Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

1. Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)
2. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)
3. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.
4. Русская психология в 17-19 вв.
5. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.

Файлы: 1 файл

ShPOR_istoria_PSIKhOLOGIi.docx

— 116.06 Кб (Скачать файл)
  1.  Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)  

Философ-материалист Бенедикт Спиноза. Главное сочинение – «Этика». Основная цель сочинения – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. Есть только одна субстанция - существует сама в себе и представляется сама через себя. «Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же». Спиноза различает собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, т.е. ей свойственно существовать. Свойства субстанции:1.она ничем ни производится, она не сотворена.2.она вечна, бесконечна.3.в ней нет целей, она действует только по необходимости.

Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия. В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.

Томас Гоббс На его мировоззрение оказало влияние общение с Ф. Бэконом, Галилеем и Декартом. Согласно Гоббсу, философия — это наука о телах: о природных, естественных, физических телах и теле человека (философия природы), искусственных телах, или государстве (гражданская, или политическая, философия), философские работы: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Все, что относилось к области духовных ценностей, из философии Гоббса исключалось. Он полагал, что мир состоит из телесной субстанции. Основным свойством телесной субстанции является движение. Все психические свойства человека - ощущения, эмоции, мышление — результат, а точнее, побочное следствие движений, распространяющихся внутри органов чувств, сердца и мозга. Так возникла концепция психики как эпифеномена (побочного продукта) реальных материальных процессов в физическом мире. Механизм мышления описывался Гоббсом через арифметические операции «сложения и вычитания». Умственные способности развиваются при помощи речи и метода (сочетания индукции и дедукции)

  1. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)

Д. Беркли принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. главным аргументом был эмпиризм — учение о том, что источником знания служит чувственный опыт, т. е. образуемый ассоциациями. Согласно Беркли, опыт —это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др. В своем труде «Опыт новой теории зрения» Беркли детально проанализировал чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел. Физика предполагает, что это ньютоново пространство дано объективно. По Беркли же, оно — продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания, тогда как «быть — значит быть в восприятии».

Д.Юма.Что Вопрос о том, существуют или не существуют независимо от нас физические объекты, он полагал теоретически неразрешимым (такой взгляд называется агностицизмом). Мнение Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как об особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены. Предположение о такой спиритуальной, бестелесной субстанции защищал, в частности, Беркли, отвергший субстанцию материальную. Согласно же Юму, называемое душой — нечто вроде сценических подмостков, где проходят чередой сцепленные между собой ощущения и идеи.

Юм  видел в ассоциациях единственный механизм связи идей. Он был далек  от того, чтобы считать, будто восприятия и их связи имеют какое-нибудь отношение к внешнему миру и телу. Он открыто признается в том, что  у него нет никакого представления  ни о том месте, где протекает  смена одних ассоциаций другими, ни о том материале, из которого состоит  душевный мир.Нет не только объекта восприятия, нет самого субъекта, их носителя. Личность для Юма — это не что иное, как «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении».Изложение философско-психологической системы Юма показывает, что она пронизана духом крайнего субъективизма.

Давид Гартли теория принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью теории Гартли было установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество.

Учение  о психике основано на ньютоновском понимании человека: психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схема работы организма, где ключевым понятием является вибрация. В психике выделяются два круга вибраций - большой и малый.

Работа  большого круга вибрации: вибрации в окружающей среде приводят в  движение нервы, по которым вызываются вибрации в мозговом веществе, а  они, в свою очередь, передаются в  мышцы. Параллельно с этим в мозгу  возникают, сочетаются и сменяют  друг друга психические ≪спутники≫ вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Функцией большого круга вибрации является регулирование поведения. Между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше чело- век их помнит. В психике существуют неосознаваемые представления и идеи, т. е. границы сферы душевной жизни расширились и включают в себя не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Объектом объяснения является поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей.

Душевная  жизнь человека строится через механизм ассоциации на основе трех простейших элементов:

1) ощущений, формирующихся на основе  вибрации органов чувств;

2) представлений (идеи ощущений), основанных  на вибрации следов предмета  в малом круге, происходящих  в отсутствие самого предмета;

3} чувств, отражающих силу вибрации.

 

  1.  Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.

Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) выделял лишь один источник опыта - ощущение, а первичным ощущением, на котором основано все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, является обоняние. Существует следующая схема формирования всех психических способностей через первичность обоняния:

1) этап первый - возникает ощущение  запаха и, неоднократно повторяясь, трактуется как опыт, который  включает в работу память. Внимание  появляется при определенном, более  сильном по сравнению с другими  ощущении. С возникновением памяти  формируются два ощущения - прошлое  и наличное;

2) этап второй - возникает суждение, также основанное на ощущении, так как внимание по отношению  к двум ощущениям дает сравнение;

3) этап третий - возникновение потребности  на основе сравнения двух ощущений - удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны,  так как без познания второго  невозможно понимание первого.  Однако понять разницу между  ними человек может, только  сравнив их, а сравнение есть  результат ощущения;

4) далее на основе потребности  возникает воображение, задача  которого сводится к восстановлению  образа, соответствующего потребности;

5) на основе потребности создаются  воля и желание;

6) взаимодействие организма со  средой также осуществляется  с помощью ощущения, которым на  этот раз является осязание. Именно  через силу воздействия организма  на предмет или, наоборот, предмета  на организмвначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляется понимание и осмысление этого предмета как части окружающей среды.

Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма, и не делается различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения. вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляется понимание и осмысление этого предмета как части окружаю-

щей среды.

Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751). Естественнонаучный подход к проблеме человека и его психики. Отвергает дуализм Декарта: приписывает материи на ряду с протяженностью, способность к движению (движущую силу), способность к ощущению и мышлению. Нет души как особой субстанции. Животные имеют способность чувствовать, а не являются простыми машинами. Человек рассматривается как часть природы. Указывает на преемственность развития от животных к человеку (трактат «Человек – Растение). Сознает что, изучение природы будет неизменно создавать неверующих людей. Источники превосходства человека над животными: 1)-Человек – высшая ступень в развитии природы; 2)-Образование, воспитание.

Душа  – это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой  идеи, и которым здравый ум может  пользоваться лишь для обозначения  той части нашего организма, которая  мыслит (трактат «Человек – Машина).Разделяет позиции Локковского эмпиризма: только опыт и наблюдение является источником познания. Познание сводится к воображению и вниманию. Воображение – способность фантазировать, суждение, размышление и память. Не делает различия между чувственным и мысленным началом в организме. Познание – начинается с ощущений и сводится к построению образов, с помощью воображения. Порядок в эту деятельность вносит внимание. Познание – акт свободы и требует воли, которая «известна под названием внимания – матери наук». Выделил потребности, как своеобразную сторону душевной жизни и подчеркивал их особую роль в поведении. Чем больше потребностей, тем больше ума. Основные потребности – в пище, безопасности, размножении, наслаждении. Счастье состоит в удовлетворении органических потребностях и телесных удовольствиям. Высшие удовольствия  производные от чувственных и доступны немногим людям.

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Его мучила проблема откуда берется неравенство умов. Человек рождается с памятью. Все умственные операции сводятся к ощущениям, игнорирует качественное своеобразие мышления. Выполнять все умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания, внимание предполагает усилия, человек лишенный желания не будет проявлять внимания. При одинаковой  заинтересованности познания люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание. Интерес предполагает стремление к счастью, а счастье – физические удовольствия. В них начала всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви и др. ® вопрос о зависимости неравенства умов от совершенства органов чувств. Дает отрицательный ответ. Вопрос о связи между умом и географическими условиями расовыми различиями между людьми, пищей, темпераментом. Нет связи. Таким образом все люди обладают равными предпосылками для развития своих умственных способностей. Существует две причины неравенства умов – случай, стремление, страсть к славе. Страсть – источник умственной активности, продукт воспитания. Биологизирует понятие интереса: жажда славы – замаскированная жажда наслаждений. Общий вывод Гельвеция: «неравенство умов можно объяснить воспитанием, ибо воспитание делает нас тем, кем мы являемся».

Дени Дидро (1713 – 1784). Полемизировал с Гельвецием. Высказывал материалистические и диалектические идеи в понимании сознания, природы человеческих интересов и страстей. Дал трактовку способностей, признал их врожденность. Критиковал сенсуализм Гельвеция, указывал на специфику мышления, Высказывал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом

Французский врач и философ, академик Французской  академии. Медицинское образование  закончил в Париже в 1783 г. Был главврачом больницы, профессором Парижской  медицинской школы. По своим философским взглядам П. Кабанис являлся одним из представителей французского механистического материализма 18 в. В его лице, по определению К. Маркса, школа французского материализма «…достигла своего кульминационного пункта» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 2, с. 140) как продолжение, с одной стороны, материалистических сторон учения Р. Декарта, с другой – сенсуализма Локка (J.Locke). Первоисточник явлений общественной жизни П. Кабанис искал в «природе человека», в его «материи», т. е. сводил к физиологии и медицине, абсолютизируя их. Он считал, что в самом человеке заложены вечные принципы, единственное прочное основание, определяющее его права и обязанности. Медицина, по его мнению, интегрируя общественные (историю и этику) и естественные (физику и химию) науки, должна стать законченной системой в познании законов природы и служить совершенствованию человека. Поэтому он рекомендовал законодателям в первую очередь руководствоваться указаниями врачафизиолога, «тщательно собирающего все факты, какие может доставить изучение человека в здоровом и больном состоянии». П. Кабанис предложил ряд реформ по улучшению больничного дела и системы подготовки врачей, крые изложены в его работах «Замечания о больницах» и«О народном просвещении».

Завершающий период в развитии французского представлен  врачом-философом П. Кабанисом (1757– материализма 1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышление – функция мозга. Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдениями, сделанными в кровавом опыте революции. Говоря о сознании как функции головного мозга, Кабанис имел в виду следующее: к внешним продуктам мозговой деятельности относится выражение мысли словами и жестами; за самой же мыслью скрыт неизвестный нервный процесс.

 

  1.  Русская психология в 17-19 вв.

Русская психологическая мысль  в XVIII в. Развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"