Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка
Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике
Принято выделять два основных вида эксперимента:
1) лабораторный
эксперимент, обычно
2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.
Формирующий эксперимент – ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.
Формирующий эксперимент используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.
Цели Формирующего эксперимента: 1. Обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам. 2. Формирование тех или иных качеств личности.
Требования формирующего эксперимента: 1. Разработанность теоретических представлений о параметрах формируемых психологических явлений. 2. Чёткость планирования хода эксперимента. 3. Полный учёт разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.
9. Общее понятие о поведении человека
Поведение человека – предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение развивается на протяжении всей жизни человека.
На поведение комбинировано влияют природные и средовые факторы.
Швейцарский психолог Жан Пиаже связал умственное развитие с физическим взрослением:
1 этап (первые 2 года жизни). Формируется умение фокусировать зрение и слух на определённом предмете.
2 этап (дети
дошкольного возраста и
4 этап (средний школьный возраст). Быстро развивается нравственная чувствительность.
5 этап (юность).
Мышление обретает
6 этап (взрослый).
Состоявшаяся личность
7 этап (старость). То же, что и во взрослый этап + окрашивается чувство цельности и полноты применительно к предшествующим этапам.
10. Деятельность и её основные виды
Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности.
Мотив деятельности – потребность, необходимость в чём-либо.
Цель – предполагаемый результат деятельности.
Основные виды деятельности:
Общение – взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.
Общение заключается в обмене информации, передаваемой посредством слышимых, видимых, осязаемых слов между передающим её и воспринмающим, которые последовательно могут меняться местами.
Игра – вид деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с её помощью. Распределяя роли в игре, общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач – больной, учитель – ученик), дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчинение требованиям коллектива, общества.
Учение – деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определённых знаний, навыков и умений.
Знания – информация о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности.
Навыки – действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Умения – способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков, в изменяющихся условиях.
11. Психологическая сущность общения. Функции и виды общения
Общение – взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.
Общение заключается в обмене информации, передаваемой посредством слышимых, видимых, осязаемых слов между передающим её и воспринмающим, которые последовательно могут меняться местами.
Общение выделяет: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.
Содержание – информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому.
Содержание общения:
1.материальное
– обмен продуктами и
2.Когнитивное – обмен знаниями.
3.Кондиционное
– обмен психическими или
4.Мотивационное – обмен побуждениями, целями, мотивами, потребностями.
Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Цели общения: 1.Биологические (для поддержания, сохранения и развития организма) 2. Социальные (цели расширения и укрепления межличностных контактов.)
Виды общения:
1. Деловое общение – касается вопроса занятия людей, а не внутреннего мира
2. Личностное
общение – сосредоточено
3. Инструментальное
общение – общение, которое
не является самоцелью, не
4. Целевое – служит посредством удовлетворения потребности в общении.
Функции общения:
1. Инструментальная
– общение как социальный
2. Интегративная
– общение как средство
3. Функция самовыражения – общение как форма взаимопонимания психологического контекста.
4. Трансляционная – функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
12. Понятие
о психике. Психологические
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Все психические явления делятся на 3 группы:
1. Психические процессы – 1) Акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. 2)Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психические процессы могут быть познавательными (ощущение, мышление), эмоциональными и волевыми.
2. Психические состояния – это временное своеобразие психологической деятельности, определяемое её содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Виды психических состояний: 1) Мотивационные ( желания, стремления, влечения). 2) Эмоциональные ( настроение, эмоц.состояние – аффект, стресс). 3) Волевые (инициативность, устремлённости). 4) Состояния разных условий организованности состояния (проявляются в различных уровнях внимательности).
3. Психические
свойства личности – типичные
для данного человека особеннос
К психическим свойствам относятся: 1) темперамент. 2) направленность.
3) способности. 4) характер.
Психологические факты – широкий круг проявления психики: акты поведения, телесные процессы, продукты деятельности.
13. Сознание и его структура
Сознание есть
высшая, интегрирующая форма психики,
результат общественно-
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я».
Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.
Четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек.
Самосознание -
важнейшее отличие психики
Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.
Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания.
14. Соотношение
сознательного и
Бессознательная деятельность – не связана с большими энергетическими затратами.
«Тенденция к непрерывному переходу от сознательной к бессознательной регуляции». Этот закон связан с экономией энергии на осуществление деятельности.
Классы бессознательного:
1. Надсознательные
явления – неосознаваемые
2. Неосознаваемые побудители деятельности – неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим смысл личностным желаемым будущим.
3. Неосознаваемые
механизмы сознательных
В свою очередь неосознаваемые механизмы делятся на:
неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения
Под неосознаваемыми
автоматизмами подразумевают
Неосознаваемое сопровождение сознательных действий.
Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает.
Явления неосознаваемой установки - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.
Сознательная
деятельность – связана с большими
трудностями и повышенными
особенности:
1. Категориальность
- отражение мира сквозь призму
общечеловеческих знаний и
2. Отражение
существенных, наиболее значимых
в данной ситуации
3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;
4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;
5. Самосознание
- концептуальная модель
15. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «Индивид», «личность», «субъект»
Слово «личность» – в английском языке «personality» – происходит от латинского «persona». Первоначально это слово означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т.е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ
В настоящее время проблемой личности занимается ряд наук: философия, социология, история, медицина, правоведение,
Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т.е. образуют фенотип. Фенотип – это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.
Личность –
это качественно новое
Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.
Личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли». Согласно отечественной традиции, личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений (Л.И.Буева).
По мнению С.Л.Рубинштейна, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия
Очевидно, по мере формирования личности, внутренние условия приобретают все большую определенность и значимость, уникально преломляя внешние воздействия. Личность также может рассматриваться как самоорганизующаяся система.