситуативная диагностика в группе) и др.

 

Мероприятия по организационному развитию необходимы когда:

• повышается "текучесть" кадров

• возникают межличностные конфликты

• обостряется внутриорганизационная конкуренция

• происходит изменение размеров организации

• наблюдается значительное снижение финансовых ресурсов организации

• организация переживает кризис

• изменяется (расширяется) тематическое поле и/или география работы организации и др.

 

ОР обеспечивает заинтересованность сотрудников в успехах предприятия, общее видение стратегий и целей, чёткость распределения функций в организации, сплочённость и высокий уровень профессионализма. Организационное развитие не только решает проблемы организации, но и раскрывает ее новые возможности.

Социально-психологические аспекты управления персоналом и организационного развития. Отбор и оценка персонала. Организационное поведение и организационная культура. Профессиональная успешность и профессиональная самореализация личности. Методы диагностики организаций. Индивидуальные и групповые различия социального познания (в том числе – восприятия и оценивания организационной реальности). Психосемантические методы исследования сознания личности, социальных групп и организаций.

Билет 17

17.1 Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):

1) учебные ситуации и задачи - как наличие мотива, проблемы, её  принятия учащимися;2) учебные действия, направленные на решение соответствующих  задач;

3) контроль - как соотношение действия  и его результата с заданными образцами;

4) оценка - как фиксация качества (но не количества) результата  обучения, как мотивация последующей  учебной деятельности, работы.

Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.

Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А.Н. Леонтьеву, задача - это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.

Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.

Контроль предполагает три звена: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.

П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать. Вторая стадия - полный самоконтроль. На этой стадии учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала. Третья стадия характеризуется как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам. На четвертой стадии видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.

В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:

- мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;

- осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;

- направленность и активность  деятельности, разнообразие видов  и форм деятельности: восприятие  и наблюдение как работа с  чувственно представленным материалом; мышление как активная переработка  материала, его понимание и усвоение (здесь же присутствуют и разнообразные элементы воображения); работа памяти как системного процесса, состоящего из запоминания, сохранения и воспроизведения материала, как процесса, неотрывного от мышления;

- практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"