Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Билет № 1. Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности.
ДД – акт-ть чел-ка, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением потребностей и интересов.
Чел-к активен в ДД => в ней наилучшим образом психически Р-ся.
Значение – для психики, ДД, л., познание, развитие общества.
Для того чтобы чел-к овладел деятельностью правильно, нужна установка.
Виды деятельности:
- Общение – вид ДД,
возникающий в процессе
- Игра – вид ДД, результатом кот.не становится производство какого-либо материального или идеального продукта;
- Учение – вид ДД, целью
которого является
- Труд – вид ДД, при кот.создаются материальные, культурные и духовные ценности.
Последовательность возникновения:
1. Онтогенез (ИНДИВИД): общение, игра, учение, труд.
2. Филогенез (ВИД): общение, учение, труд, игра.
Законы Р.:
1) «Развивается все, что упражняется».
2) Закон интериоризации (внешнееàвнутреннее). «Всё, что приобретается психикой чела, тесно связано с вед.видом ДД, поэтому для Р. нбх. использовать вед. ДД»
Все новоприобретения связаны с вед. ДД => для Р. нбх. исп-ть вед. ДД.
Вед. ДД – вид ДД, в кот.на данном возр. этапе возникают качеств. измен-я психики.
Вед. ДД (по А.Н. Леонтьеву) – это не просто ДД, наиб.часто встречающаяся на данном этапе Р., ДД, которой чел. отдает больше всего времени. Она характер-ся 3мя главными признаками.
Признаки вед. ДД по Леонтьеву А.Н.:
1. Внутри вед. ДД появл. и Р. др., новые виды ДД-ти, кот.сами могут приобрести ведущее знач-е в дальнейшем, на след. возрастной ступени.
Напр.: учение первонач. появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.
2.В вед. ДД форм-ся и Р-ся отдельные психич. процессы.
Напр.: в игре складываются образное мышл., активное воображ., а в учении – логич. мышл.
3. От вед. ДД зависит форм-ие л. ребенка, ее основные изменения в данный период.
Напр.: в игре дошк-ник, с одной стороны, осваивает общественные ф-ции и соответствующие нормы повед-я взрос.людей, а, с др. стороны, учится устанавливать взаимоотн-ия со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.
«... В ней формир-ся и перестраиваются психич. процессы... В ней зарождаются новые виды ДД...».
Смена
ведущей деятельности:
0 -1 – младенчество – эмоциональное
общение со взрослым
1 - 2(3) – раннее детство – предм. ДД (что с этим м. делать?)
2(3) - 6(7) – дошк. возраст – сюжетно-ролевая игра
6(7) - 10(11) – мл.шк. возраст – учебная ДД
10(11) - 14(15) – подр. возраст – обществ.-полезная ДД и интимно-л. общение
14(15) - 22(25) – юность – труд., учебно-профессиональная ДД
22(25) - 40(55) – зрелость – труд. ДД
40(55) до смерти – пожилой – труд, общение
Возрастной кризис – особый период в жизни человека, в процессе которого происходят резкие изменения необходимые для дальнейшего развития.
Билет № 2. Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Адаптация – приспособление. Адаптируются к школе все.
Причины адаптации:
1. Объективные:
- изменение режима дня
- свобода действий
- учитель и его требования
- изменение отношений в системе учитель-ученик, ученик-родители, ученик-ученик
- ношение рюкзака и большого количества книг
- изменение режима питания
2. Субъективные
- отношение ребенка к школе
- умение входить в новый коллектив
- степень готовности
Виды адаптации:
1. Психологическая адаптация.
- знает одноклассников всех по имени
- знает, как зовут учителя
- адекватно относится к оценке учителя
- адекватно относится к оцениваю себя одноклассниками
- адекватно оценивает одноклассников
- интерес к школе и внешний и внутренний
2. Медицинская адаптация (физиологическая):
- если нет снижения веса
- хорошо спит
- не заболел в течение четверти
3. Социальная адаптация:
а) Показатели адаптации:
- состояние здоровья
- отношение к требованием учителя
б) Уровни адаптации:
- высокий(1.5 месяца – 30% детей)
- средний (полгода – 55%)
- низкий (1 год и более – 15%)
Помощь учителя ребенку:
Учитель должен изучить особенности проявления ребенка в период адаптации.
На уроке:
- Если ученик неохотно идет на общение с учителем, то не стоит настаивать.
- Если не задает вопросов,
это не значит, что ему не
интересно. Ребенок просто не
привык к вашей манере общения.
На перемене:
- Наблюдать, с кем общается ребенок, с кем играет и во что. Необходимо раз в неделю пересаживать учащихся.
- Если ребенок не хочет идти в школу, то можно ему не делать это 1 день. Лучше в пт или пн, но обязательно найти ситуацию, которая заинтересует ребенка.
Работа с родителями:
-
Каждый день выходить на
Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба - это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.
На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.
Билет № 3. Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Возраст
1. хронологический (паспортный) – дата рождения
2. физиологический (опред. по состоянию организма, зависит от влияния образа жизни, времени, моды, связ. с акселерацией (паспортный и физиологический возрасты не всегда совпадают)).
3. психологический
Критерии:
- Социальная ситуация развития( сочет. внутр. процессов Р., типичных для данного возраста, и внешних условий; отношения со взрослыми, сверстниками, с собой + соц. роль).
- Ведущая д-ть
- Сензитивный период (период наивысшей чувствительности к развитию сторон психики)
- Новообразования (особенности психики, которые формируются в д-ти и характеризуют данный возраст в целом)
- Кризис
Р. ребёнка неравномерно, периодично. В основе построения возрастной периодизации лежит прохождение кризисов, скачки, где количество переходит в качество. Именно кризисы делят возрастную периодизацию на возрастные периоды.
Кризис- особый непродолжительный период, в котором обостряются противоречия Р., приводя к резким изменениям в психике.
Общие признаки кризиса
1) Недлительные (варьируются примерно 1 год). Кризис разреш. переходом на новый возрастной этап Р. Через смену ведущей д-ти. Кризис протекает тяжело, если взрослые сопротивляются взрослению ребёнка.
2) Главное содержание кризисов – перестройка соц. ситуаций Р. (мен.вед. д-ть) (перестр. отношения с тремя категориями людей: взр., сверстниками, самим).
3) Трудная воспитуемость детей. Ребёнок трудно поддаётся О. Ребёнок выпадает из системы, переживая кризис. Необходимо показывать полож. сторону взросления и не фиксир. на недостатках. Важно внешнее согласие (кризис 3-х лет:”я сам” – “хорошо ты будешь сам, но … встанешь на 1 час ”- трудность).
Каждому возрастному периоду соответствует свой уровень физического, психического и социального (отношения со взрослыми, друзьями и т.п.) Р.
Попытки понять неравном-ть Р. Иногда дети меняются очень заметно. Неравномерное Р. ребенка.
Цель – понять чем отлич-ся дети одного возраста от другого.
Разные периодизации (по построению):
- моносимптоматические (1 показатель Р. – симптом), начало ХХ века;
- полисимптоматические (много показателей – симптомов).
Возрастная периодизация:
- полная
- неполная (урезанная)
Неполная периодизация используется для конкретного изучения определенного периода, например, период шк. возраста, который представляет интерес для исследования.
Учёт возрастных особенностей – один из ведущих принципов в педагогике.
1) Нормированные нагрузки
2) Распорядок дня
3) Режим труда и отдыха
4) Смена видов д-ти
5) Выбор методов обучения
Акселерация (лат. “ускорение”) – это ускоренное физическое и отчасти психическое Р.в детском и подростковом возрасте. В этот период бурно прогрессирует физиология, а соц.Р. отстаёт.
Причины:
- Ускорение общих темпов жизни
- Улучшение материальных условий
- Радиоактивное загрязнение окружающей среды
- Уменьшение кислорода в воздухе
- Комплексное воздействие всех факторов
1. П.П.Блонский (Педология) – моно.
Все зависит от смены зубов.
1) Беззубое детство.
2) Молочнозубое детство.
3) Постояннозубое детство.
Отражается физиол. зрелость организма.
2. Стенли Холл.
Перенес биологич. законы рекапитуляции (повторения в индивид. Р. признаков, свойственных более ранней стадии Р.) на Р. ребенка.
В соотв-ии с этими законом-ми онтогенез вкратце повторяет филогенез (историч.Р. орг-мов).
Реб. переживает все эпохи Р. человеч-ва. Реб. не м. перепрыгнуть то общ-во, в кот.он находится (не м. достичь более высокого ур-ня Р., чем его общ-во).
3.
Возрастная периодизация З.
В основе – психосексуальное Р. ребенка (Австрия).
4. Э.Эриксон.
Ученик Фрейда. Добавил в возр. периодизацию базисную потреб-ть возраста.
Удовлетв-ие потреб-ти – (+) Р., неудовлетв-ие – (-) ((+) или (-) Р. (базисное чув-во возраста)).
5. Возр. периодизация Л.С.Выготского.
Разрабатывал Выготский, некот. новые моменты добавил Эльконин.
Выготский – выдвинул идею о том, что там, где есть Р. применяются законы Р., т.е. законы диалектики (науки о Р.). Диалектич. филос. привнёс в Ψ для рассмотрения дет. Ψ.
Осн. законы диалектики:
- переход колич-ых изменений в качественные;
- закон отрицания отрицания;
- закон ед-ва и борьбы противоположности.
Переход колич. изменений в качественные.
Р. идет от простого к сложному, от близкого к далекому.
Р. – процесс не равномерный, в нем есть спокойные и кризисные периоды.
Р. идет спиралеобразно (нов.ур-нь повторяет предыд., но на качественно нов. ур-не).
Закон отрицания отрицания
- если достигнут один ур-нь Р., то он отрицает предыд.;
- если не достигнут ур-нь Р., то он отрицает то, что могло бы быть.
Эгоистич. тенденция (до 3х лет реб. не замечал, что такое м.б.).
Альтруистич. позиция.
В основе возр. периодизации лежит идея о смене вед. ДД, кот.происходит в кризисные периоды. Кризисн. периоды делят всё Р. на возр. периоды:
В процессе Р. последовательно сменяют друг друга общение и д-ть, которая являются ведущей.
0-1 (кр. рождения – кр. овлад. хожд-ем) à младенч-во (эмоц. общ-ние со взрослыми)
1-2(3) (кр. овлад. хожд-ем – кр. «я сам») à ранее детство (предметная ДД)
2(3)-6(7) (кр. «я сам» - кр. поступ. в шк.) à дошк-ый возр. (сюж.-ролевая игра)
6(7)-10(11)/12(13) (кр. поступ. в шк. – кр. подр. возр.) à мл.шк. возр. (учеб. ДД)
10(11)/12(13)-15(16) (кр. подр. возр. – кр. станов-я мировоззр.) à подр. возр. (общ.-пол. ДД, интимно-л. общ-е)
15(16)-25(30) (кр. станов-я мировоззр. – кр. 30 лет) à юнош. возр. (учеб.-проф. ДД, труд.ДД, общение на проф. основе)
В ПЕРИОД КРИЗИСА МЕНЯЕТСЯ ВЕД. ДД!!!
6. Даниил Борисович Эльконин.
(2я половина ХХ века).
На протяж. жизни чел. сначала уделяет вним. больше общению, а затем ДД
Эпохи:
- с рождения до 3 лет – эп. раннего детства.
- с 3 до 10 (11) лет – эп. детства
- с 10 (11) до 15 (16) – эп. подр. возр. (отрочества)
Билет № 4. Взаимосвязь факторов развития и формирования личности. Биологический и социальный факторы психического развития.
Личность– человек как представитель общества, который свободно и ответственно выделяет свою позицию среди других (Слободчиков). Начало формирования личности 2-3 года. Личность формируется всю жизнь. Зрелая личность 30-35 лет. Развитие(от лат) – движение вперед.
Развитие – количественные и качественные изменения в организме и психике человека.
Количественные изменения переходят в качественные преобразования физических, психических и дух.хар-р личности.
Рез-тат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.
Биологическ хар-ся физическим (внешняя оболочка) развитием, физиологическими (процессы) и биологическими (состав) изменениями.