Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

1. Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк)
2. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм)
3. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 17-19 вв.
4. Русская психология в 17-19 вв.
5. Становление немецкой эмпирической психологии во 2-ой половине 18 века - 1-ой половине 19 века.

Файлы: 1 файл

ShPOR_istoria_PSIKhOLOGIi.docx

— 116.06 Кб (Скачать файл)

 

  1. Теория поля К. Левина.

Рассматривая  проблему мотивации К. Левин выдвинул свою теорию поля. По Левину, протекание деятельности целиком сводится к конкретной совокупности условий сущес-твующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает как факторы внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Основные тезисы, выдвинутые Левином таковы: 1. Анализ поведения должен исходить из данной ситуации. Ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту. 2. Объяснение должно быть психологичным, то есть основными единицами анализа должны быть воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые представляют ему различные возможности для действия, причем, учитываться должно не только данное феноменально действующему субъекту в нем самом и окружении, но и не представленное в переживании, и тем не менее, влияющее на поведение. 3. В основе любого поведения лежат некоторые силы. 4. Одинаковое поведение не всегда вызвано одинаковыми причинами (конструктивный метод ). 5. На поведение действует только то, что происходит здесь и теперь : прошлые и будущие события действенны только как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Нельзя без проверки сводить наличное поведение к более ранним событиям. 6. Психологические ситуации должны по возможности представляться в математической форме, дабы облегчить их научную обработку. Так, поведение (V) есть функция личностных факторов (Р) и окружения (U).

V = f ( P, U )

М - сенсомоторная пограничная зона, выполняющая роль посредника между окружающим миром (U) и внутриличностными областями (IP), которые подразделяются на центральные (Z) и переферические (Р). 
 
Раскрывая эти теоретические положения, Левин предлагает две модели: модель личности, оперирующую энергиями и напряжениями, и модель окружения, оперирующую силами и целенаправленным поведением.

2.1. Модель личности

Для Левина личность представляет собой  систему, состоящую из многочисленных, не пересекающихся друг с другом областей, каждая из которых соответствует  определенной цели действия, будь то устойчивое стремление, которое можно обозначить как потребность ( мотив ), или сиюминутное желание. Области структуры личности могут также представлять определенны активности или знания субъекта. Степень сходства областей зависит от их близости. Максимально похожие области имеют общую границу. Числом же погра-ничных областей определяется близость данной области к “Я”, ее личностная ценность, личностная значимость целей действий. Граница между областями может обладать различной прочностью и, таким образом, обеспечивать связь между разными областями. Отдельные области модели личности могут отличаться по напряжению. Для напряженной системы характерна тенденция к уравниванию напряжения с соседними областями. Левин представляет два основных способа разрядки напряженной системы: 1. Взаимодействие с пограничной областью. Напряженная система начинает определять поведение до тех пор, пока не достигается цель действия. 2. Диффузия, которая зависит от прочности границ с соседними областями, а также от фактора времени. В данном случае происходит удовлетворение потребности замещаю-щим действием, либо выход потребности в ирреальный план при разрядке напряженной системы. Значительную роль играют также утомление, гнев и т.п. По Левину, цели действий очень часто представляют собой квазипотребности, то есть производные от потребностей. Они имеют преходящий характер, часто возникают из намерения. Решающим фактором в силе квазипотребности Левин считает ее связь с истинными потребностями (мотива-ми). Объекты же, которые могут служить для разрядки или удовлетворения потребности приобретают валентность, сила которой зависит от напряженности системы. Напряженные системы всегда специфичны относительно цели, и, следова-тельно, обладают функцией влечения, а также, направляют на достижение цели и, в зависимости от ситуации, гибко вводят необходимые для этого действия.

 

  1. Психоанализ и предпосылки его возникновения.

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа. 

  1. Психоаналитические методы.

 

   Согласно концепции Фрейда (Freud S.), бессознательному закрыт прямой доступ в сознание, у порога которого находится «цензура». Но вытесненные влечения не лишаются своей энергии и потому постоянно стремятся пробиться в сознание. Они могут сделать это только частично, путем компромисса и искажения. Искаженные и замаскированные влечения, обманув бдительность «цензуры», проникают в сознание, где остаются неузнанными и где их находит исследователь и подвергает анализу. Термин «анализирование» включает в себя четыре различные процедуры: 
1) конфронтация — пациенту необходимо показать, что он избегает чего-то; он должен различать тот психический феномен, который является предметом анализа; 
2) прояснение (кларификация) — помещение значимых деталей в четкий фокус; 
3) интерпретация — преобразование неосознанных деталей в осознанные, при этом психоаналитик использует свое собственное бессознательное, свою эмпатию и интуицию, так же как и свои теоретические знания; 
4) тщательная проработка, комплекс процедур и процессов, которые имеют место после инсайта; это психоаналитическая работа, открывающая путь от инсайта к изменениям и, как правило, требующая большого количества времени для того, чтобы преодолеть сопротивление, препятствующее тому, чтобы понимание привело к изменению, и для создания прочных структурных изменений. 
Наиболее важная психоаналитическая процедура — интерпретация; все остальные подчинены ей теоретически и практически: это шаги, которые либо ведут к интерпретации, либо делают ее эффективной. Таким образом, П. м. сводятся к интерпретирующему (истолковывающему) анализу упомянутых выше компромиссных образований сознания. 
Эти дериваты бессознательного проявляются в симптомах, сновидениях, идеях, а также в целом ряде очень распространенных обыденных жизненных явлений — обмолвках, описках, ошибочных действиях, забывании слов и имен и т. д. Им посвящена работа Фрейда «Психопатология обыденной жизни» (1901). В сновидении психоаналитик различает явное содержание — образы, взятые из впечатлений ближайшего дня, которые легко вспоминаются и рассказываются, и скрытые мысли, о существовании которых сознание часто и не подозревает.

Для проникновения в бессознательное  психоаналитики используют процедуру  свободных ассоциаций, или свободного фантазирования, которой придают  большее значение, чем другим способам продуцирования материала в психоаналитической ситуации, и которая известна как  фундаментальное правило психоанализа. Суть ее заключается в том, что надо ослабить все задерживающие и критикующие инстанции сознания. Пусть приходит в голову все, что угодно, самые нелепые мысли и образы, даже если это кажется бессмысленным, лишенным значения и не имеющим на первый взгляд отношения к делу. Пациенту следует говорить вслух даже такие вещи, которые он считает тривиальными, постыдными, невежливыми. Такая работа встречает сильное сопротивление сознания; рождается какой-то внутренний протест: то кажется, что все понятно и не нуждается ни в каких объяснениях, то, наоборот, все настолько абсурдно и нелепо, что не имеет никакого смысла; наконец, приходящие в голову мысли и образы подавляются как случайные, не относящиеся к делу. Иными словами, пациент стремится сохранить точку зрения легального сознания. Однако при этом наличие сопротивления — очень важный источник анализа: там, где оно есть, там бесспорно есть и вытесненное «нецензурное» влечение. Анализ сопротивления — один из краеугольных камней психоаналитической техники. 
Ценным источником материала для психоанализа является перенос на врача ранних детских чувств пациента. Анализ переноса и сопротивления стал центральным элементом психотерапевтического процесса. 
В ходе психоанализа свободная ассоциация остается основным терапевтически ценным методом коммуникации для пациентов, а интерпретация — наиболее важным инструментом психоаналитика. Другие способы общения также встречаются во время курса, но они являются подготовительными или вторичными и не типичны для психоанализа.

 

  1. Основные положения учения 3. Фрейда.

Основные положения и принципы психоанализа: 
1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

2. Психический детерминизм: всякая  мысль и поведение имеют значение  или повод, а всякое явление  вызывается сознательными или  бессознательными намерениями и  определяется событиями, которые  ему предшествовали.

3. Выделяются три уровня психической  жизни:

- сознание, которое содержит в  себе неблокируемые, осознаваемые  и переживаемые индивидом явления,  мысли, чувства и другие феномены;

- предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

- бессознательное - самая важная  часть психики, оказывающая решающее  значение на поведение и личность  человека, содержащая в себе неосознаваемые  им феномены, вытесненные цензурой  из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски  жизни. Содержание бессознательного  оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через  сны, оговорки, забывания и т.  п., а в патологических случаях  и через различные невротические  проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).

Изучение  бессознательных компонентов психики  и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического  метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание  имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных  ассоциаций, которые связаны у  пациента с травмирующим событием или  чувством.

 

  1. Структура личности по 3. Фрейду.

3. Фрейд представлял структуру  личности в виде трехкомпонентной  модели. 
1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид – хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) - противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики. 
2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид. 
3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемых его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

 

  1. Индивидуальная психология А. Адлера.

Адлер отверг пансексуализм Фрейда. Осн.положениями его теории явились наличие соц.интереса и стремление чел.к превосходству. Он создал индив. пс, полагая, что человек изначально, врожденно социален, и чел-ая мотивация является социальным поведением. “Я” у Адлера креативно. Это высоко персонализированная креативная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. “Я” ищет и создает опыт, кот поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности. В его теории акцент делится на уникальности личности, как системе мотивов, черт, интересов, ценностей. Люди стремятся к разв уникального жизненного стиля. По его мнению, не сексуальность, а чувство неполноценности занимают центральное место в личности и выступают факторами разв.каждого человека. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели. Она вырабатывается индивидуально, как компенсация конкретной неполноценности, и задает индивидуальную личностную структуру, “стиль жизни”. Он формируется к пяти годам, во многом под влиянием внешних условий, и в дальнейшем определяет ассимиляцию переживаний. Социальный интерес развивается в трех основных сферах: проф, соц. и в браке.  Цель соц интереса–совершенство общества как компенсация индивидуальной слабости.Взгляды на движущую идею личности претерпели у Адлера эволюцию от понимания под таковой агресии до стремления к превосходству, затем стремления к власти в понимании превосходства как “совершенной исполненности” личности. Метод Адлера – терапевтическая практика.

 

  1. Аналитическая психология К. Юнга.

К.Юнг  отверг пансексуализм Фрейда. Отличительные черты его теории:-сочетание каузальности (обусловленности поведения индивидуума индивидуальной и расовой историей) и телеологии (обусловленностями поведения целями и стремлениями); -поведение детерминировано не только прошлым, но и будущим (целями); -судьба –беспрерывное, часто креативное развитие, поиск целостности и завершенности. Юнг придавал огр.значение расовым и филогенетическим основаниям личности. Индив.личность–продукт и вместилище родовой истории. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Юнг выделяет рассовые истоки личности.

 

  1. Структура личности по К. Юнгу.

Структура личености по Юнгу выглядит следующим образом: ЭГО – сознательный ум (перцепции, воспоминания, мысли, чувства) как центр сознания. Личное бессознаное–переживания, бывшие некогда созн-ыми, но вытесненные. Содержание личного бессозн-ого доступно сознанию. Комплексы – организованная группа мыслей, чувств, перцепций. воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, притягивающее различные переживания. Комплекс может вести себя как самост.личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но могут стать сознательными. Коллективное бессознаное – наиболее влиятельная психическая система, хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков (расовая история и опыт животных предков). Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивидуума и ,универсально. В виде коллективного бессознательного наследуется возможность повторного переживания опыта, например, страха перед змеями. Архетип–универс.мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоцион.элемент, структурный компонент бессознательного. Подобные мыслительные формы создают образы, соответствующие неким аспектам сознательной ситуации (например, архетип матери). архетипы могут и смешиваться в коллективном бессознательном: например, архетип героя + архетип мудрого старца = король-философ. Некоторые архетипы развились так, что могут уже именоваться отдельными системами внутри личности:-персона – роль, предписанная человеку обществом или внутренними архетипическими потребностями; она тождественна публичной личности, в противоположность личности собственной; -анима и анимус (идея бисексуальности всех организмов); ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму; -тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она ответственна за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств и действий;Самость–центр личности, вокруг которого фор-тся остальные системы. Она удерживает их вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Реализация самости-цель жизни (примеры–Христос и Будда). Вышеназванные системы могут компенсировать друг друга, противостоять друг другу, либо объединятся. У человека есть установки: экстравертивная либо интровертивная. Пси.функции он выделял следующие: рациональные (мышление–понимание сущности мира и чувство–оценочная функция) и иррациональные (ощущение–перцептивная функция и интуиция–восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний). Методы:-словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоц.реакций;-амплификации – ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его; -анализ серии сновидений;-активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что сним произойдет – просто пронаблюдать.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"