Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:35, шпаргалка

Описание работы

Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие.
Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии психологии развития и возрастной психологии.
3. Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления.
Сознание как высшая форма отражения. См. следующий вопрос.
Свойства и структура сознания. Составные образующие сознания (по А,Н,Леонтьеву).
Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности

Файлы: 1 файл

Obschaya_psikhologia_GOSy.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

_________________________________________________________________________

  1. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие.
  2. Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии психологии развития и возрастной психологии.
  3. 3. Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
  4. Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления.
  5. Сознание как высшая форма отражения.  См. следующий вопрос.
  6. Свойства и структура сознания. Составные образующие сознания (по А,Н,Леонтьеву).
  7. Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности.
  8. Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид.
  9. Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов.
  10. Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития (детсво, отрочество, взрослость).
  11. Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе.
  12. Самосознание личности. Я- концепция. Ее развитие и структура.
  13. Понятие о группах и коллективах. Виды и уровни развития групп. Референтная группа.
  14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н. Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности.
  15. Понятие о межличностных отношениях в группе. Место общения в развитии личности подростка.
  16. Общение, его формы и функции. Общение как условие развития.
  17. Социализация как социокультурное  явление. Понятие социализации в отечественной и зарубежной психологии. Понятие о социальной ситуации развития.
  18. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С,Выготского. Понятие о высших психических функциях.
  19. Ощущение психический процесс. Его свойства, виды и развитие.
  20. Восприятие и его свойства. Виды восприятий. Исследование восприятий в гештальтпсихологии. Развитие восприятия в онтогенезе.
  21. Мышление как процесс решения мыслительных задач. Процессы мышления и его виды. Развитие мышления.
  22. Память. Процессы и механизмы памяти. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе.
  23. Воображение и творчество. Виды воображения. Особенности воображения и онтогенезе.
  24. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния, виды чувств и эмоций, развитие эмоций у детей.
  25. Воля как волевое действие. Структура волевого акта. Развитие произвольных и волевых действий в онтогенезе.
  26. Внимание как психическое состояние. Свойства и виды внимания. Развитие внимания в онтогенезе.
  27. Речь и язык. Виды и функции речи. Развитие речи у детей и роль общения для развития ребенка.
  28. Темперамент. Свойства темперамента, физиологическая основа темперамента. Особенности детского мемперамента.
  29. Характер. Структура и развитие. Акцентуации характера у подростков.
  30. Понятие способностей. Способности и задатки. Виды и развитие способностей.
  31. Направленность в структуре личности. Виды направленностей.
  32. Условия, факторы и движущие силы психического развития. Основные закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в разных теориях.
  33. Понятие о психологических  новообразованиях, характеристика основных новообразований в разных возрастных периодах, сензитивность на разных этапах развития личности.
  34. Характеристика основных парадигм исследования в общей психологии, психологии развития и возрастной психологии (естественнонаучная, гуманистическая и гуманитарная).
  35. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игры, ее развитие

 

 

  1. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие.

 

Объект изучения психологии – психика.

Психика – внутренний субъективный мир человека, который возникает в ходе активного отражения внешнего мира в виде образов, мыслей, чувств. Свойство мозга отражать окружающую действительность.

Содержанием психики  выступают образы реальных предметов, которые являются индивидуальными. Материалистическое понимание психики выражается в том, что она рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, закономерности и механизмы психики.

Академик В.В.Краевский  считает, что объект изучения педагогики это педагогическая деятельность, т.е. воспитание и обучение.

Предмет педагогики – воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития как сознательно и целенаправленно организованный процесс. Цель воспитания – формирование личности, соответственно требованиям личности.

 

  1. Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии психологии развития и возрастной психологии.

 

    1. Организационные: 1. Сравнительный 2. метод поперечных срезов 3. лонгитюдный (продольных срезов)
    2. Эмпирические методы (связаны с практическим опытом): 1. Наблюдение; 2. Самонаблюдение; 3. Эксперимент; 4. психодиагностический (тесты); 5. анализ продуктивной деятельности; 6. биографический (дневник)
    1. Методы психологической коррекции: 1. аутотренинг (самовнушение); 2. групповой тренинг (навык общения); 3. терапевтические воздействия (слов)

    1. Методы обработки данных: 1. коллективный (програм.комп); 2. качественный (анализ материала)

 

 

3. Развитие  психики и форм поведения в  животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных

Предпосылки возникновения  человеч психики:

1 Орудие (орудийная  деятельность). Ж-использ ситуативно

Ч-сохраняет  орудие, подразум абстракт смысл. Орудие труда производ с помощью другого орудия.

2 Язык- сложно  организ знаков система.

Ж-сигнал- звук при помощи которого животное предупрежд о тревоге

Ч-речь-реализация языка в говорении, м исполь знаки  в абстрак смысле.

3 Общение- у  Ж присут социальн иерархия.

4 Разделение  труда- разные люди выполн разные  функции.

5 Культура- главное отличие чел от живот.

Высшие  психические функции- сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению- особый вид функций психических, полностью отсутствующих у животных.

Свойства ВПФ: произвольность, опосредствованность.

Интериоризация  через знаки, чел учиться овладевать своим поведением. Переход от от интерпсих к интрапсих (псих процессы между людьми переходят во внутрен план)- эгоцентрич-я речь.

 

  1. Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления.

 

Общая психология – наука о душе (психе-«душа», логос-«наука»). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определилась как наука о душе.

  В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая ее. Психика – это свойство высоко организованной материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и животных) и его психологии.

  методы психологии – Сравнительный, Эмпирические, экспериментальный, психодиагностический методы, биогрофический, психокоррекционные методы, Метод групповой дискуссии, методы обработки даннных.

 

  1. Сознание как высшая форма отражения.  См. следующий вопрос.

 

  1. Свойства и структура сознания. Составные образующие сознания (по А,Н,Леонтьеву).

Структурный элемент  психики – сознание, самосознание и бессознательное. Существенной особенностью человека является способность определять субъективную картину окружающего мира, представленному ему в форме образов, мыслей и т.д. от самого этого мира. Такое мировосприятие называется осознаваемым. Человек – осознаваемый как бы относит соответствующий  субъективный образ к самому себе и рассматривает как часть своего «Я», отделяя от всего остального как не принадлежащий себе.

Сознание – это особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функции; высший уровень развития психики. Сознание – это осознанное бытие. Сознание изменяется одновременно в 3 направлениях: 1)в историческом плане 2)в онтогенетическом плане 3) в гностическом плане.

Сознание может  быть направлено не только на окружающий мир, но и на самого субъекта, в таком  случае оно принимает форму самосознания.

Самосознание – это особый, структурный компонент психики, выражающийся в способности человека выделять самого себя как некую самостоятельную и отличную от всего окружающую реальность. Самосознание тесно связано с самооценкой. Образ «Я» - это устойчивая система представлений о себе, на основе которых строятся взаимоотношения с другими.

Психологи фиксируют  у человека множество образов «Я», попеременно выступающих на переднем плане самосознания.

    1. реальное «Я» - представление о себе в момент переживания (текущее «Я»).
    2. идеальное «Я» - то, каким субъект должен быть, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.
    3. фантастическое «Я» - то, каким субъект хотел себя видеть, если бы это было возможно.

Осуществляя самооценку, личность ориентируется на референтную группу. Эта группа, идеалы и интересы которой, человек примет.

Механизмы психологической  защиты: 1) вытеснение 2) рационализация 3) вымещение 4) компенсация.

Если у человека хорошо развиты механизмы психологической  защиты, то это делает неуязвимым по отношению к травмирующим ситуациям и воздействиям. В зоне ясного сознания находятся лишь малая часть одновременно наступающих из внутренней и внешней среды сигналов (автоматизированное действие, интуитивный акт мышления), очень слабые подпороговые ощущения, ответные реакции.

Бессознательное связано с деятельностью подкорковых структур головного мозга, а сознание с корой больших полушарий головного мозга. В современном научном понимании проблемы бессознательного два направления: 1)психоанализ (рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы), 2) теория неосознаваемой психологической установки, опирается на представление о единстве человеческой личности.

 

  1. Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности.

Активность  – всеобщая характеристика живого в человеческом обществе, имеет своеобразное проявление и называется – деятельность. Сознание формируется и проявляется в деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями. Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения называется действием. Различают физические (внешние) и умственные (внутренние) действия.

Исследования  Выгодского и Леонтьева показали, что умственные действия формируются  вначале как внешние и постепенно переносятся во внутренний план. перевод внешнего действия во внутренний: план – интериоризация. Реализация умственного действия во вне в виде действий с предметом – экстериоризация.

Деятельность – совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную функцию. Цель деятельности – идеальное представление ее будущего результата

 

 

  1. Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид.

Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей одна из сторон личности.

Академик А.В.Петровский определяет личность как системное сверхчувственное социальное качество. приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность – системное качество, т.к. охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности.

Структура личности:

    1. интериндивидная – сфера ее существования – связи между индивидами, межличностные отношения.
    2. интраиндивидная – личность – свойство, присущее самому субъекту, личностное погружено во внутреннее пространство бытия индивида.
    3. метаиндивидная – каждый индивид воздействует на других. Характеристики индивида можно искать в других. Личность персонализируется в других людях.

Сферы личности: потребностно-мотивационная, волевая и познавательная.

 

 

  1. Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов.

Источником  активности человека являются потребности. Потребность – испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Классификация: 1)по происхождению: естественные и культурные, 2)по характеру предмета потребностей: материальные и духовные.

Мотив – осознанные побуждения к деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"