Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:35, шпаргалка

Описание работы

Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие.
Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии психологии развития и возрастной психологии.
3. Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления.
Сознание как высшая форма отражения. См. следующий вопрос.
Свойства и структура сознания. Составные образующие сознания (по А,Н,Леонтьеву).
Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности

Файлы: 1 файл

Obschaya_psikhologia_GOSy.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Совокупность потребностей и мотивов, формирующихся и развивающихся в течение жизни составляют потребностно-мотивационную сферу человека.

Совокупность  устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности называют направленность. Она включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание (влечение к чему–то определенному), стремление (желание + воля), интерес (познавательная форма направленности на предметы), склонность (интерес + воля), идеал (предметная цель, конкретизируемая в образе или представлении), мировоззрение (система философских взглядов на окружающий мир), убеждение (система мотивов, побуждающих поступать в соответствии с

мировоззрением).

 

  1. Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития (детсво, отрочество, взрослость).

 

I. Кризис новорождённости.  Процесс рождения – тяжёлый переломный момент в жизни ребёнка. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

Действие яркого света  – глаза закрываются; Шлепок по переносице – глаза закрываются; Хлопок руками возле головы ребёнка – глаза закрываются; Поворот головы ребёнка направо – подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается; Разведение локтей в стороны – руки быстро сгиьаются; Нажатие пальцем на ладонь ребёнка – пальцы сжимаются и разжимаются;

И.т.д.

У ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение (2-3 недели). Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления».     (Младенчество )

II. Кризис 1 года. Период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Он связан со всплеском самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, слов, его жестов и мимики, или не выполняют то, чего он хочет. Аффективные реакции проявляются в разной степени, могут достигать значительной силы: некоторые дети произвольно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания вы семье. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от отсрых эмоциональных реакций.

Главное приобретение переходного  периода – своеобразная детская речь, называемая Выготстким автономной. (Ранний возраст (от 1года до 3 лет))

III. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошколным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Л.С Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и тербует, чтобы с его мнением считались.

3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию. Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.

4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы оношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает (протест-бунт).

5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окруцжаюшими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д.

6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юног деспота.

7. Явление  обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что было привычно, интересно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.

Дошколный возраст (от 3 до 7 лет).

IV. Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. В этот период проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувств.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

V. Пубертатный кризис (затянувшийся кризис). Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гармонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Измение роста веса, пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Перепады самочувствия и настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение.

Формируется новый образ физического «Я». Появляется взрослая логика мышления, интеллектуализация всех остальных психических функций (восприятие, память), развитие воображения (творческого).

Основные  изменения в личностном плане.

- Личностная  нестабильность.  -Эмоциональная  лабильность (смена настроений). - Падает уровень самооценки (личностная рефлексия самоанализ), самооценка зависит от мнения окружающих (колебание самооценки). - Поведение зависит о мнения окружающих, от сверстников.

- Делинквентное  поведение (неправомерное). - Нет  мировоззрения.

Мотивация: потребность в общении со сверстниками гипертрофирована.

А) группирование, Б) глубокие отношения «дружба» (интимно-личностное общение, исповедальное), В) подрастковая влюбённость (редко возникает настоящее чувство). Потребность в самостоятельности и независимости. Эмансипацмя от  родителей.

-Подростковое  увлечения

-Развитие самосознания.Чувство  взрослости (11-13 лет) – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком(но оно не обоснованно). Чувство взрослости становится центральным новообразоыванием младшено подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один шаг в своём линостном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». 1)Я-реальное; 2)Я-идеальное, если между ними небольшой разрыв, то ребёнок начинает заниматься самовоспитанием.

Я-реальное: 1. когнитивный (познавательный) – на сколько я  умный и т.д.

2. оценочный  компонент – что я ценю в  себе.

3. поведенческий  – как я себя ценю, так себя  и веду. (Старший школьный возраст:  ранняя юность (от 15 до 17и лет)).

VI. Кризис 17 лет.

 

  1. Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе.

 

В раннем возрасте, когда ребенок не осознает себя как  отдельное от окружающих существо, отношение к себе складывается через  отношение взрослых. Ребенок значительно раньше начинает ощущать себя любимым или отвергнутым, а лишь затем приобретает способности и средства когнитивного самопознания. Иначе говоря, ощущение "какой я" складывается раньше, чем "кто я". Материнское отношение - принятие, привязанность, одобрение становится первым социальным "зеркалом" для сознания ребенка. Поведение родителей, их установка важны для развития ребенка, т.к. искажения развития встречаются не только у лиц, в раннем детстве разлученных с матерью, но также и у тех, кто испытал влияние неправильных родительских установок.

К концу третьего года жизни происходит "отделение" ребенка от других людей и осознание собственных возросших способностей и возможностей. Оценка своих поступков становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Сравнение в начале касается не личностных качеств, а внешних атрибутов. Постепенно меняется предмет оценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств. Усвоение норм и правил поведения становится теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок усваивает моральные нормы и начинает учитывать последовательность своих поступков, использовать их в качестве меры для оценки себя и окружающих.

С позиции концепции  общения образ себя у младенца закладывается в общении со взрослыми. Первые взаимозависимые отношения между ядром и периферией образа себя складываются у ребенка к началу раннего возраста. Успех, неуспех конкретного действия не отделяется от переживания благополучия-неблагополучия своей личности. Если в общении со взрослыми первоначально закладывается ядерная структура образа, то в контактах со сверстниками в образе себя и в образе ровесника отражаются, в первую очередь, представления, организующие содержательно определяющие его периферическую структуру. Младший дошкольник имеет явление доминирования ядерных структур над периферическими. В тех случаях, когда он не находит необходимого отклика, у ребенка складывается заниженная самооценка. Важные источники представления о своих возможностях – самостоятельная деятельность, контакты со сверстниками и деловое общение со сверстниками. Однако опыт игры и контактов со сверстниками откладывается в периферических структурах по началу мало воздействует на ядерные образования. Между ядром и периферией начинают устанавливаться двусторонние отношения, при которых не только центр определяет эмоционально и содержательно периферию, как было ранее, но намечается обратное влияние. В старшем дошкольном возрасте складываются двусторонние связи между ядром и периферией. Это выражается в развитии самооценки, в знании ребенком предметной и социальной ситуации.

 

  1. Самосознание личности. Я- концепция. Ее развитие и структура.

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Как научное  понятие Я-концепция вошла в  обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.

Я-концепция  возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

Основные  функции Я-концепции:

Функция интеграции знаний о самом себе, средство обеспечения  их внутренней согласованности. Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе. Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся (инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения. Близка к теории когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)

Функция интерпретации  опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов – средство индивидуального субъективного пристрастного осмысления событий и ситуаций в целом (мужчина уступает место - женщина может оценить как знак вежливости, как оскорбление, как знак симпатии и желание познакомиться).

Функция предвосхищения. Представления о себе и своих  возможностей могут предвосхищать наступление тех или иных событий

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"