Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

KlinichPsy.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

1.Клиническая  психология как научная дисциплина. История развития, современное состояние,  содержание, предмет, задачи.

Клиническая психология – прикладная область между медициной и психологией, использует теоретические основы психологии и применяет психологические методы.

Задачи клинической психологии:

-Изучение психических  проявлений различных болезней;

-Изучение роли  психики в возникновении, течении  и предупреждении болезни;

-Изучение влияния  различных болезней на психику;

-Изучение нарушений  развития психики;

-Разработка  принципов и методов психологического  исследования в клинике;

-Разработка  психических методов воздействия  на психику человека в лечебных  и профилактических целях.

Клиническая психология имеет теоретическое значение для общей психологии:

-Мозг и психика;

-Психические  нормы и патология;

-Соотношение  биологического и социального  в человепке;

-Проблема сознательного  и бессознательного;

-Проблема развития  и распада психики.

Разделы клинической психологии:

Клиническая психология развивалась на стыке различных областей знаний:

  • На стыке психометрии и психологии – патопсихологии;
  • На стыке неврологии и нейрохирургии – нейропсихология;
  • Среди соматических заболеваний сформировалась область знаний, где существенную роль играют психологические факторы – психосоматические заболевания;
  • Психокоррекционное направление – психологическая помощь человеку;
  • Медико-психологическая экспертиза;
  • Психологическое консультирование.

2.Методы  клинической психологии

1. Метод наблюдений.  Наблюдение – восприятие и отбор информации о событии или явлении. Для наблюдения необ-мо: наличие четкой целевой установки и  плановость и системность набл-я.

2. Метод естественного эксперимента. Предложен В. Лазурским в 1910 г. Человек исследуется в естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях.

3. Психофизиологический метод. Представляет собой сочетание физиологических методов с психологическими. Они друг друга дополняют и помогают объективировать психические расстройства.(ЭЭГ, полиграф)

4.Проективные методы.

5.Биографический метод. Позволяет получить инф. об этапах жизненного пути, проследить особенности формирования личности. Является важным дополнением при интерпретации экспериментальных данных.

Схема: Ранние этапы  развития ребенка. Какой по счету, братья, сестры, отнош. с родителями. Наличие психотравмир. факторов. Привязанности в раннем детстве, подростковом возрасте.

6.Анализ продуктов деятельности. Рисунки, лепка, дневники, письма. Например, рисунки страдающих депрессией отличаются слабым нажатием, черно-коричневым тоном, малой динамикой. шизофреники рисуют на первом плане глаз, и к нему добавляют различные части лица; обычно не используют полутонов.

7.Аналитический метод.

3.Методы  медико-психологического исследования  личности

 

См.2 +  принципы.

1. Необходимость  сочетания качественного и количественного анализа при интерпретации полученных данных. Качественный анализ существенно дополняет количественные показатели исследования. Он показывает как распадаются сформированные знания, как затрудняется приобретение новых.

2.При проведении эк-та следует помнить, что псих. процессы явл. Не врожденными, а прижизненно формируются видами деят-ти.

3. Психологический  экс-т д. представлять собой  модель жизненной ситуации.

4. Психологический  экс-т обнаруживает как структуру  нарушенных функций, так и оставшихся сохранными.

 

4.Расстройства  восприятия.

1. Иллюзии – (не являются патологией) в-ие действительно существующих предметов или явлений не в полном соответствии с реальным содержанием. Возникают при дефиците информации. Становятся патологией, когда возникают у лиц с нервными и психическими патологиями; тогда могут сочетаться с более сложными расстройствами. И. всегда имеют свой объект, но при выраженных эмоц-ых или y-их расстройствах в-тся неверно. Галлюцинации – сложные в-ия, к-ые  не имеют своим источником внешний предмет. Г.- это чувст-ное переживание прежних в-ий без наличия соответ-их им новых внешних раздражителей. В-ся как реальные, проецируются вовне, возникают непроизвольно. Павлов: г. возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы. Клинические факты подтвердили наличие при г. торм. состояния в коре г.м.® г. усиливаются при засыпании или пробуждении. По  структуре:

1.Элементарные (шум, стук, грохот, световые пятна)

2.Сложные (фонемы, речь, диалоги). По органам чувств: слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые. Псевдогаллюцинации – (описаны Кандинским и Клерамбо) проецируются во внутрен. пр-во человека. Не идентифиц. с реальными предметами, в-ся навязанными. Х-но: насильственность, симптом воздействия, сделанность. Синдром Кандиниского: чув-во «сделанности» в-ия, мыслей, утрата их принадлежности собст. личности, чув-во воздействия со стороны. 3 компонента : идеамоторный (раскрытость мыслей), сенсорный (сделанность ощ-ий), моторный (сдел-ть движений).

2. Агнозии – затрудненность узнавания предметов и звуков. М.б. связаны с расс-ом зрит., слух., кинестетич. в-ий при локал. поражениях коры г.м.

Различают: 1. оптическая -  глядя не предмет не узнают его. Связано с поражением затылочных и нижнезадних отделов теменной зоны коры г.м.

– предметная – не узнают предметов, нарис. предметы+на лица.

-симультанная–  не узнают происхождение действия, связь м/у предметами

-литеральная  – на буквы; - вербальная –  на слова.

2.слуховая – предметы по звуку, мелодии.

3. тактильная – поражение … отделов. Больной не осознает формы при осязании предметов+частей тела. Анозогнозия – больной при ясном сознании не осознает, что рука парализована.

3. Психосенсорные рас-ва. Возникают вследствие нарушения сенсорного синтеза. При этом искажается в-ие внеш. мира и собственного тела, при сохранности ощ-ий, идущих от органов чув-в. Отл-ся от др. видов рас-ва вос-ия:

1. от  гал. тем,  присут-ет  реальный  объект, но искажается его отражение

2. от  агнозии тем, что не нарушено  узнавании.

К психосенс. рас-ам относят:

- нарушение  в-ия схемы тела

-нарушение  в-ия формы предметов

-нарушение  в-ия пр-ва

-м.б.  в-ия связи во времени (дежа  вю и жема вю)

-нарушение  в-ия изменчивости окр-го –  все кажется мертвым, неподвижным,  чуждым

 

Все эти виды м.б. сведены к 2-ум основным синдромам:

1) деперсонализации  – нарушение в-ия своей личности  и самого себя

2) дереализации  – нарушение в-ия окруж.  

Психосенсорные  рас-ва набл-ся при поражении нижнетеменных  и теменных полей г.м. Нарушение  схемы тела связано в поражением зрительного бугра и задне- нижнетеменных полей г.м.

5. Расстройства памяти.

П-ть чув-на к общему состоянию организма (к органической патологии мозга  и др.). Рас-во памяти на опред. период – амнезия. М.б. в 2-ух видах:

1) антероградная – нарушение непосредственной п-ти (на текущ. события). При этом п-ть на прошлые события сохраняется

2)ретроградная – рас-во п-ти на отдельные события до момента заболевания. Текущие события помнит.

П-ть м проявляться:

1) Гипермнезия – повыш. Способ-ть к репродукции; чаще мех-ая п-ть в связи м а\оживлением ассоциаций по сходству и смежности в пр-ве и времени.

2)Гипомнезия  – нарушение способности запоминания  и п-ти на текущие события  недавнего прошлого. При вопалении  мозга, атеросклерозе, старческом  слабоумии.

Этапы нарушения п-ти:

- чел-к вдруг замечает, что  он не надеется на п-ть

-страдает  п-ть на события текущей жизни

-с  трудом вспоминает старые сведения

- амнезия  охватывает весь инф-ый багаж  – амнестическая дезор-ка.

Конфовуляция – выдумки, к-ми больный пытается компенсировать провалы в памяти. Криптомнезия – чел-к забывает, что к-т опред. факты, с чем-то связаны или кем-то (приписывает себе).

Корсаковский  синдром – при тяжелой алк. интоксикации, сочет. С конфобуляцией + дезориен-ка в пр-ве и времени.

Синдром фантастической псевдологии- рас-во п-ти, к-ое касается главным образом биографии больного, забывают моменты, где они выглядят «не героями». Часто у истероидных личностей.

 

6.Расстройства  мышления.

Мышление –  обобщенное и опосредованное отражение  действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей.

1. Нарушение операционной стороны мышления

- понижение уровня обобщенности (при орг. поражении г.м.) закл. в том, что больной не м.  обобщить конкрет. признаки или  явления. Оперирование общими признаками затруднено. Мыш. характеризуется медлительностью, затруднен переход от одной мысли к другой вследствие длит-ной фиксации на предшест-ей ассоциации.

- искажение  процесса обощения – суждения  больных отражают случайную сторону  явлений, исп-ют случайные ассоциации часто оторванные от реальных явление.

Резонерство -  (особое рас-во при шизе) – патологическое мыш. лишенное фактическ. и логич. док-ва; пустое рассуждательство, бесплодное по своим выводам и рез-ам. Аутистическое мышл. – выступает на фоне псих. отчужденности, мышл., лишенное инф-ых адекватных связей с объективной дейст-тью. Мысли оторваны от внешнего мира и замкнуты в субъективном мире больного. Мысли рождаются и приобретают ирреальное символическое содержание. Мышл. больных шиз-ей ещё наз-ют паралогическим.

2.Нарушение динамики мышления:

- Лабильность  (при маниакальной фазе МДП)  – на фоне общего психомот. возбуждения – быстрое течение  ассоциаций→ суждения и умозаключения  поверхностны. Трудно сосредоточиться.  Логика заменяется случайными ассоциациями по смежности и созвучию. М. дойти до вихря ассоциаций, слова не успевают за мыслью, переоценка собст. личности.

-Заторможенное  м. – (депрес. Фаза МДП) на  фоне психомот. заторм-ти – мысли  замедлены, затруднено возн-ие  образов, предст-ий. Отвечают медленно. Жалуются на потерю размышления.

-  Инертность  м. – не могут менять избранного  способа работа, изм-ть ход суждений, переключиться на др. вид деят-ти, вязкость мышл. У больных эпилепсией, при травмах, олигоф. (деб). М. дойти  до персометрации – застой мысли, доминир. одних и тех мыслей, монотонное повторение

 

7.Патология  интеллектуальной деятельности. По-моему, то же самое что и 6.

 

8.Психический  дизонтогенез.

Формы дезонтогенеза:

I. Олигофрения (психическое недоразвитие) имеет 3 уровня:

II. Задержанное психическое развитие.

III. Дефицитарное развитие. Повреждение анализаторных систем.

IV. Искаженное психическое развитие.

V. Поврежденное психическое развитие.

I… 1. Идиотия. Самая тяжела форма. Отсутствует познавательная деятельность. При глубокой идиотии снижается чувствительность всех видов. В период нервных вспышек больные могут нанести себе вред. Нет навыков самообслуживания. Эмоциональные реакции крайне примитивны, не умеют смеяться и плакать. Одни одержимы постоянной злобой, другие полностью безразличны. Движения слабо координированы. Речь полностью отсутствует. При средней тяжести идиотии больные запоминают отдельные слова, но, как правило, их не выговаривают. Не понимают смысла слов. Нет хватательного рефлекса. Не отличают холодного от горячего, съедобное от несъедобного.

2. Имбецильность. Познавательная деятельность нарушена. Способны приобретать несложные навыки. Понимают простую речь. Могут усвоить небольшое количество слов. Навыки самообслуживания на уровне подражательных действий. Интересы сводятся к удовлетворению физиологических потребностей. Страдающие средней и легкой степенью имбецильности могут обучаться в школе. Адаптируются к окружающей среде только в привычной обстановке. Интересы внушаемы и примитивны. Делятся по поведению на 1) живых, бодрых; 2) апатичных. По характеру: 1) общительных, добродушных; 2) злобных, агрессивных.

3. Дебильность. Мышление конкретно. Встречаются одаренные люди, например, с абсолютным слухом, хорошей памятью. По типам поведения и характеров делятся на те же группы, что и имбецилы. Могут учиться в школе, освоить элементарные виды труда. Дебильность порождается различными расстройствами.

II. ЗПР Встречается чаще олигофрении. ЗПР – это замедленный темп психического развития. Ярко проявляется, когда ребенок идет в школу: малый запас знаний, незрелость мышления, малая интел-ная направ-ть. Такие дети не любят читать, предпочитают игры. При этом достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний.

Виды  ЗПР.

1.  Задержка конституционального происхождения. Инфантилизм.

2.  ЗПР соматогенного происхождения. Соматические забол-я → нервно-психическая астения. Слабеет память и внимание, ребенку трудно сосредоточиться на интеллектуальных занятиях.

3.  ЗПР психического происхождения. Психические травмы.

4.  ЗПР церебрально-органического происхождения. Поражения и травмы головного мозга. После сотрясений мозга или менингитов → астения.

III. ..Нарушение зрения, слуха, речи. Изменения психики при нарушении одного или нескольких анализаторов.

IV… Синдром РДА (ранний детский аутизм). Причины неизвестны. Ребенок неконтактен ни с кем, в т. ч. с матерью. Постоянная боязнь яркого, громкого. Избегают прямого взгляда. Страхи.

Однообразное  поведение с элементами одержимости. Игры  манипулятивны. Бедная мимика. Речь обращена в пространство, о себе говорят во втором или в третьем лице. Речь вычурна, тембр неестественный. В ответ на вопрос всего лишь его повторяет. Склонны к словотворчеству, изменениям речи (скандированная речь). Неловкость произвольных движений, так как мышцы в гипертонии. Трудности в самообслуживании.

V. Органическая деменция. возникает в 2-3 года. Причиной может являться недостаток кислорода при родах (напр., пуповина на шее). Ранние энцефалиты. Нервная истощенность. Слабая память, мышление инертно, недостаток лабильности. Такой человек обычно быстро бросает начатое дело.

 

9.Приобретенное  слабоумие (деменция).

Д.- тотальное слабоумие, к-ое захватывает  все психические функции и  имеет относительно стабильный характер, это необратимый или почти  необратимое состояние. Развитие Д. сопровождается снижением памяти не текущие события, сужением круга интересов, ¯ эмоц. – волевой сферы, утратой навыков и проф-ых знаний, невозм-ть самообслуживания, дезориетировка в окружающем.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"