Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Ответы по КП.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

1. Основные  отрасли психологии. Отрасли клинической  психологии, специальной психологии. Связь клинической психологии  с другими отраслями научного  знания.

      Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии.

     Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности, взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

      Деонтология – совокупность нравственных норм профессионального поведения.

      Возрастная пси - психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия до смерти.

      Логопедия – раздел педагогики, который занимается нарушениями  речи, их преодолением и предупреждением. 

      Психиатрия – медицинская дисциплина, изучающая принципы и сущность психических болезней, их проявления, течение, способы их лечения и предупреждения, систему организации помощи больным (общая – психопатология; частная – конкретные психические заболевания).

     Медицина  – область научной и практической  деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению, сохранению и укреплению здоровья людей.

      Медицинская психология исследование  психологическими методами психические  проявления различных заболеваний и механизмов их возникновения, большое внимание при этом уделяется изучению роли в возникновении и течении болезней психогенно-травмирующих и иных психологических факторов, а также исследованию особенностей личностной реакции человека на свое заболевание.

      Дифференциальная психология исследует  всевозможные различия психики  людей: индивидуальные, типологические, этнические и др.

      Дефектология – комплекс наук, который занимается проблемами  обучения, развития лиц с различными нарушениями.

      Психофизиология изучает соотношение  взаимодействия биологического  и психического, физиологии высшей  нервной деятельности и психологии.

      Клиническая психология (Платонов) – наука, изучающая психологические  особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

     К  основным областям клинической  психологии можно отнести такие  как: 

     Патопсихология  – это наука, изучающая психологические закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни, устанавливающиеся в соответствии с нормой.

      Психосоматика - отрасль клинической  психологии, изучающее влияние психологических  факторов на возникновение ряда соматических заболеваний.

      Психология здоровья– это состояние  телесного, психического и социального  благополучия, а не только отсутствие  заболеваний.

      Специальная психология — отрасль  психологической науки, изучающая  закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.

 

2. Патопсихология  как отрасль клинической психологии.

      Патопсихология – это наука, изучающая психологические закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни, устанавливающиеся в соответствии с нормой. Основатель отечественной патопсихологии Зейгарник. Предмет – механизмы и закономерности развития, функционирования и распада психологической деятельности при психологической патологии.

      Принципы:

      - системный качественный анализ  нарушений ПД – исследование  конкретного человека, совершающего  реальную деятельность (не важно,  что осмысливает больной, важно  как, анализ ошибок);

      - синдромальный анализ – один симптом индикатор различных заболеваний (важно выявлять не только нарушение функций, но и оставшиеся сохранными формы ПД);

      - моделирование психической деятельности  в экспериментальных условиях;

       - апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений;

      -  активная позиция патопсихолога  во время эксперимента, рассматриваемого  как совместная с испытуемым  деятельность; 

      В патопсихологический синдром – это системное, закономерное, иерархическое сочетание симптомов, тут можно выявить первичные и вторичные синдромы.

    

3. Нейропсихология  как отрасль клинической психологии.

     Клиническая  нейропсихология – отрасль клинической  психологии, которая изучает мозговые  механизмы высших психических  функций на материале локальных поражений мозга. Основоположник нейропсихологии А. Р.Лурия, развивая идеи Л. С.Выготского разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

     Основными  методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А.Р.Лурия (представляет набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (различным видам восприятия, памяти, речевым функциям, мышлению), произвольным движениям и действиям).

     В  настоящее время в клинической  нейропсихологии интенсивно изучаются  новые синдромы, связанные с нарушением  межполушарного взаимодействия, с  поражением глубинных структур мозга.

      Центральной теоретической проблемой  нейропсихологии является вопрос  мозговой локализации ВПФ (высших  психических функций).

     Одним  из важнейших направлений нейропсихологии  является реабилитационное направление,  занимающееся восстановлением высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

     Психофизиологическое  направление в нейропсихологии  – направление, в задачу которого  входит изучение физиологических  механизмов нарушений высших  психических функций методами психофизиологии.

     Нейропсихология  детского возраста – направление  в нейропсихологии, изучающее  специфику нарушений психических  функций при локальных мозговых  поражениях у детей.

     

4. Психология соматически больного человека как отрасль клин психологии.

      Психосоматика — раздел клин  психологии, занимающийся изучением  психических факторов в развитии  функциональных и органических  расстройств.

      Психосоматические расстройства - психогенно  либо преимущественно психогенно обусловленные нарушения функций внутренних органов или физиологических систем (кровообращения, дыхания, пищеварения, мочеотделения и т.п.).

      Выделяют следующие виды психосоматических  расстройств:

      1. Психосоматические заболевания  в происхождении классических психосоматических заболеваний, к которым, как правило, относят: язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму, гипертоническую болезнь,

      2. Психосоматические реакции - это  кратковременные изменения со  стороны различных систем организма. К ним можно отнести: учащение пульса, повышение артериального давления, изменение частоты и глубины дыхания, покраснение или бледность кожных покровов, внезапную мышечную слабость,

      4. Соматоформные расстройства -  множество постоянных жалоб на неприятные и тягостные ощущения, по описаниям больных приближающиеся к сенестопатиям, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения.

      5. Конверсионные расстройства - это изменение либо утрата сенсорной или моторной функции, указывающее на физическое (органическое) нарушение, которое, однако, не обнаруживается. Такие симптомы являются выражением психологического конфликта или психологической потребности (например, «уйти» от психосоциального стресса).

     

5. Психология  труда и акмеология. Взаимосвязь  с клинической психологией

      Акмеология — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

      Психология труда – это область  психологии, изучающая психологические  процессы, состояния и закономерности  работы психики человека, связанные  с трудовой деятельностью. Выделяются следующие основные направления исследований: - способы повышения производительности труда - рационализация труда и отдыха, - формирование профессиональной мотивации - оценка профессиональной пригодности - оптимизация отношений в трудовых коллективах. - психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности - проблемы и кризисы профессионального развития - профессиональные стрессы и конфликты - психология безопасности труда.

    

6. Мозг  как материальный субстрат психики. Три блока мозга (А.Р.Лурия).

     А.  Р. Лурия предложил структурно-функциональную  модель мозга как субстрата  психической деятельности. Любая  ВПФ осуществляется при обязательном  участии всех трех блоков. Каждый  блок характеризуется особенностями  строения, физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций.

      Первый – энергетический –  блок включает неспецифические  структуры разных уровней: ретикулярную  формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные изменения активации.

      Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной  информации – включает основные  анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую,  корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

      Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием  психической деятельности – включает  моторные, премоторные и префронтальные  отделы коры лобных долей мозга.  К третьему блоку мозга относится  конвекситальная лобная кора  с ее корковыми и подкорковыми связями.

     

7. Условия  нормального функционирования психики.

      Нормальное функционирование психики  обеспечивается интегральной деятельностью  всей нервной системы и организма  в целом, то есть, можно сказать,  нервно-соматической интеграцией. Основой функционирования психики является деятельность центральной нервной системы.

      Психика человека является сложнейшей  функцией мозга, заключающейся  в психическом отражении материальной  действительности (субъективное отражение  объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой.

      Развитие психики реализуется  в форме филогенеза (становление  структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

      Психика имеет сложное строение, в ней можно выделить познавательные психические процессы, психические свойства личности и психические состояния. (Приложение 3)

      Биологической основой психической  деятельности является нервная  система. Работа нервной системы  обеспечивает контакты с внешним миром; реализацию намеченных целей; координацию и согласование работы внутренних органов; целостную адаптацию организма.

     

8. Понятия нормы и отклонений от нее.

      Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания.

Первое — статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"