Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психологии 1 курс.docx

— 475.38 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет психологии, ее цели и задачи.

В научном употреблении термин «психология» впервые появилась  в 16 В. Задачи: выявлять сущ.псих. явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания. Главная задача прежде всего установление зависимости псих. явл. от объективных условий жизни и деятельности чел. Задачи решением которых заняты психологи, обуславливает с одной стороны необходимость взаимосвязи психологии с др. науками, а с другой выделение внутри самой псих. науки спец. Отраслей, занятых решением псих. задач в той или иной сфере общества. Цель псих.раскрыть закономерности лежащие в основе проявления, формирования и развития псих. явл. Проявление псих. свойственны людям и животным.

 

  1. Общее понятие о психике и психологии как науке и учебном предмете.

Психология — наука  и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение  психологических явлений было предпринято  древне греческим ученым Аристотелем  в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное  экспериментальное исследование психических  явлений и их закономерностей  началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно, научная психология начала складываться и того позже  — на рубеже XIX и XX вв.

Проявления психики человека очень многообразны. И все они  существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характера простой суммы, совокупности отдельных психических  проявлений, а представляет собой  единую, целостную психическую деятельность.

Предварительно же отметим, что психология изучает так называемые психические процессы и психические  свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или  виды психической деятельности. В  психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего  мира). Это ощущение отдельных свойств  предметов (различный цвет, различные  звуки, вкусовые, обонятельные ощущений и т. д.), восприятие (предметов, вещей  в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются  еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические  особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент  как проявление типа нервной системы  в поведении человека — активность, возбудимость и т. д., характер).

психология изучает также  различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое  условие любой деятельности и  т. д.).

 

  1. Структура и функции психики.

Структура психики(лат. structura– взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством ее компонентов, обеспечивающих целостность ее функционирования. В связи с этим она понимается как неразложимая на отдельные элементы система устойчиво воспроизводящихся в ходе непрерывно меняющихся (протекающих во времени) психических процессов (напр., ощущений, восприятия и т.д.). В отечественной психологии признается наличие нескольких уровней психических структур, связанных иерархическими (соподчиненными) отношениями. В их перечне выделяются психические познавательные и эмоционально-волевые процессы, психические образования и психические свойства. В структуре психики они функционируют комплексно, однако каждая из них, являясь относительно самостоятельным элементом, решает присущие только ей задачи психической деятельности. Так психические процессы (ощущения, восприятие, представления и др.) обеспечивают непосредственное отражение свойств и качеств внешней среды в сознании человека. Психические образования (знания, навыки, умения и др.) предопределяют объем и качество воздействия (деятельности) самого человека на окружающий мир. Психические свойства (направленность, характер, темперамент и др.) обусловливают поведение человека, прежде всего то, как он поступит в той или иной конкретной жизненной ситуации. В основе формирования и последующего развития каждого из структурных элементов психики человека находятся психические функции, которые представляют собой сложные, социально обусловленные прижизненно складывающиеся системные психические явления. Они исследованы и обоснованы Л.С.Выготским и в последующем развиты А.Р.Лурия и другими отечественными психологами. В основе современных представлений о функциях психики, как сознательных формах психической деятельности, лежат научные положения об общественно-историческом происхождении психики человека и ведущей роли деятельности в формировании его сознания. Признается, что психические функции человека обладают большой пластичностью и взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Их формирование характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это превращение получило название интериоризации (лат. interior– внутренний). По своей сути это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Иными словами функцию интериоризации можно понимать как преобразование структуры внешней (предметной) деятельности в структуру внутреннего плана сознания. На первых этапах формирования рассмотренной высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности и опирается на относительно простые сенсорные (чувствительные) и моторные (двигательные) процессы. В дальнейшем эти действия как бы «свертываются», становясь своеобразными автоматизированными умственными действиями. Это явление в психологии раскрывается посредством второй из высших функций психики, обозначаемой понятием автоматизация. В этом случае деятельность человека может рассматриваться как управляемая подсознанием. На первых этапах своего формирования рассмотренные основные психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, опирающуюся на относительно элементарные чувствительные и моторные процессы. Затем эта деятельность «свертывается», приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и их психологическая структура. Психофизиологической основой основных функций психики являются сложные функциональные системы, включающие большое количество афферентных (лат. afferens– приносящий) и эфферентных (исполнительных) звеньев. Часть из них жестко закреплена за определенными мозговыми структурами, другая же часть обладает высокой пластичностью и может заменять друг друга. Это и лежит в основе механизма перестройки функциональной системы в целом. Следовательно, каждая из психических функций связана с работой не одного лишь какого-либо отдела мозга человека. Она является результатом его системного функционирования в целом, в котором различные мозговые структуры принимают соответствующее дифференцированное участие. Именно это и обеспечивает регуляцию поведения и деятельности.В ряде учебных изданий познавательные и эмоционально-волевые процессы рассматриваются как самостоятельные структурные компоненты психики.

  1. Краткая характеристика отраслей психологии.

Современная психология —  это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним  предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости  от того, чью психику исследуют, какой  ее аспект, в каких условиях. Поэтому  классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации  отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая  психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального  развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная  психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

 

  1. Теоретические направления и подходы в психологическом исследовании. Классификация методов исследования.

Главная задача психологии состоит  в исследовании псих.  явлений.

Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а  также животные, обладающие психикой, - как носители психики.

Психология имеет свои методы научных исследований – это  приемы и средства, с помощью которых  получают сведения, необходимые для  вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Надежность метода – это хар-ка метода, показывающая устойчивость, постоянство рез-тов, получаемых с его помощью.

Валидность м. – важнейший критерий доброкачественности, характ-щий точность измерения исследуемого свойства, оценка адекватности м-да.

Все методы можно разделить на 2 большие группы: на объективные и субъективные.

Субъективные базируются либо на самооценке испытуемых, либо на точке зрения психолога-исследователя на проблему.

К ним относят: наблюдение, опрос и тесты (т-опросник и т-задание).

Наблюдение: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.

Опрос: устный, письменный, свободный, стандартный, беседа.

К объективным: эксперимент и тесты (объективные и проективные).

Эксперимент: естественный, лабораторный.

Еще одну группу методов образуют методы моделирования. Применяются, когдаиспользование других методов затруднено. 

Методы псих-гии – совокупность способов и приемов изучения псих.явлений.

  1. Организационные – определяют способ орг-ции иссл-ния.
  2. Эмпирические – метод сбора первичной инф-ции.
  3. Обработки данных – статистические м-ды, кот. позволяют произвести количественн. обработку первичной инф-ции.
  4. Интерпретационные – различные приемы объяснения и сопоставления.
  5. Воздействия (коррекции) – влияние на псих.явления с целью изменения

 

  1. Эмпирические методы психологического исследования.

Слово «эмпирический» буквально  означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исслед., оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом.

Методики выборочного  исследования

Точность измерения 

Данные, получаемые в результате измерений психол. переменных, представляют собой лишь наблюдаемые значения этих переменных (Х0). «Истинные» значения (Хi) всегда остаются неизвестными. Их можно только оценить, и эта оценка зависит от величины ошибки (Хe) присутствующей в любом отдельно взятом Х0.

Контроль в эксперименте

В эмпирическом исслед. существует 3 вида переменных, влияющих на ход эксперимента: а) независимые переменные, б) зависимые переменные и в) промежуточные, или посторонние, переменные. Первые 2 вида переменных включаются в эксперим. план самим исследователем; переменные третьего вида не вводятся исследователем, но всегда присутствуют в эксперименте — и их следует контролировать. Независимые переменные связаны с условиями окружения, к-рыми можно манипулировать в эксперименте, или отображают эти условия; зависимые переменные связаны с поведенческими результатами или отображают их. Цель эксперимента заключается в том, чтобы варьировать условия окружения (независимые переменные) и наблюдать происходящие при этом поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя (или устраняя эффекты) влияния на них любых др. (посторонних) переменных.

Экспериментальные планы 

Как правило, в эмпирическом исслед. используются 3 осн. типа эксперим. планов: а) планы проверки гипотезы, б) планы оценки и в) квазиэкспериментальные планы. Планы проверки гипотезы обращаются к вопросу о том, влияют ли независимые переменные на зависимые переменные. Статистические критерии значимости, использующиеся в этих экспериментах, как правило, двусторонние; выводы формулируются в терминах наличия или отсутствия влияния манипулирования условиями окружения на поведенческие результаты и изменения в поведении.

Квазиэкспериментальные планы сходны с планами проверки гипотез, за исключением того, что в таких планах независимые переменные оказываются либо недоступными для манипулирования, либо ими не манипулируют в эксперименте.

Роль статистического  анализа 

Психол. исслед., эмпирическое или нет, опирается гл. обр. на данные, получаемые на выборках.

  1. Метод тестирования и психодиагностические методы. История и условия научной разработки в применении тестов.
  2. Это спец. образом разработанные вопросы и задания. Ответы оцениваются по измерительным шкалам в числовой форме. Нашли широкое применение при инд-ном отборе персонала, форм-нии управленческих команд, оценке псих.состояний человека. Достоверность достигает 97%. Комплексное применение бланковых процедур с аппаратурными методиками.
  3. По форме решаемых диагностических задач различают:
  4. - самооценочные (испытуемому предлагается самому оценить свои инд.-личностные качества)
  5. - диагностические (выполнение тестового задания без его псих.интерпретации)
  6. - проективные (задание с неоднозначным решением)
  7. -тест-задачи (наличие той или иной псих.характеристик)
  8. По виду диагностических средств:
  9. Бланковые – список вопросов либо утверждений и бланк для ответов
  10. Аппаратурные – заложены в пр-ме устройств
  11. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми (по форме проведения),
  12. личностые,  т.спец.способностей, т.достижений, т.интеллекиа (по изучаемому признаку),
  13. для класс-ции, распределения, отбора (по цели)
  14. вербальными и действенными и пр.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"