Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:35, шпаргалка

Описание работы

Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие.
Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии психологии развития и возрастной психологии.
3. Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления.
Сознание как высшая форма отражения. См. следующий вопрос.
Свойства и структура сознания. Составные образующие сознания (по А,Н,Леонтьеву).
Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности

Файлы: 1 файл

Obschaya_psikhologia_GOSy.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие о группах и коллективах. Виды и уровни развития групп. Референтная группа.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ  ГРУППЫ – это общности, внутри которых  осуществляется общение.

Классификация.

  1. В зависимости от близости и глубины, складываемых отношений: 1)малая; 2)большая. Малая группа – относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами (от 2 до 40 человек).
  2. По принципу и способу образования: 1)реальная; 2)условная. Условная группа – номинальная, т.е. реально не существующая. Официальная – группа, существующая на основе официальных документов.
  3. По признаку отношения личности к нормам группы. Референтная (эталонная группа) – группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности.

 

Этапы развития группы.

  1. Диффузная (очередь в магазин, молодежь на дискотеке).
  2. Ассоциация (студенческая группа в первые месяцы образования).
  3. Коллектив.
  4. Корпорация (объединённая группа, круг лиц одной профессии, одного сословия)

Коллектив .

А.В. Петровский полагает, что коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Признаки коллектива:

1. Социально-одобряемая  цель. 2. Добровольное объединение. 3. Распределение функций, структура руководства и управления. 4. Коллектив обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

Слово “коллектив”  происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Личные отношения  могут существовать параллельно  с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.

Главным признаком  коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище

 

  1. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н. Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности.

Психика формируется  в деятельности и проявляется через неё. Потребность – состояние объективной нужды организма в чём-то. Мотив – опредмеченная потребность. Кажд деятельность направлена на предмет. Любая деятельность полимотивирована. Деятельностью является практически всё. Главная: деятельность предметна – всегда на что-то направлена. Виды мотивов 1)ведущие, побуждающие; 2)мотивы, стимулирующие эту деятельность. Существуют и вспомогат мотивы (стимулов) помогая осуществ деятельность- учебная деятельность.

Мотивы м  осознав и не осознав. различить виды мотивов сложно. У взр человека существ устойчивая иерархия мотивов (есть наиболее важные, есть второстепенные. Личность по Леонтьеву- набор мотивов)

Мотивы:

1 врожденные, связан  с поддерж жизни

2 познават - животное  обследует новую территорию-любопытство. В процессе развития у чел появл новые мотивы.

Функции мотивов:

1 побуждающая-  толчок для деятельности; 2. направленность- деятельн направлена на предмет; 3. смыслообразующая- только ведущ мотив, какому-то предмету придается личност смысл (переживание особой субъективной значимости)

Строение  деятельности:

Иерархич характер. Деятельность—мотив

1 Действие—цель  (процесс, направленный на достижение  цели. Цель-образ желаемого результата. Действия м б общие и частные: общее поездка на работу разбивается на частные-одеться, выйти из дома, сесть на автобус)

2 Уровень операций—условия. операция- способ выполн действия. Операция задается условиями,  в которых соверш действия, без  контроля сознания.

Механизм развития операций:

А) действие—операция. Осваивается что-то новое и нет опыта, поэтому включ сознание и по мере автоматиз действие превращается в операцию.

Б) подражание-реб  подражает взр, произносит за ними какие-то звуки, слова и пр.

3 психофизиологич  функции

Физиологич  обеспечение психич процессов, физиологич базис, основа психодеятельности.

Функции:

1 сенсорные  (восприятие); 2 мнемические; 3 моторная (осущ движен)

 

  1. Понятие о межличностных отношениях в группе. Место общения в развитии личности подростка.

В группах, коллективах  существуют отношения и взаимоотношения. Отношение – это позиция личности относительно всего, что ее окружает и  самой себя. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к  людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь».

Принято различать  деловые и личные взаимоотношения. Деловые взаимоотношения создаются  в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов.

Существует  несколько видов деловой зависимости.

Деловые отношения  равенства. В этом случае два или  несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязанности, выполняют одинаковые функции.  Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающее его осуществлять контроль и принимать исполнение.

Личные взаимоотношения  возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, неприязни и прочих. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы их породившие. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения  намечается несколько вариантов  деловых и личных взаимоотношений.

Совпадение  положительной направленности членов группы. В группе, не имеющие деловых  противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи.

Натянутые деловые  отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные.

Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные отношения при этом изолируются. Они не проявляются, так как для этого нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение  человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит  эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависят сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.

Общение и межличностные  отношения в группах и коллективах изучаются наблюдением, экспериментом, беседой, анкетированным опросом, социометрией. Применение того или иного метода диктуется конкретной задачей, а также условиями, в которых осуществляется изучение. Наблюдение, эксперимент и опрос, используемые при изучении личности, вполне приемлемы и при изучении общения и межличностных отношений в группах и коллективах.

В настоящее время широкое распространение получила социометрическая методика. Она используется для изучения общения, межличностных отношений в уже сложившихся группах и коллективах. Эта методика предполагает выбор партнера для совместных акций (на деловой и личной основе).

 

  1. Общение, его формы и функции. Общение как условие развития.

 

ОБЩЕНИЕ – это  многоплановый процесс контактов  между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Выделяют 3 стороны общения:

  1. коммуникативная (обмен информации между людьми);
  2. персептивная (восприятие человека человеком);
  3. интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения).

Содержание  общения – это коррективное решение  задачи. Содержательная сторона общения реализуется через средства: вербальные и невербальные.

Виды общения.

  1. “Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражени<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" fo

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"