Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Файлы: 1 файл

Психология_ответы.docx

— 152.51 Кб (Скачать файл)

Билет № 1. Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности.

ДД – акт-ть чел-ка, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением потребностей и интересов.

Чел-к активен в ДД => в ней наилучшим образом психически Р-ся.

Значение – для психики, ДД, л., познание, развитие общества.

Для того чтобы чел-к овладел  деятельностью правильно, нужна  установка.

Виды  деятельности:

- Общение – вид ДД, возникающий в процессе индивидуального  Р. человека;

- Игра – вид ДД, результатом  кот.не становится производство какого-либо материального или идеального продукта;

- Учение – вид ДД, целью  которого является приобретение  человеком ЗУН, которые способствуют развитию;

- Труд – вид ДД, при  кот.создаются материальные, культурные и духовные ценности.

Последовательность  возникновения:

1. Онтогенез (ИНДИВИД): общение,  игра, учение, труд.

2. Филогенез (ВИД): общение,  учение, труд, игра.

Законы  Р.:

1) «Развивается все, что  упражняется».

2) Закон интериоризации (внешнееàвнутреннее). «Всё, что приобретается психикой чела, тесно связано с вед.видом ДД, поэтому для Р. нбх. использовать вед. ДД»

Все новоприобретения связаны  с вед. ДД => для Р. нбх. исп-ть вед. ДД.

Вед. ДД – вид ДД, в кот.на данном возр. этапе возникают качеств. измен-я психики.

Вед. ДД (по А.Н. Леонтьеву) – это не просто ДД, наиб.часто встречающаяся на данном этапе Р., ДД, которой чел. отдает больше всего времени. Она характер-ся 3мя главными признаками.

Признаки  вед. ДД по Леонтьеву А.Н.:

1. Внутри вед. ДД появл. и Р. др., новые виды ДД-ти, кот.сами могут приобрести ведущее знач-е в дальнейшем, на след. возрастной ступени.

Напр.: учение первонач. появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.

2.В вед. ДД форм-ся и Р-ся отдельные психич. процессы.

Напр.: в игре складываются образное мышл., активное воображ., а в учении – логич. мышл.

3. От вед. ДД зависит форм-ие л. ребенка, ее основные изменения в данный период.

Напр.: в игре дошк-ник, с одной стороны, осваивает общественные ф-ции и соответствующие нормы повед-я взрос.людей, а, с др. стороны, учится устанавливать взаимоотн-ия со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

«... В ней формир-ся и перестраиваются психич. процессы... В ней зарождаются новые виды ДД...».

Смена ведущей деятельности: 
0 -1 – младенчество – эмоциональное общение со взрослым

1 - 2(3) – раннее детство  – предм. ДД (что с этим м.  делать?)

2(3) - 6(7) – дошк. возраст  – сюжетно-ролевая игра

6(7) - 10(11) – мл.шк. возраст – учебная ДД

10(11) - 14(15) – подр. возраст  – обществ.-полезная ДД и интимно-л. общение

14(15) - 22(25) – юность –  труд., учебно-профессиональная ДД

22(25) - 40(55) – зрелость –  труд. ДД

40(55) до смерти – пожилой  – труд, общение

Возрастной  кризис – особый период в жизни человека, в процессе которого происходят резкие изменения необходимые для дальнейшего развития.

Билет № 2. Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.

Адаптация – приспособление. Адаптируются к школе все.

Причины адаптации:

1. Объективные:

- изменение режима дня

- свобода действий

- учитель и его требования

- изменение отношений  в системе учитель-ученик, ученик-родители, ученик-ученик

- ношение рюкзака и  большого количества книг

- изменение режима питания

2. Субъективные

- отношение ребенка к  школе

- умение входить в новый  коллектив

- степень готовности

Виды  адаптации:

1. Психологическая  адаптация.

- знает одноклассников  всех по имени

- знает, как зовут учителя

- адекватно относится  к оценке учителя

- адекватно относится  к оцениваю себя одноклассниками

- адекватно оценивает  одноклассников

- интерес к школе и  внешний и внутренний

2. Медицинская  адаптация (физиологическая):

- если нет снижения  веса

- хорошо спит

- не заболел в течение  четверти

3. Социальная  адаптация:

а) Показатели адаптации:

- состояние здоровья

- отношение к требованием учителя

б) Уровни адаптации:

- высокий(1.5 месяца – 30% детей)

- средний (полгода – 55%)

- низкий (1 год и более  – 15%)

Помощь  учителя ребенку:

Учитель должен изучить особенности  проявления ребенка в период адаптации.

На  уроке:

- Если ученик неохотно  идет на общение с учителем, то не стоит настаивать.

- Если не задает вопросов, это не значит, что ему не  интересно. Ребенок просто не  привык к вашей манере общения.  Следует спросить другого, а потом вернуться к этому же ребенку.

На  перемене:

- Наблюдать, с кем общается  ребенок, с кем играет и во  что. Необходимо раз в неделю  пересаживать учащихся.

- Если ребенок не хочет  идти в школу, то можно ему  не делать это 1 день. Лучше  в пт или пн, но обязательно найти ситуацию, которая заинтересует ребенка.

Работа с родителями:

- Каждый день выходить на контакт.  Встречать и провожать детей.

Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как  может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем  сегодня. Учеба - это постоянное совершенствование  навыков, к этому надо приучать ребенка  с первых дней в школе.

На ошибки ребенка лучше  указывать не прямо. При наличии  ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.

Билет № 3. Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Возраст

1. хронологический (паспортный) – дата рождения

2. физиологический (опред. по состоянию организма, зависит от влияния образа жизни, времени, моды, связ. с акселерацией (паспортный и физиологический возрасты не всегда совпадают)).

3. психологический

Критерии:

- Социальная ситуация  развития( сочет. внутр. процессов Р., типичных для данного возраста, и внешних условий; отношения со взрослыми, сверстниками, с собой + соц. роль).

- Ведущая д-ть

- Сензитивный  период (период наивысшей чувствительности к развитию сторон психики)

- Новообразования (особенности психики, которые формируются в д-ти и характеризуют данный возраст в целом)

- Кризис

Р. ребёнка неравномерно, периодично. В основе построения возрастной периодизации лежит прохождение  кризисов, скачки, где количество переходит  в качество. Именно кризисы делят  возрастную периодизацию на возрастные периоды.

Кризис- особый непродолжительный период, в котором обостряются противоречия Р., приводя к резким изменениям в психике.

Общие признаки кризиса

1) Недлительные (варьируются примерно 1 год). Кризис разреш. переходом на новый возрастной этап Р. Через смену ведущей д-ти. Кризис протекает тяжело, если взрослые сопротивляются взрослению ребёнка.

2) Главное содержание  кризисов – перестройка соц. ситуаций Р. (мен.вед. д-ть) (перестр. отношения с тремя категориями людей: взр., сверстниками, самим).

3) Трудная воспитуемость детей. Ребёнок трудно поддаётся О. Ребёнок выпадает из системы, переживая кризис. Необходимо показывать полож. сторону взросления и не фиксир. на недостатках. Важно внешнее согласие (кризис 3-х лет:”я сам” – “хорошо ты будешь сам, но … встанешь на 1 час ”- трудность).

Каждому возрастному периоду  соответствует свой уровень физического, психического и социального (отношения  со взрослыми, друзьями и т.п.) Р.

Попытки понять неравном-ть Р. Иногда дети меняются очень заметно. Неравномерное Р. ребенка.

Цель – понять чем отлич-ся дети одного возраста от другого.

Разные  периодизации (по построению):

- моносимптоматические (1 показатель  Р. – симптом), начало ХХ века;

- полисимптоматические (много  показателей – симптомов).

Возрастная  периодизация:

- полная

- неполная (урезанная)

Неполная  периодизация используется для конкретного изучения определенного периода, например, период шк. возраста, который представляет интерес для исследования.

Учёт  возрастных особенностей – один из ведущих принципов в педагогике.

1) Нормированные нагрузки

2) Распорядок дня

3) Режим труда и отдыха

4) Смена видов д-ти

5) Выбор методов обучения

Акселерация (лат. “ускорение”) – это ускоренное физическое и отчасти психическое Р.в детском и подростковом возрасте. В этот период бурно прогрессирует физиология, а соц.Р. отстаёт.

Причины:

- Ускорение общих темпов  жизни

- Улучшение материальных  условий

- Радиоактивное загрязнение  окружающей среды

- Уменьшение кислорода  в воздухе 

- Комплексное воздействие  всех факторов

1. П.П.Блонский (Педология) – моно.

Все зависит от смены зубов.

1) Беззубое детство.

2) Молочнозубое детство.

3) Постояннозубое детство.

Отражается физиол. зрелость организма.

2. Стенли Холл.

Перенес биологич. законы рекапитуляции (повторения в индивид. Р. признаков, свойственных более ранней стадии Р.) на Р. ребенка.

В соотв-ии с этими законом-ми онтогенез вкратце повторяет  филогенез (историч.Р. орг-мов).

Реб. переживает все эпохи  Р. человеч-ва. Реб. не м. перепрыгнуть то общ-во, в кот.он находится (не м. достичь более высокого ур-ня Р., чем его общ-во).

3. Возрастная периодизация З.Фрейда.

В основе – психосексуальное Р. ребенка (Австрия).

4. Э.Эриксон. 

Ученик Фрейда. Добавил  в возр. периодизацию базисную потреб-ть возраста.

Удовлетв-ие потреб-ти – (+) Р., неудовлетв-ие – (-) ((+) или (-) Р. (базисное чув-во возраста)).

5. Возр. периодизация Л.С.Выготского.

Разрабатывал Выготский, некот. новые моменты добавил  Эльконин.

Выготский – выдвинул идею о том, что там, где есть Р. применяются законы Р., т.е. законы диалектики (науки о Р.). Диалектич. филос. привнёс в Ψ для рассмотрения дет. Ψ.

Осн. законы диалектики:

- переход колич-ых изменений  в качественные;

- закон отрицания отрицания;

- закон ед-ва и борьбы противоположности.

Переход колич. изменений в качественные.

Р. идет от простого к сложному, от близкого к далекому.

Р. – процесс не равномерный, в нем есть спокойные и кризисные  периоды.

Р. идет спиралеобразно (нов.ур-нь повторяет предыд., но на качественно нов. ур-не).

Закон отрицания отрицания

- если достигнут один  ур-нь Р., то он отрицает предыд.;

- если не достигнут ур-нь Р., то он отрицает то, что могло бы быть.

Эгоистич. тенденция (до 3х  лет реб. не замечал, что такое  м.б.).

Альтруистич. позиция.

В основе возр. периодизации лежит идея о смене вед. ДД, кот.происходит в кризисные периоды. Кризисн. периоды делят всё Р. на возр. периоды:

В процессе Р. последовательно  сменяют друг друга общение и  д-ть, которая являются ведущей.

0-1 (кр. рождения – кр. овлад. хожд-ем) à младенч-во (эмоц. общ-ние со взрослыми)

1-2(3) (кр. овлад. хожд-ем – кр. «я сам») à ранее детство (предметная ДД)

2(3)-6(7) (кр. «я сам» - кр. поступ. в шк.) à дошк-ый возр. (сюж.-ролевая игра)

6(7)-10(11)/12(13) (кр. поступ. в шк. – кр. подр. возр.) à мл.шк. возр. (учеб. ДД)

10(11)/12(13)-15(16) (кр. подр. возр. – кр. станов-я мировоззр.) à подр. возр. (общ.-пол. ДД, интимно-л. общ-е)

15(16)-25(30) (кр. станов-я мировоззр. – кр. 30 лет) à юнош. возр. (учеб.-проф. ДД, труд.ДД, общение на проф. основе)

В ПЕРИОД КРИЗИСА МЕНЯЕТСЯ ВЕД. ДД!!!

6. Даниил Борисович Эльконин.

(2я половина ХХ века).

На протяж. жизни чел. сначала  уделяет вним. больше общению, а затем  ДД

Эпохи:

- с рождения до 3 лет  – эп. раннего детства.

- с 3 до 10 (11) лет – эп. детства

- с 10 (11) до 15 (16) – эп. подр. возр. (отрочества)

Билет № 4. Взаимосвязь факторов развития и формирования личности. Биологический и социальный факторы психического развития.

Личность– человек как представитель общества, который свободно и ответственно выделяет свою позицию среди других (Слободчиков). Начало формирования личности 2-3 года. Личность формируется всю жизнь. Зрелая личность 30-35 лет. Развитие(от лат) – движение вперед.

Развитие – количественные и качественные изменения в организме и психике человека.

Количественные изменения  переходят в качественные преобразования физических, психических и дух.хар-р личности.

Рез-тат  развития – становление человека как биологического вида и социального существа.

Биологическ хар-ся физическим (внешняя оболочка) развитием, физиологическими (процессы) и биологическими (состав) изменениями.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"