Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике

Файлы: 1 файл

Обработанные ответы по ОПИП.doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

Принято выделять два основных вида эксперимента:

1) лабораторный  эксперимент, обычно проводимый  в специально оборудованных помещениях  и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;

2) естественный  эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.

Формирующий эксперимент  – ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.

Формирующий эксперимент  используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

Цели Формирующего эксперимента: 1. Обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам. 2. Формирование тех или иных качеств личности.

Требования  формирующего эксперимента: 1. Разработанность  теоретических представлений о  параметрах формируемых психологических явлений. 2. Чёткость планирования хода эксперимента. 3. Полный учёт разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.

9. Общее  понятие о поведении человека

Поведение человека – предмет исследований современной  психологии, включающий способность  человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение развивается на протяжении всей жизни человека.

На поведение  комбинировано влияют природные  и средовые факторы.

Швейцарский психолог Жан Пиаже связал умственное развитие с физическим взрослением:

1 этап (первые 2 года жизни). Формируется умение  фокусировать зрение и слух  на определённом предмете.

2 этап (дети  дошкольного возраста и младшей  школы). Развитие проявляется во  взаимодействии с семьей. Интеллектуальное развитие проявляется в том, что начинаются применяться символы, что является признаком абстрактного мышления.

4 этап (средний  школьный возраст). Быстро развивается  нравственная чувствительность.

5 этап (юность). Мышление обретает упорядоченность  и логичность, индивид учится  оперировать абстрактными идеями. Независимость, профессиональное определение.

6 этап (взрослый). Состоявшаяся личность оценивается  с точки зрения верности принципам,  достижения цели и социального вклада.

7 этап (старость). То же, что и во взрослый  этап + окрашивается чувство цельности и полноты применительно к предшествующим этапам.

10. Деятельность  и её основные виды

Деятельность  – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает  сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности.

Мотив деятельности – потребность, необходимость в  чём-либо.

Цель – предполагаемый результат деятельности.

Основные  виды деятельности:

Общение – взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.

Общение заключается  в обмене информации, передаваемой посредством слышимых, видимых, осязаемых слов между передающим её и воспринмающим, которые последовательно могут меняться местами.

Игра – вид деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с её помощью. Распределяя роли в игре, общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач – больной, учитель – ученик), дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчинение требованиям коллектива, общества.

Учение – деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определённых знаний, навыков и умений.

Знания – информация о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности.

Навыки – действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Умения – способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков, в изменяющихся условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Психологическая  сущность общения. Функции и  виды общения

Общение – взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.

Общение заключается  в обмене информации, передаваемой посредством слышимых, видимых, осязаемых слов между передающим её и воспринмающим, которые последовательно могут меняться местами.

Общение выделяет: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание – информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому.

Содержание  общения:

1.материальное  – обмен продуктами и предметами  деятельности, которые в свою  очередь служат средством удовлетворения  актуальных потребностей субъектов.

2.Когнитивное  – обмен знаниями.

3.Кондиционное  – обмен психическими или физиологическими  состояниями.

4.Мотивационное  – обмен побуждениями, целями, мотивами, потребностями.

Цель общения  – то, ради чего у человека возникает  данный вид активности.

Цели общения: 1.Биологические (для поддержания, сохранения и развития организма) 2. Социальные (цели расширения и укрепления межличностных контактов.)

Виды общения:

1. Деловое общение  – касается вопроса занятия  людей, а не внутреннего мира

2. Личностное  общение – сосредоточено вокруг  психологических проблем внутреннего характера.

3. Инструментальное  общение – общение, которое  не является самоцелью, не стимулируется  самостоятельной потребностью, но преследует ту или иную цель, кроме получения удовлетворения от акта общения.

4. Целевое –  служит посредством удовлетворения потребности в общении.

Функции общения:

1. Инструментальная  – общение как социальный механизм  управления и передачи информации, необходимой для исполнения действий.

2. Интегративная  – общение как средство объединения  людей.

3. Функция самовыражения – общение как форма взаимопонимания психологического контекста.

4. Трансляционная  – функция передачи конкретных  способов деятельности, оценок и  т.д. 

12. Понятие  о психике. Психологические явления  и психологические факты

Психика – функция  мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Все психические  явления делятся на 3 группы:

1. Психические  процессы – 1) Акт психической  деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. 2)Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психические процессы могут быть познавательными (ощущение, мышление), эмоциональными и волевыми.

2. Психические состояния – это временное своеобразие психологической деятельности, определяемое её содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Виды психических  состояний: 1) Мотивационные ( желания, стремления, влечения). 2) Эмоциональные ( настроение, эмоц.состояние – аффект, стресс). 3) Волевые (инициативность, устремлённости). 4) Состояния разных условий организованности состояния (проявляются в различных уровнях внимательности).

3. Психические  свойства личности – типичные  для данного человека особенности его психики .

К психическим  свойствам относятся: 1) темперамент. 2) направленность.

3) способности. 4) характер.

Психологические факты – широкий круг проявления психики: акты поведения, телесные процессы, продукты деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Сознание и его структура

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Первая его  характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я».

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции  сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

Четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек.

Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Идея - это не только знание того, что есть, но и  планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность  человека, такой субъективный образ  предмета деятельности, в идеальной  форме которого предвосхищается  результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

Способность к  целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания.

14. Соотношение  сознательного и бессознательного  в психике. Классы бессознательного

Бессознательная деятельность – не связана с большими энергетическими затратами.

«Тенденция  к непрерывному переходу от сознательной к бессознательной регуляции». Этот закон связан с экономией энергии на осуществление деятельности.

Классы бессознательного:

1. Надсознательные  явления – неосознаваемые механизмы  творческих процессов, результаты  которых осознаются как художественные образы.

2. Неосознаваемые  побудители деятельности – неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим смысл личностным желаемым будущим.

3. Неосознаваемые  механизмы сознательных действий

В свою очередь  неосознаваемые механизмы делятся  на:

неосознаваемые  автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения

Под неосознаваемыми  автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой».

Неосознаваемое  сопровождение сознательных действий.

Существует  большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает.

Явления неосознаваемой установки - это готовность организма  или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.

Сознательная  деятельность – связана с большими трудностями и повышенными затратами, как физическими, так и психической энергии.

особенности:

1. Категориальность - отражение мира сквозь призму  общечеловеческих знаний и позиций,  отражение мира на базе концептуальной схемы;

2. Отражение  существенных, наиболее значимых  в данной ситуации взаимосвязей;

3. Осознание  целей деятельности, предвосхищение  их в системе общечеловеческих  понятий и представлений;

4. Обусловленность  индивидуального сознания общественными формами сознания;

5. Самосознание - концептуальная модель собственной  личности и построение взаимодействий  с действительностью на этой основе.

 

15. Общее  понятие о личности. Соотношение  понятий «Индивид», «личность», «субъект»

Слово «личность» – в английском языке «personality» – происходит от латинского «persona». Первоначально это слово означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т.е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ

В настоящее  время проблемой личности занимается ряд наук: философия, социология, история, медицина, правоведение,

Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т.е. образуют фенотип. Фенотип – это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.

Личность –  это качественно новое образование.

Оно формируется  благодаря жизни человека в обществе.

Личностью может  быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли». Согласно отечественной традиции, личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений (Л.И.Буева).

По мнению С.Л.Рубинштейна, личность выступает как воедино  связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия

Очевидно, по мере формирования личности, внутренние условия приобретают все большую определенность и значимость, уникально преломляя внешние воздействия. Личность также может рассматриваться как самоорганизующаяся система.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"