Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике

Файлы: 1 файл

Обработанные ответы по ОПИП.doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

Мотивационные — это черты характера, от которых  зависят активность и направленность поведения. Как правило, в качестве таких черт характера выступают те, которые одно временно являются потребностями или мотивами поведения данного человека. К ним относятся интересы человека, его побуждения, а также все то, что инициирует активность человека, поддерживает и направляет ее в определенное русло. Когда мы ставим вопрос: «Что лежит в основе поведения человека?» и пытаемся найти на него ответ, мы фактически обращаемся к выявлению актуально действующих мотивационных черт характера данного человека.

Инструментальные  — это черты характера, которые  при дают поведению человека тот  или иной стиль, то есть побуждают  людей в одних и тех же жизненных  ситуациях, под влиянием одних и  тех же интересов и потребностей вести себя по-разному. Буквально  термин «инструментальный» означает «служащий средством достижения цели». Именно так и понимаются инструментальные черты характера. Зная их, мы можем ответить на вопрос о том, почему в данной ситуации конкретный человек в отличие от других людей ве дет себя именно так.

Нормальными называют такие черты характера, которые  есть у психологически здоровых людей, аномальными — те черты характера, которые свойственны людям с различны ми заболеваниями, то есть такие, которые проявляются и наблюдаются у человека только при тех или иных заболева¬ниях. Например, определенные черты характера нередко можно обнаружить у больных шизофренией, у больных истерией, маниакально-депрессивным психозом, а также при различного рода неврозах. У вполне здоровых людей такие черты характера обычно отсутствуют или выражены гораздо менее заметно, чем у больных.

Следует отметить, что нормальными и аномальными  мо гут быть такие черты характера, которые имеют одинаковые названия. Например, тревожность может быть и нормаль ной, и аномальной чертой характера; все дело в том, на сколько она развита и выражена в поведении человека. Если он проявляет слабый или умеренный уровень тревожности, то его характер в данном отношении находится в пределах нормы; если же человек проявляет повышенный или чрезмерный уровень тревожности, нарушающий его нор мальное поведение, то соответствующая черта характера будет рассматриваться уже как аномальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Акцентуации  характера

На основе исследований К.Леонгарда и А.Е.Личко выделяются следующие основные типы акцентуаций характера:

1. акцентуация циклоидная – периодические колебания работоспособности, активности, настроения; соответственно – характер циклоидный;

2. акцентуация гипертимная – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца; соответственно – характер гипертимный;

3. акцентуация лабильная – резкая смена настроения в зависимости от ситуации; соответственно - характер лабильный;

4. акцентуация астеническая – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; соответственно – характер астено-невротический;

5. акцентуация сенситивная - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; соответственно – характер сенситивный;

6. акцентуация психастеническая – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию навязчивостей и ритуальных действий; соответственно – характер психастенический;

7. акцентуация шизоидная – отгороженность, замкнутость, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения; соответственно – характер шизоидный;

8. акцентуация эпилептоидная – склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность; соответственно – характер эпилептоидный;

9. акцентуация паранойяльная, или застревающая – повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность; соответственно – характер паранойяльный;

10. акцентуация истероидная или демонстративная – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий; использование лжи, фантазий и притворства для привлечения к себе внимания; авантюризм, тщеславие и пр.; соответственно – характер истероидный, или демонстративный;

11. акцентуация дистимная – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных печальных сторонах жизни; соответственно – характер дистимный;

12. акцентуация неустойчивая – склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность; соответственно – характер неустойчивый;

13. акцентуация конформная – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм; соответственно – характер конформный.

25. Механизм формирования мотивации - Формирование сознательно-волевого уровня мотивации состоит, во-первых, в образовании иерархической регуляции; во-вторых, в противопоставлении высшего уровня этой регуляции стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.

Формирование  мотивации имеет два механизма. Первый из них заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования <снизу вверх>.

Второй процесс (механизм <сверху вниз>) заключается  в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и классификации потребностей и мотивов.

Сущность  потребностей и их классификация.

Потребность –  это наука в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Потребности можно  разделить на первичные и вторичные. Первичные или низшие потребности  – это потребности в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные или высшие потребности – это духовные потребности, к ним относятся потребности образования, культуре, спорте и т.д. Потребности могут быть первой необходимости и потр. в предметах роскоши. Потребности безграничны. Научно-технический прогресс стимулирует новые потребности людей и общества в целом.

Пусть потребитель  выбирает товар один в кол-ве q1 и  товар два в количестве q2. (q1, q2) образует потребительскую корзину. Каждый продукт удовлетворяет ту или иную потребность, т.е. обладает определенной полезностью. Существует кардиналистическая и ординалистическая концепции потребительского поведения. Кардиналис. конц. – измеряет полезность блага определенным числом. Ординалис. концеп. – основывается на предпочтениях потребителей при этом применяется ранжирование полезности благ. Блага, имеющие первые, вторые и т.д. номера, обладают большей полезностью.

Для оценки полезности благ применяется величина “ютила”  – она представлена числом, с  которым можно совершать любые  арифметические действия. Оценивая полезность тех или иных благ потребитель ограничен в своём выборе целым рядом факторов:

1) доходы;2) цена;3) воспитание;4) законы; и др. факторы.

Различают общую  полезность и предельную полезность. Общая полезность обозначается TV –  это сумма полезностей всех благ, имеющихся у потребителя. Предельная полезность обозначается MV (маргинальная полезность) – это приращение общей полезности при увеличение благ на одну единицу.

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека: - возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага. Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

направляющую  функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

регулирующую  функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с  указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Классификация мотивов

Общепризнано  отсутствие единой и удовлетворяющей  всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких  оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических  и общественно-значимых, идейных  и нравственных значимо связано с установками личности.

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения  и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

 

 

 

 

 

 

 

27. Направленность  личности и её составляющие

Направленность  личности – совокупность устойчивых мотивов, взглядов, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность. Выступает как свойство личности, формируется в процессе обучения и воспитания.

Составляющие  направленности:

1. Личная направленность  – создаётся преобладанием мотивов  собственного благополучия, стремления к личностному первенству, престижу.

2. Направленность  на взаимную деятельность –  поступки человека определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими.

3. Деловая направленность  – преобладания мотивов, порождаемых  самой деятельностью, увлдечениемпроцессом деятельности.

28. Психодинамический подход к становлению личности.

Психодинамический   подход   базируется   на   психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между врачом и пациентом, вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи определяется как пациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента и необходимые процедуры, тем самым выстраивались, как и в медицинской практике, директивные принципы взаимоотношений. Позднее З. Фрейд приходит к тому, что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта, и они могут мешать или помогать решению проблем пациента1.

Психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что  источник проблем находиться в нем  самом, и что его трудности  исходят из конфликта между желаниями и страхом, конфликтом между несовместимыми желаниями. Отсюда, как считает К. Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

•     «Выразить себя как можно полнее и откровеннее;

•     Осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь;

•     Выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром».

Свободные ассоциации клиента  помогают выяснить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации. Способность - неспособность «порождать» свободные ассоциации позволила К.Хорни выделить основные типы пациентов:

• Пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают 
страхи или внутренние запреты;

Кан     М.     Между    психотерапевтом     и     клиентом:     новые     взаимоотношения.     Спб., 1997.С.16-21.

•     Пациенты, которые носят «маски», и не позволяют «вторгаться» в свободные ассоциации;

•     Пациент, неспособный порождать свободные ассоциации, без активного вмешательства аналитика.1

Познание природы проблем клиента осуществляется не только на понимании симптоматики аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента находят отражение в природе познания клиента в социальной работе.

29. Когнитивно-поведенческий подход к становлению личности.

Данный подход основывается на теориях и идеях И.П. Павлова, Д. Уотсона, Б. Скиннера, а также А. Бандуры. В практике когнитивно-поведенческого консультирования и терапии основные цели выражаются в следующем: 1) изменение неадекватного поведения (например, усиление социально-ассертивных реакций); 2) научение принятию решений (например, составление списка возможных вариантов действий); 3) развитие эффективных социальных навыков, в частности, способности к самоутверждению; 4) развитие способностей клиента к саморегулированию; 5) снятие повышенной тревожности на основе развития способностей расслабляться; 6) развитие способностей группы к саморегулированию на основе изменений в окружающей среде и когнитивного саморегулирования. 
Поведенческому консультированию предшествует установление диагноза (поведенческой оценки), предполагающей целый ряд приемов и процедур. Поведенческая оценка должна в итоге уточнить проблемные зоны клиентов (психологические проблемы, вызывающие неадекватное поведение). На основе поведенческой оценки, соответствующей реальному состоянию клиента, его поведенческим реакциям консультант выявляет стимулы, которые предшествовали данным неадекватным реакциям и определяет подходящие методы коррекции и реабилитации. Если клиент заявляет, например: «Я чувствую себя очень угнетенным в эти дни», «Я становлюсь напряженным на работе» и т.п., консультант использует СРП - оценку (С-стимулы ситуационного прошлого, Р - переменные реакции, П - последствия, или переменные результаты) для установления ключевых переменных, которые управляют поведением клиентов. Эти переменные могут быть скрыты под другими формами реакций так, причиной агрессивности поведения клиента на работе могут быть плохие отношения в семье. Точность поведенческой оценки зависит конкретности и от объективности информации о поведении клиента. Консультанту необходимо узнать, какова продолжительность, сила и частота неадекватных реакций.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"