Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго (Я) - идентичности человека и, таким образов, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека.

7.2 Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, ответственностью друг перед другом. Важнейшие соц-ные функции семьи – воспитание подрастающего поколения и оказание воздействия на поведение  через социальный контроль. Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие такой классификации даёт возможность человеку легче находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже предпринимаются. В частности, семьи различают по таким параметрам :

 

1.По семейному стажу супругов.Здесь  выделяют семьи : · семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который  длится у разных людей разное  время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

· молодая семья – следующая стадия( у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

· семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

· семья среднего супружеского возраста( от трёх до десяти лет совместного проживания ).Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.

· семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей выделяют  такие разновидности семей:

· бездетные( инфертильные ) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

· однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

· малодетная семья( семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

· многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.

3. По составу семьи.

· неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

 

· отдельная, простая семья( нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

· сложная семья( расширенная ) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.

· большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар( родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

4. По типу главенства семьёй. Различают две основные разновидности семьи :

· эгалитарная(равноправная) семья. По данным социологических исследований, таких у нас насчитывается 60-80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом.

 

· вторая разновидность – авторитарная семья, основанная на беспрекослов-ном повиновении одного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую – патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль.

 

5. По однородности социального  состава.

 

·социально гомогенные( однородные ). Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.

 

·социально гетерогенные( разнородные ). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения обычно складываются негладко. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.

 

6. По качеству отношений в  семье.

 

· благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи друг на друга > .

 

· устойчивые

 

· проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты.

 

· конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.

 

· социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство.

 

· дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господству- ющим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.

 

7.По типу потребительского поведения.

 

· с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей

 

· с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.

 

· смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

 

8.По особым условиям семейной  жизни.

 

· студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее.

 

· дистантные семьи. О них уже упоминалось выше, когда речь шла о существовании брака без семьи. Это, например, семьи моряков, крупных спортсменов, артистов. Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе. Тут гораздо больше опасности супружеской неверности и развала семьи на этой основе. Хотя иногда такие семьи оказываются на редкость устойчивыми.

 

Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает все разновидности семей. Наибольший интерес представляет патриархальная семья.[5]

 

Билет 8

8.1 «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с  точки рения     социальной,     производственной,     экономической,     бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует  оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое  употребление понятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например,  демографического анализа, в  различных  ветвях  статистики  имеются  ввиду  условные  группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему  признаку необходимому в данной системе анализа.

    С  другой  стороны,  в  целом  цикле  общественных  наук  под   группой понимается  реально существующее образование, в котором люди собраны  вместе, объединены одним общим  признаком,  разновидностью  совместной  деятельности или помещены в какие-то  идентичные  условия,  обстоятельства,  определеннымиобразом осознают свою принадлежность к этому образованию.     Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными  и реальными. Реальные группы делят  на  малые  и  большие,  официальные  и  не официальные,  устойчивые  и   ситуативные,   организованные   и   стихийные, контактные    и    неконтактные.    Стихийные    -    К.К.Платонов    назвал  неорганизованными группами».

Социальная  психология  предпринимала  многократные  попытки  построить классификацию  групп.  Американский  исследователь   Ювенк   вычленил   семь различных принципов, на основании  которых  строились  такие  классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного  развития,  тип

структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов  в  группе.  Однако общая  черта  всех  предложенных  классификаций  -  формы  жизнедеятельности группы.

Для социальной  психологии  значимо  разделение  групп  на  условные  и реальные. Она сосредоточивает свое  исследование  на  реальных  группах.  Но среди этих реальных существуют и такие, которые  пеимущественно  фигурируют в  общепсихологических  исследованиях  -  реальные  лабораторные  группы.  В отличие  от  них  существуют  реальные   естественные   группы.   Социально- психологический анализ возможен относительно и той, и  другой  разновидности реальных групп.  Однако  наибольшее  значение  имеют  реальные  естественные группы. В  свою  очередь  эти  естественные  группы  подразделяются  на  так называемые  “большие”  и  “малые”  группы.  Малые  группы  -  обжитое   поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

 Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа,  члены которой  объединены   общей   социальной   деятельностью   и   находятся   в непосредственном личном общении,  что  является  основой  для  возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.     Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью  изучения  процессов  внушаемости,  конформности,   срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к  реальным жизненным условиям двумя разными  способами.  Первый  способ  идет  по  пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные  атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути  не  только   организаций

условий эксперимента, но и включает исследования реальных  контактных  групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.     И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-

психологический  принцип  подбора  испытуемых:  они   должны   быть   одного возраста, пола, близкого уровня образования. Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:- лабораторные и естественные группы, - организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы, - открытые и закрытые группы (по степени открытости), - стационарные и временные группы (исходя из фактора

продолжительности существования),- членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида).

Говоря об истории исследований малой группы, авторы выделяют следующие подходы зарубежных исследователей: -теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детермин ант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические - понятиями психологических и социальных сил.  - интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группеописывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.- теория систем развивает представление о группе как о системе. Близка к предыдущему подходу, та же попытка понять сложные процессы, исходя из анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей, и рассматривает группу как открытую систему. - социометрическое направление представлено множеством эмпирических исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ на развитие теории малых групп минимально.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"