Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Термин  «социальный  институт»  употребляется  в  самых  разнообразных значениях.       Одним из первых  развернутое  определение  социального  института  дал американский социолог  и  экономист  Т.  Веблен.  Он  рассматривал  эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных  институтов.  По  своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы,  которые создаются внешними изменениями.

      Другой американский  социолог, Ч.Миллс, под  институтом  понимал  форму

некоторой совокупности социальных ролей.  Институты  он  классифицировал  по

выполняемым  задачам  (религиозным,  военным,  образовательным  и  т.д.),которые образуют институциональный порядок.

      Немецкий  социолог  А.Гелен   трактует   институт   как   регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей  подобно  тому, как институты руководят поведением животных.

      По мнению  Л.Бовье,  социальный  институт  –  это  система  культурных элементов, ориентированных на удовлетворение  набора  конкретных  социальных потребностей или целей.

      Дж.Бернард  и Л.Томпсон  трактуют  институт  как  совокупность  норм  и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций,  верований, установок,  законов,   которые   имеют   определенную   цель   и   выполняют определенные функции.

      В  социологической  отечественной   литературе   социальный   институт определяется  как  основной   компонент   социальной   структуры   общества, интегрирующий и  координирующий  множество  индивидуальных  действий  людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

      Согласно  С.С.Фролову социальный институт  – это организованная  система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные  ценности и процедуры,  удовлетворяющие основным потребностям общества.

      По  мнению  М.С.Комарова,  социальные  институты  представляют   собой ценностно -  нормативные   комплексы,  посредством  которых  направляются  и контролируются  действия  людей  в  жизненно  важных  сферах  –   экономике, политике, культуре, семье.

      Если  суммировать  все  многообразие  изложенных  выше  подходов,   то социальный институт представляет собой:     - ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы; - совокупность обычаев, традиций и правил поведения; - формальную и неформальную организацию;      - совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу  общественных отношений; - обособленный комплекс социальных действий.

      Т.о. мы видим, что термин «социальный институт»  может  иметь  разные

определения:      Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих определенные   социально   значимые   функции,   обеспечивающие   совместное достижение целей на основе  выполненного  членами  своих  социальных  ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

      Социальные   институты   –   учреждение,   призванные    удовлетворять  фундаментальные потребности общества.

      Социальный  институт – совокупность  норм  и  учреждений,  регулирующих

определенную сферу общественных отношений.

      Социальный  институт – это организованная  система связей  и  социальных норм,  которая  объединяет  значимые  общественные  ценности  и   процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

4.2 Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост - с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т. е. переход к новой ведущей деятельности.

Кризис - это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни - это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех , семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, « узелковый период»…

Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все кризисы, по сути, связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа "Зачем я живу? Для кого?", а так же проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.

Хотя у человека и есть внутренние резервы ( адаптационные свойства ) для того, чтобы решить возникающие трудности, зачастую эти защитные механизмы не справляются.

Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека .

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ Понятие связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Выготский полагал такое разрушение необходимым .

В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития : новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет);юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.1. Детство , включая младенчество (0- 7 года)2. Школьный возраст ( 7 - 16 лет)3. Юность ( 16 -20 лет)4. Молодость ( 20-30 лет)5. Взрослость ( 30 -60 лет)6. Пожилой возраст и старость ( 60 - ….. лет )

 

Билет 5

5.1 Основанием для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения культурно - исторической теории Л.С.Выготского и теория деятельности А.Н.Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных  новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

Д.Б.Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок -вещь и ребенок -  взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь  - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научится с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс,в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок -взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок -предмет” и “ребенок -взрослый”.

К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Во-первых, в данной периодизация показана взаимосвязь между интеллектуальным (познавательным) развитием и становлением личности человека как социадльного индивида. Во - вторых, эта гипотеза дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали. В - третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего.В - четвертых,  гипотеза направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития человека.

В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры. Рассмотрим значение игры для психического развития человека.

5.2 Планируемые направления в работе педагога-психолога.

1. Диагностика для учащихся, их родителей, специалистов:-первичная; -динамическая; -групповая.

2. Коррекционно-развивающая  работа: - индивидуальная;- групповая.

3. Консультационная работа с учащимися, их родителями, специалистами:

-индивидуальная;- групповая.

 4. Просветительская работа: - выступления на классных часах; выступления на методических объединениях;- выступления на семинарах;- выступления на родительских      собраниях.

  5. Экспертная работа: -  работа  на административных     совещаниях, где требуется психологическая помощь.

  6. Организационно-методическая работа:- планирование деятельности;                                        - анализ деятельности;  - анализ научной и практической       литературы для подбора инструментария;  - разработки развивающих и     коррекционных программ;  - участие в научно-практических конференциях и семинарах; - посещение совещаний, методических объединений, - знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и  педагогики,- подготовка бланков, наглядного материала,- создание картотеки тестов.

 

Билет 6

6.1 Согласно  теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 – 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем:  стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"