Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

общ.псих.экзамен.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

7. Понятие восприятия. Виды восприятия. Индивидуальные особенности восприятия.

Восприятие— познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям.

Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия):

•зрительное;

•слуховое;

•осязательное (тактильное);

•вкусовое;

•обонятельное.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.

Восприятие окружающего  мира, как правило, комплексно; оно  представляет собой результат совместной деятельности различных органов  чувств. Более того, восприятие сложных  явлений предметного и социального  мира осуществляется прежде всего благодаря  участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести  речь о процессе восприятия в «чистом  виде» во многих случаях неправомерно.

В психологии существует деление  видов восприятия в зависимости  от участия в нем других психологических  образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное  процессу мышления) и др.

Индивидуальные особенности  восприятия

Восприятия и наблюдения человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Наличие общего в отображательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, делать понятные всем выводы, объективно воспринимать окружающий мир.

Впрочем, наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого  из нас. Это объясняется психическим  складом личности и апперцепцией. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств,  остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса.

Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В практике сложилась такая классификация основных типов восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.

В меньшей степени проявляют  склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать  прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.

Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности.

Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления  и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям.

 

 

8. Основные теории восприятия.

В современной психологии выделяют следующие теории восприятия:

• классическую психологию сознания (структурализм);

• гештальттеорию восприятия;

• перцептивную психофизику.

Структурализм

В. Вундт– разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость  интроспекции. Аналитическая: выделение  ощущений. Ощущение как отражение  свойства вещи (модальность, интенсивность, протяженность, длительность).

Г.Э. Мюллер: закон специфических  энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации).

Г.Т. Фехнер – сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S-П переживание. Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного образа на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.

Процесс восприятия: наложение  деталей. Опознание совершается  по отдельным признакам (удобно для  моделирования восприятия с помощью  машин).

Гештальттеория

Критика структурализма:

• отвержение механизма ассоциаций как главного;

• отвержение прошлого опыта.

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной  фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре(прегнантность). Круг – наиболее равновесная фигура.

В. Келер: принцип изоморфизма  – в стимуле и в психике  существуют идентичные структуры. Образ  просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как  процесс.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХОФИЗИКА

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула. Субъекгно-ориентированные теории:

теория бессознательных  умозаключений Г.Л.Ф. Гельмгольца; теория перцептивных гипотез Грегори; теория восприятия как процесса категоризации  Брунера.

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения  задачи.

Г.Л.Ф. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный характер бессознательного: 1) нет опоры на сознательные знания; 2) непреодолимость; 3) следует из прошлого опыта (по аналогии); 4) влияние привычки, тренировки.

Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.

Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта.

Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация  зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.

Процесс восприятия: предъявление объекта на очень короткое время  – первичная категоризация.

У субъекта уже есть перцептивная готовность на восприятие того или  иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению  из прошлого опыта в настоящий.

Поиск признаков. Если они  подтверждают категорию, то подтверждающая проверка.

Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам.

Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.

Ориентация на взаимодействие, познание как понимание реальности: источник построения образа – контакт  с объектом;

• не придается значения прошлому опыту – только настоящее время;

• восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами.

Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая  ниша, среда обитания субъекта (субъект  и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка информации) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать информацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия.

Мы воспринимаем не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенное™. Восприятие – психосоматический  акт живого наблюдателя. Извлечение информации – активный и непрерывный  процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (сравни с Мюллером).

 

9. Восприятие как перцептивная  деятельность. Факторы, определяющие  адекватность восприятия.

Восприятие – это сложная  познавательная Деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которая позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить и  так далее. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности  восприятия, т.е. понимания того, что  воспринимается и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. того, зачем и для какой  цели человек смотрит и слушает  в данный момент. Б.Г. Ананьев, который  посвятил этой проблеме большое количество исследований, выделял следующие  перцептивные действия:

- измерительные, позволяющие  оценить величину воспринимаемого  объекта;

- измерительные, сопоставляющие  размеры нескольких объектов;

- построительные, отвечающие за построение перцептивного образа;

- контрольные, сличающие  возникающий образ с особенностями  предмета;

- корректирующие, исправляющие  ошибки в образе;

- регуляторные, поддерживающие  необходимый уровень мышечного  тонуса для осуществления процесса  восприятия и др.

 

Все перцептивные действия формируются  при жизни человека в процессе практического оперирования объектами  восприятия, наблюдения и осваиваются, совершенствуются по мере накопления жизненного опыта. Исходным периодом формирования перцептивных действий является 2 – 3 год  жизни, но наиболее значимо позднее  время дошкольного возраста, а  так же школьный возраст. В связи  с этим очень важным моментом является специальная организация развития детей, обучение наиболее эффективным  перцептивным действиям в тех  или иных условиях восприятия. Процесс  восприятия нового объекта обычно носит  развернутый характер: анализируется  большое количество самых разных признаков предмета, более или  менее информативных. По мере развития восприятия (или по мере овладения  соответствующей Деятельностью), количество этих признаков сокращается, и остаются только самые значимые из них, которые  в дальнейшем выполняют сигнальную функцию. Происходит формирование оперативных  единиц восприятия – сенсорных эталонов, зрительных образов, хранящихся в памяти, с которыми человек сравнивает то, что воспринимает в данный момент (такими эталонами могут быть контуры  предметов, тон цветовой гаммы, градация громкости и высоты звука и  т.д.). Общее направление развития перцептивных действий в процессе опознания  объектов состоит в переходе от последовательного  разглядывания к симультанному (свернутому, моментному). Процесс развития восприятия в онтогенезе осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: становление  системы моторных (двигательных) компонентов  и усвоение, отбор сенсорных эталонов

 

Факторы, определяющие адекватность восприятия.

(текст для понимания вопроса!)

Можно выделить три группы таких факторов: характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания; параметры  текста и той реальности, которая  в этом тексте отражается; особенности  ситуации, в которой протекает  процесс восприятия и понимания.

Личностные факторы

Необходимость анализа личностных факторов восприятия и понимания  текстов обусловлена тем обстоятельством, что, поскольку в текстах отражены индивидуальные особенности их авторов, проблема понимания этих текстов  становится частью более широкой  проблемы межличностного общения.

В работах ряда исследователей определенное внимание уделено психологическим  особенностям переработки информации человеком как субъектом восприятия и понимания.

В этих работах доказано положение  о том, что личность воспринимает и перерабатывает информацию как  целостная система, обладающая индивидуальными  психофизиологическими, психологическими и социальными особенностями (функциональным состоянием анализаторов, различиями психических процессов, направленностью  и характерологическими свойствами, социально–классовой, идеологической принадлежностью и др.). Основное влияние на процесс восприятия (как  и весь процесс переработки информации) оказывают:

1) деятельностный статус индивида;

2) его социальный статус, связанный с принадлежностью  субъекта восприятия к определенной  социальной (профессиональной, классовой  и т.п.) среде;

3) социокультурный статус;

4) психологические особенности  личности.

Деятельностный статус

Рассматривая характеристики человека как субъекта восприятия и  понимания, следует указать прежде всего на характер осуществляемой им деятельности и меру его включенности в эту деятельность. В книге  инженера П.К.Энгельмейера "Теория творчества" (СПБ, 1910) приведен следующий пример: "Представителям разных профессий было предложено прочесть слово, в котором были пропущены всего две буквы: под о ный. Ответы получились весьма разнообразные. Ученый прочел "подробный", врач – "подкожный", моряк – "подводный", прокурор – "подложный", архитектор – "подпорный", гидротехник – "подсосный", кузнец – "подковный", секретарь Крестьянского банка – "подворный" и т.д.

И это понятно, поскольку  осмысление и понимание действительности возможно только в контексте целесообразной деятельности1 и обусловлено великим  многообразием явных и крайне сложно опосредованных целей, преследуемых человеком. Чем сложнее цели, тем  большее число взаимосвязей приходится учитывать, тем глубже требуется  проникать в сущность явлений  и тем большая степень понимания  достигается.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"