Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго (Я) - идентичности человека и, таким образов, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека.
7.2 Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, ответственностью друг перед другом. Важнейшие соц-ные функции семьи – воспитание подрастающего поколения и оказание воздействия на поведение через социальный контроль. Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие такой классификации даёт возможность человеку легче находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже предпринимаются. В частности, семьи различают по таким параметрам :
1.По семейному стажу супругов.
· молодая семья – следующая стадия( у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.
· семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.
· семья среднего супружеского возраста( от трёх до десяти лет совместного проживания ).Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.
· семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.
пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.
2.По количеству детей
· бездетные( инфертильные ) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.
· однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.
· малодетная семья( семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.
· многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.
3. По составу семьи.
· неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.
· отдельная, простая семья( нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.
· сложная семья( расширенная ) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.
· большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар( родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.
4. По типу главенства семьёй. Различают две основные разновидности семьи :
· эгалитарная(равноправная) семья. По данным социологических исследований, таких у нас насчитывается 60-80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом.
· вторая разновидность – авторитарная семья, основанная на беспрекослов-ном повиновении одного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую – патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль.
5. По однородности социального состава.
·социально гомогенные( однородные ). Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.
·социально гетерогенные( разнородные ). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения обычно складываются негладко. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.
6. По качеству отношений в семье.
· благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи друг на друга > .
· устойчивые
· проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты.
· конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.
· социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство.
· дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господству- ющим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.
7.По типу потребительского
· с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей
· с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.
· смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.
8.По особым условиям семейной жизни.
· студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее.
· дистантные семьи. О них уже упоминалось выше, когда речь шла о существовании брака без семьи. Это, например, семьи моряков, крупных спортсменов, артистов. Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе. Тут гораздо больше опасности супружеской неверности и развала семьи на этой основе. Хотя иногда такие семьи оказываются на редкость устойчивыми.
Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает все разновидности семей. Наибольший интерес представляет патриархальная семья.[5]
Билет 8
8.1 «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки рения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны,
в целом цикле общественных
наук под группой понимается
реально существующее
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип
структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые пеимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально- психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций
условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия. И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-
психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования. Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:- лабораторные и естественные группы, - организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы, - открытые и закрытые группы (по степени открытости), - стационарные и временные группы (исходя из фактора
продолжительности существования),- членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида).
Говоря об истории исследований малой группы, авторы выделяют следующие подходы зарубежных исследователей: -теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детермин ант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические - понятиями психологических и социальных сил. - интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группеописывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.- теория систем развивает представление о группе как о системе. Близка к предыдущему подходу, та же попытка понять сложные процессы, исходя из анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей, и рассматривает группу как открытую систему. - социометрическое направление представлено множеством эмпирических исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ на развитие теории малых групп минимально.