Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
В нейропсихологии
на основе анализа клинических данных
была разработана общая структурно-
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.
В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической Деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно 1 блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической Деятельности. 1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической Деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ Деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия Деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической Деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.
Чтобы лучше понять
суть сознания, следует остановиться
на его психологических
Сознание — это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, — это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познава¬тельные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, вооб¬ражение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде, любого из указанных познавательных психических процессов неиз¬бежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — это различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопо¬знание, то есть обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» — сложный путь, ко¬торый проходит каждый человек в детстве (подробнее см. «Развитие психики в онтогенезе»).
Третья характеристика сознания — целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятель¬ности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регули¬рование поведения и деятельности человека. Сознание человека обес¬печивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосред¬ственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.
Четвертая психологическая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» — так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмо¬ций, которые отражают сложные объективные и субъективные отно¬шения, в которые вовлечен каждый человек.
Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня са¬мого, действительное сознание...» (К. Маркс).
Существует множество
теорий о механизмах сознания, в
которых предпринимается
Изучая поведение собак в условиях свободного их перемещения в манеже, И.С. Бериташвили выявил эффект сенсорного обучения. Он нашел, что образ целевого объекта - пищи и места ее нахождения - формируется быстро, фиксируется и легко извлекается из памяти, когда нужно удовлетворить биологическую потребность. В связи с тем, что эти результаты не укладывались в простую рефлекторную схему, он ввел понятие психонервной деятельности, которая оперирует образами. Он предположил, что внешняя среда всегда сравнивается с ее отражением - репрезентациями, хранящимися в памяти. Это характерно как для человека, так и для животных. Поведение строится на основе психонервных механизмов мозгового отображения. Формирование образов он связывает с функцией звездчатых клеток. Они не посылают свои аксоны за пределы коры, так как относятся к внутренним клеткам коры и имеют самостимулирующую обратную связь. Возбуждение может циркулировать по цепочке звездчатых нейронов. Такая локальная реверберация возбуждения рассматривается как основа для формирования сложного образа. Звездчатые нейроны создают материальный субстрат для сознания и служат механизмом для психонервной деятельности, когда нельзя разделить психическое и физиологическое.
Псих сущность самосознания заключается в том, что в отношении личности к себе заложена способность ее самосовершенствования. Познание своих особенностей помогает человеку менять себя, корректировать свои действия, преодолевать негативное. Психология каждого человека сложна и многогранна, она имеет глубинный пространство.
Самосознание
обеспечивает установление равновесия
между внешними влияниями и внутренним
состоянием субъекта, определяет формирование
сознательного поведения
Психологическое значение самосознания заключается в том, что каждый человек не только познает, но и творит сама себя, утверждает свою самоценность, право на саморазвитие, самовоспитание, самообразование.
Самооценка - Это
осознание собственной
Самопознание связано с самоанализом и самокритичностью, дающие возможность каждому глубже познать самого себя осознать духовный рост, а также стимулировать свое развитие. Высший уровень саморазвития человека включает выбор ценностей, моральных норм, образа жизни, профессии.
Самопознания
обнаруживает потребность человека
в самодостаточности и
Высокий уровень самосознания ведет к саморазвитию и самовоспитанию.
«Я - концепция» - это проявление самосознания, динамическая система представлений человека о себе. Она формируется под влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшей саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с окружающим ее миром.
В отличие от самосознания образ «Я» , кроме осознанных компонентов, содержит неизвестное «Я» на уровне самочувствия, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность, индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармоничности. «Я» - концепция изучается науками о человеке и обществе.
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределяемостью, концентрацией, устойчивостью и переключаемостью.
Внимательность как черту
личности следует отличать от психических
состояний Внимательность и рассеянность
как временные психические
Для состояния внимательности характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный побьем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию
Состояние вниматечьности может возникнуть при повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание
Мировоззрение, убежденность, идеалы человека оказывают значительные влияние па то, какие предметы вызывают сосредоточение ею сознания. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.
Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью членов коллектива должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится и к преподавателю, для которого жизнь учащихся и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.
Важнейшей особенностью протекания
психических процессов является
их избирательный, направленный характер.
Этот избирательный, направленный характер
психической деятельности связывают
с таким свойством нашей
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют Ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в Отборе значимых, Релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и Игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция Удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является Регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами Интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.
Синонимами Слова произвольное (внимание) являются слова Активное или Волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.