Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

- психоаналитическая ориентация  базируется на идеях Зигмунда  Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. - общепсихологический подход основывается на предположении, что многие представления о человеческом поведении применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных  процессов, как научение, явления когнитивной (познавательной) сферы, мотивация.- эмпирико-статистическое направление выводит основные понятия групповой теории из результатов статистических процедур, например, факторного анализа.- формально-модельный подход конструирует модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств. - теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания.

В отечественной групповой психологии выделяются следующие исследовательские подходы: - деятельностный подход. Основывается на принципе деятельности.

Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы привело к построению ряда теорий групповой активности, в том числе стратометрической концепции групповой активности А. В. Петровского. Также упоминается предложенный М. Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемая Е. М. Андреевой модель социально- перцептивных процессов совместной деятельности. - социометрическое направление широко развито, как и в зарубежной психологии. Наибольший вклад в развитие этого направления внес Я. Л. Коломинский, занимавшийся конструированием различных социометрических процедур.

- параметрическая концепция  была разработана Л. И. Уманским. Основная идея состоит в предположении, что поэтапное развитие малой  группы осуществляется благодаря  развитию ее важнейших социально-психологических  параметров.- организационно-управленческий подход. Основан на представлениях о социальной организации управленческой деятельности. У истоков его стоят психологи ленинградской школы во главе с Е. С. Кузьминым, проведшие многочисленные прикладные исследования групп и коллективов.

    1. Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Раньше было негативное понимание, но Выг рассм в позит значении – формир принц новой сист отношений.

В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять уч-е во взросл жизни и утверждение самостоятельности – я сам! Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков-  успехи в констуировании.

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.  
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. Не делает даже в ущерб себе. 
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. 
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. 
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков); 
5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла. 
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" 
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям. 
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

*острый интерес к своему изображению  в зеркале; *ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .

  1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. 2 Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

3Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. 4Своеволие . Стремится все делать сам. 5Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. 6Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 7Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам" . Ребенок познает различие между "должен" и "хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).

 

Билет 9

 

9.1 На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет. 
Основные признаки: 
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 
2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 
3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать, хитрость

4) демонстративная взрослость

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения.

Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

Многие правила, которым ребенок следовал раньше, теперь воспринимаются им как воплощение «детского», не им установленного образа жизни. Отсюда возникает потребность нарушить, самостоятельно изменить привычные правила.

Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемое» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Возникает обобщение собственных переживаний («Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит»), общение со взрослыми и сверстниками становится произвольным и опосредованным определенными правилами. Особого внимания заслуживает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. В современных условиях стремление 6-7-летних детей занять социально значимую роль наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую ребенок занимает, перейдя на школьное обучение.

Стертость кризиса является показателем сохранения ребенком внктренней позиции дошкольника, низкого уровня мотивац-личностной готовности к школе.

 

 Кризис-смена основных переживаний  ребенка, переломный момент.

Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет. Седьмой год жизни ребенка переходящий между дошкольным и отроческим периодом, ребенок уже не дошкольник, но еще и не отрок. Кризис 7 лет- это период рождения социального «Я» ребенка. В это время ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Развиваясь ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения. Благодаря которым становится членом человеческого общества.

Основные признаки кризиса 7 лет: • в поведении что-то нелепое и искусное, какая-то вертлявость;• потеря непосредственности и наивности;• манерничает, капризничает, ходит не так, как раньше;• возраст смены зубов, вытягивания ребенка в длину, ряд изменений в организме.

Новообразования этого периода – это борьба переживаний, самооценка, самосознание, самолюбие.

Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психологического равновесия ребенка, в неустойчивости воли, настроения.

При переходе к новой, ведущей деятельности, реально действующими становятся те понимаемые мотивы, которые находятся в сфере отношений, характеризующих место, какое ребенок может занять лишь на следующей, более высокой стадии развития. Если появление мотива не соответствует реальным возможностям ребенка, эта деятельность не может возникнуть в качестве ведущей.

Чтобы возникло действие нужно, чтобы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности. Из этого следует, что цель одного и того же действия может осознаваться по-разному. Тем самым меняется и смысл действия для ребенка.

9.2  Профилактика психологическая. Цель: предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.

2 направления:1. диагностика коллективов;2. диагностика интегративных качеств  личности.

Психологи следят за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

Психологическая служба является органическим  компонентом  современной системы образования, обеспечивающим своевременное  выявление  и  максимально полное использование в обучении и воспитании детей, их  интеллектуального  и  личностного  потенциала,  имеющихся  у   ребенка   задатков,   способностей, интересов и склонностей.  Психологическая  служба  призвана   также   обеспечить   своевременное выявление резервов психологического развития детей их реализация в  обучении и воспитании. Если  речь  идет  о  детях,  отстающих  в  своем  развитии  от большинства других детей,  то  задача  практического  психолога  сводится  к тому, чтобы  вовремя  выявить  и  устранить  возможные  причины  задержек  в развитии. Если дело касается одаренных детей то аналогичная задача,  связана с   ускорением   психического   развития,   трансформируется   в   проблему: обеспечение раненого выявления задатков и их  превращения  в  высокоразвитые способности.       Еще одна сложная задача в психологической службе в системе образования состоит в  том,  чтобы  постоянно,  в  течение  всего  детства  держать  под контролем процессы обучения и воспитания детей с  целью  повышения  качества обучения  и  воспитания.  Имеется  в  виду  необходимость  построения   этих педагогических  процессов   в  строгом  соответствии   с   естественными   и социальными законами психического развития детей,  с  основными  положениями психологической теории  обучения  и  воспитания.  Практическая  цель  работы психолога здесь  сводится  к  тому,  чтобы  с  позиции  этой  науки  оценить содержание и методы обучения и воспитания  детей,  применяемые  в  различных детских учреждения, давать рекомендации по  их  совершенствованию  с  учетом научных  данных  о  развитии  детей   разного   возраста.   Таким   образом, образование как объединение  обучения  и  воспитания  неразрывно  связано  с психологией как механизмом развития и формирования  человека  на  различных возрастных уровнях. Для  эффективного  осуществления  учебно-воспитательного  процесса   в современной  школе  требуется   не   только   знать   теоретические   основы формирования личности, развития коллектива, закономерности  функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и  специфику  этих  процессов применительно к условиям конкретного  учебного  заведения,  применительно  к конкретному классному коллективу и к личности  конкретного  ребенка.  Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая служба.       Психологическая   служба   в   школе   представляет   собой    систему  практического  использования  психологии  для  решения   комплексных   задач экспертизы,  консультации  и  диагностики.  Педагоги,  администрация  школы, должны  иметь  точное  представление   о   потенциальных   возможностях,   о психологических   ресурсах   учебно-воспитательного   процесса    и    уметь практически реализовать фундаментальные знания,  рабочие  понятия  и  методы психологической  науки  для  практического  педагогического  воздействия  на личность и коллектив. Главными направлениями работы  психологической  службы в школе являются:  *изучение личностных особенностей  учащихся  и  осуществление  личностного    подхода к ребенку; * оказание  помощи  классному  руководителю   в   формировании   классного    коллектива;*оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;*осуществление работы по профессиональной ориентации;*организация   мероприятий   по   коррекции   отклоняющегося   поведения;* диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.

 

Билет 10

10.1 Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Симптомы кризиса 1Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития . Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подрост-ка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций вряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

2Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"