Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психологии 1 курс.docx

— 475.38 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основные функциональные блоки мозга (по А. Р. Лурии): их роль в психических процессах и состояниях.

В нейропсихологии  на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата  психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.

В начальной стадии формирования мотивов в любой  сознательной психической Деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно 1 блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической Деятельности. 1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической Деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ Деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия Деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической Деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

 

  1. Психологическая характеристика сознания человека в отечественной и зарубежной литературе.

Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.

Сознание —  это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, — это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познава¬тельные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, вооб¬ражение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде, любого из указанных познавательных психических процессов неиз¬бежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — это различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопо¬знание, то есть обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» — сложный путь, ко¬торый проходит каждый человек в детстве (подробнее см. «Развитие психики в онтогенезе»).

Третья характеристика сознания — целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятель¬ности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регули¬рование поведения и деятельности человека. Сознание человека обес¬печивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосред¬ственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.

Четвертая психологическая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» — так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмо¬ций, которые отражают сложные объективные и субъективные отно¬шения, в которые вовлечен каждый человек.

Таким образом, все  психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном  смысле его реальным сознанием. «Язык  есть практическое, существующее и  для других людей, и лишь тем самым  существующее также и для меня са¬мого, действительное сознание...» (К. Маркс).

 

  1. Теории сознания в истории психологии,

Существует множество  теорий о механизмах сознания, в  которых предпринимается попытка  сформулировать необходимые и достаточные  условия для возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельных структур или нейронных  сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через  специальные когнитивные операции - мышление, воображение, запоминание  и желание. На деле эти два подхода  не исключают друг друга, так как  специальные операции, связанные  с сознанием, реализуются с участием особых нейронных сетей, находящихся  в конкретных структурах мозга.Изучая процессы концентрации и индукции возбуждения, их распределение по коре, И.П. Павлов создал теорию сознания, которая получила название теории “светлого пятна”. Он связывал сознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре. При этом сознание не обязательно связано с символьными операциями - второй сигнальной системой и речевой деятельностью. По И.П. Павлову, сознание есть у человека и у животных.

Изучая поведение  собак в условиях свободного их перемещения  в манеже, И.С. Бериташвили выявил эффект сенсорного обучения. Он нашел, что образ целевого объекта - пищи и места ее нахождения - формируется быстро, фиксируется и легко извлекается из памяти, когда нужно удовлетворить биологическую потребность. В связи с тем, что эти результаты не укладывались в простую рефлекторную схему, он ввел понятие психонервной деятельности, которая оперирует образами. Он предположил, что внешняя среда всегда сравнивается с ее отражением - репрезентациями, хранящимися в памяти. Это характерно как для человека, так и для животных. Поведение строится на основе психонервных механизмов мозгового отображения. Формирование образов он связывает с функцией звездчатых клеток. Они не посылают свои аксоны за пределы коры, так как относятся к внутренним клеткам коры и имеют самостимулирующую обратную связь. Возбуждение может циркулировать по цепочке звездчатых нейронов. Такая локальная реверберация возбуждения рассматривается как основа для формирования сложного образа. Звездчатые нейроны создают материальный субстрат для сознания и служат механизмом для психонервной деятельности, когда нельзя разделить психическое и физиологическое.

 

  1. Структура сознания по А. В. Петровскому и В. П. Зинченко.

  1. Сущность самосознания, Я-концепции, самооценки, уровня притязаний и самоуважения, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Псих сущность самосознания заключается в том, что в отношении личности к себе заложена способность ее самосовершенствования. Познание своих особенностей помогает человеку менять себя, корректировать свои действия, преодолевать негативное. Психология каждого человека сложна и многогранна, она имеет глубинный пространство.

Самосознание  обеспечивает установление равновесия между внешними влияниями и внутренним состоянием субъекта, определяет формирование сознательного поведения человека. С одной стороны она выступает  как результат развития личности, с другой - как регулятор этого  процесса. Итак, самосознание объединяет познания и переживания. В этом проявляется  целостность, единство человеческого Я.

Психологическое значение самосознания заключается  в том, что каждый человек не только познает, но и творит сама себя, утверждает свою самоценность, право на саморазвитие, самовоспитание, самообразование.

Самооценка - Это  осознание собственной идентичности независимо от внешних воздействий. Она состоит в процессе познания человеком себя. По содержанию самооценка различается как завышенная, заниженная и адекватная, именно последняя способствует развитию человека. Завышенная или заниженная затрудняют этот процесс. То, как человек оценивает себя - переживания достоинства, самоудовлетворения, самоуважение, или унижение, чувство неполноценности частично зависит от его социального статуса, но еще более от оценок, которые она получает от значимых для нее человек (Шибутани, 1969).

Самопознание  связано с самоанализом и самокритичностью, дающие возможность каждому глубже познать самого себя осознать духовный рост, а также стимулировать свое развитие. Высший уровень саморазвития человека включает выбор ценностей, моральных норм, образа жизни, профессии.

Самопознания  обнаруживает потребность человека в самодостаточности и самоутверждения. В личностном и социальном планах самоутверждения имеет различные  формы: на положительном полюсе -подвиг как высшее вид социально -ценностного самоутверждения, на негативном - правонарушения как форма асоциального поступка. Особенно важно самоутверждение в молодые годы - в учебе, работе, взаимоотношениях между людьми. Оно ассоциируется в первую очередь с самостоятельностью, самоответственность, самоинициативою, самодостаточностью.

Высокий уровень  самосознания ведет к саморазвитию и самовоспитанию.

«Я - концепция» - это проявление самосознания, динамическая система представлений человека о себе. Она формируется под  влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшей саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с окружающим ее миром.

В отличие от самосознания образ «Я» , кроме осознанных компонентов, содержит неизвестное «Я» на уровне самочувствия, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность, индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармоничности. «Я» - концепция изучается науками о человеке и обществе.

 

  1. Понятие о внимании. Значение внимания в жизни человека.

Внимание характеризуется  следующими свойствами: объемом, распределяемостью, концентрацией, устойчивостью и переключаемостью.

Внимательность как черту  личности следует отличать от психических  состояний Внимательность и рассеянность как временные психические состояния  наблюдаются у каждого человека, независимо от того, выработаны у него или нет соответствующие черты  характера 

Для состояния внимательности характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный побьем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию

Состояние вниматечьности может возникнуть при повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание

Мировоззрение, убежденность, идеалы человека оказывают значительные влияние па то, какие предметы вызывают сосредоточение ею сознания. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.

Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как  черта характера, выражающая отношение  к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью членов коллектива должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится и к преподавателю, для которого жизнь учащихся и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.

 

  1. Теоретические трактовки внимания.

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают  с таким свойством нашей психики, как Внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как  бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как  сложное психическое явление, выделяют Ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в Отборе значимых, Релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и Игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция Удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться  как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами Интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Синонимами Слова произвольное (внимание) являются слова Активное или Волевое. Все три термина  подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание – это сознательно  регулируемое сосредоточение на объекте.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"