Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике

Файлы: 1 файл

Обработанные ответы по ОПИП.doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшими  способностями получения данной информации являются консультационное интервью, выявление особенностей характера и семейной жизни клиента, образовательного уровня, профессионального и сексуального развития (с учетом этической стороны). В качестве дополнительных источников информации о поведении и личностных особенностях клиентов могут выступить: медицинское обследование (если есть подозрение, что их проблемы связаны с нарушениями в психосоматике); отчеты о ранее проводившемся психологическом или психиатрическом лечении (здесь необходимо обращение консультанта к медикам и психиатрам); самоотчеты клиентов на основе специальных вопросников для клиента (например, «Вопросник страха» Вольпе, «Вопросник ассертивности» Альберти и Эмлеонса); самонаблюдения клиентов за своим поведением (ведение клиентами дневников); прямое и косвенное наблюдение за поведением клиента в естественной и моделируемой обстановке; интервью с другими людьми, значимыми для клиента и т.д. Поведенческая оценка и анализ эффективности проводимого лечения необходимы на протяжении всего курса коррекции и реабилитации, в связи с чем, методы лечения могут меняться на том или ином этапе по мере достижения поставленных целей. 
В зависимости от специфики установленных консультантом проблем клиентов используются разные методы и приемы. Так, при наличии напряженности, стрессовых состояний применяются разные приемы релаксации (расслабления): прогрессирующая мышечная релаксация, вербальная, ментальная и дифференцированная релаксация и др.; при наличии специфических тревог и фобий используется систематическая десенсибилизация, важнейшим компонентом которой является также релаксация. Данный метод включает в целом три элемента: 1) обучение клиентов глубокой мышечной релаксации; 2) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих тревогу; 3) предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии релаксации, объекты из иерархий, вызывающих тревогу.

В случае, если клиент проявляет низкий уровень  ассертативности, недостаточное развитие навыков межличностного взаимодействия (так, часть клиентов не умеет активно слушать собеседника, самораскрываться и т.д.), используется метод репетиционного поведения. Репетиция поведения предполагает разыгрывание ролевых игр (в отличие от психодрамы Морено консультант здесь предлагает клиентам проигрывать новые адекватные реакции, а не закрепленные неадекватные реакции их поведения). Консультант участвует в этих игровых тренингах, в частности, в роли оппонента. 
Репетиционное поведение включает следующие стадии: 1) определение и анализ областей, в которых клиенты испытывают трудности; 2) обеспечение мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения; 3) работа с клиентами, проводящаяся с целью определения видов 
поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях; 4) предоставление клиентам возможности потренироваться адекватно реагировать на определенные ситуации в процессе ролевой игры; 5) побуждение клиентов применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкрепляющих символов. В процессе реализации данного метода консультант может применять моделирование, обучение, выстраивание иерархии сложных задач, определенное когнитивное воздействие. 
Среди приемов и процедур реализации репетиционного поведения важнейшее значение имеет тренинг ассертативности, то есть формирование уверенного без тревожности, страхов и заторможенности поведения клиента. Данный тренинг позволяет снять неадекватную привычку реагировать чувством тревоги на поведение других людей двумя способами путем ослабления страха клиентов и изменения манеры их речи и образа действия. 
В бихевиоральной поведенческой практике активно используются такие методы подкрепления. В их основе лежит в основном операктный принцип обусловливания. При этом используются как положительное, так и отрицательное подкрепление. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные - удаление чего- то в данной ситуации. Наказание как один из приемов приводит к снижению вероятности возникновения данной реакции. 
В практике социально-когнитивного консультирования (А. Бандура) особое внимание уделяется научению через наблюдение (моделирование через участие). Важное значение имеет выполнение в естественных условиях задач, вызывающих страх. Успешное выполнение этих задач выступает как средство, необходимое для психологического изменения. Моделирование через участие включает рад стадий: 1) консультант неоднократно моделирует действия, вызывающие страх (например, если у клиента страх перед змеями, консультант успешно демонстрирует свои действия со змеями); 2) клиенты вместе с консультантом производят действия с угрожающими объектами; 3) консультант использует защитные средства (например, перчатки при манипулировании со змеями); 4) консультант постепенно убирает поддержку исполнения, чтобы клиенты самостоятельно взаимодействовали с угрожающими объектами; 5) переход к самоуправлению - клиенты сами без консультанта работают с объектами, вызывавшими ранее страх. В итоге постепенно снижается и снимается страх перед объектом.

30. Общее понятие о личностном росте. Критерии личностного роста.

Личностный  рост – увеличение интересов, стимула  к жизни, понимание себя и людей, внутренняя свобода и независимость.

Личностный  рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала.

Личностный  потенциал — это обобщенная, системная  характеристика индивидуально-психологических  особенностей личности, лежащая в  основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.

Разные авторы предлагают различные показатели личностного  потенциала: личностная автономия и независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в сложных обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива личности. Нетрудно заметить, что все эти показатели не противоречивы, а дополняют друг друга. Воспоминания людей, переживших затяжные тяжелейшие жизненные ситуации (Ленинградскую блокаду, концлагеря, природные и техногенные катастрофы и т. п.) свидетельствуют о том, что самыми стойкими, сохраняющими способность к эффективным решениям и действиям, оказывались не наиболее физически крепкие, а те, кто имел «внутренний стержень», не изменял своим основополагающим внутренним принципам, не терял человеческого достоинства.

Личностный  рост зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный потенциал тесно связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формируется в совместной деятельности с другими людьми.

Важно отличать личностный рост от широко распространенного  понятия «гармоническое развитие человека», под которым понимается обычно приобретение человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических норм и правил поведения.

При личностном росте происходят изменения как  во внутреннем мире человека, так и  в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Личностный  рост способствует формированию целостной  личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями и возможностями, между требованиями жизни и морали, между реальностью и планами и т. п. Это не значит, что такая личность не переживает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку всегда сохраняются различия между «Я - реальным» и «Я - идеальным». Но личностный рост дает человеку важное средство преодоления кризисов — личностный смысл, ощущение внутренней осмысленности (а не внешней обусловленности) всех своих мыслей, чувств и действий. Попадая в трудную, даже кризисную ситуацию, он не задает себе вопросы типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?» Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления этой ситуации? Какой опыт получу для себя и других?»

Например, представим себе человека, который делал нечто, что считал полезным, причем делал старательно и хорошо. Но подвергся резкой критике. Естественно, он испытывает отрицательные эмоции. Существует много способов неконструктивного защитного поведения. Человек может просто не обратить внимания на критику, отбросить ее и забыть, но затаить зло на того, кто критиковал. Он может, наоборот, потратить много усилий на то, чтобы доказать себе и другим, что критик не прав. Он может отомстить критику. Перечень способов реактивного поведения того же рода можно продолжать. Но все эти способы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь позитивный опыт из ситуации.

Более развитая личность, прежде всего, попытается вдуматься  в критику и поискать в ней  рациональное зерно. Кроме того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней выступил именно данный человек и в данный момент. Может быть, критикуемые действия были неправильно поняты другими людьми, и нужно как-то изменить свое поведение или дать разъяснения. Сам критик рассматривается не как враг, а как источник ценной информации. Даже если человек придет к выводу, что критика его действий была совершенно неконструктивной, он получит неоценимый опыт.

Процесс личностного  роста непрерывен. Он может быть более медленным в спокойные периоды жизни, когда не приходится решать сложных жизненных задач и общение не очень интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении — взаимодействии с другими людьми.

Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и обретение себя дают возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условия для своей жизни.

Критерии  личностного роста:

*Увеличение  личностного потенциала на фоне изначального душевного здоровья, а не в процессе психотерапевтической помощи или лечения.

*Увеличение  личностного потенциала произошло  вследствие естественного разворачивания  в человеке того, что заложено в нём природой.

*Увеличение  личностного потенциала внесло количественные, но не качественные изменения в жизнь человека, поскольку в последнем в последнем случае более правильно говорить уже о личностном развитии.

*Увеличение  личностного потенциала дало  реальные, выраженные, объективные  результаты в жизни.

Личностный  рост – 1) активные (рост и развитие, происходящий вследствие авторских  инициатив самого человека). 2) Пассивный (процесс личностного роста, заданный биологическими и культурными нормами общества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Проблема жизненного пути в зарубежной психологии.

32. Проблема жизненного пути в отечественной психологии.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.

Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер, с.753). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.

Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается  в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

• Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

• Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

• Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья.

• В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям.

• В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности.

Глава 1. Проблема жизненного пути в психологической  науке 
Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов. 
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор. 
Психология выделила ряд условий, которые определяют основные закономерности психического развития личности. Исходным в каждой личности является уровень психического развития; сюда можно отнести умственное развитие и способность к самостоятельному построению ценностных ориентаций, к выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации. Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через содержательную сторону самосознания.  
В жизни человеку приходится иметь равновесие между адаптацией к реальности, с одной стороны, и развитием своих потенциальных творческих возможностей, утверждающих индивидуальность, с другой. Феномен степени зрелости взрослого (по паспорту) человека ускользает от внимания наших психологов. Известный американский психолог Дж.Стивенс (1995) считает, что очень многие взрослые люди в своем развитии остановились на более низком уровне, чем того требует их возраст. По данным Стивенса, далеко не каждый заинтересован или обладает стимулом к созреванию. Чем выше уровень зрелости, тем больше стимул к дальнейшему продвижению на пути взросления.  
Олпорт Г. был первым, кто ввел в психологию представление о зрелой личности, сформировав три критерия личностной зрелости. «Первый критерий – разнообразие автономных интересов, расширение «Я». Зрелая личность не может быть узкой и эгоистичной, она рассматривает интересы других близких и значимых людей как свои собственные. Второй – самосознание, самообъективация. Сюда же он относит такую характеристику как чувство юмора, которая по экспериментальным данным, лучше всего коррелирует со знанием себя. Третий критерий – философия жизни. Зрелая личность обладает своим мировоззрением в отличие от личности незрелой» [6]. Более зрелый человек имеет более широкие границы Я. Зрелые люди заняты не только собой, но и чем-то за пределами себя, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами. Им присуща способность к близким межличностным отношениям. У них отсутствуют большие эмоциональные барьеры и проблемы, хорошее самопринятие. Зрелые люди способны спокойно относится к собственным недостаткам и к внешним трудностям, не реагируя на них эмоциональными срывами. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, а также реалистичные притязания, демонстрирует способность к самопознанию и философскому чувству юмора – юмора, направленного на самого себя. Зрелый человек также обладает цельной жизненной философией. Каково содержание этой философии, принципиальной роли не играет – наилучшей философии не существует.  
Ключевым в теории Э. Эриксона является понятие «идентичность», определяемое как «субъективное… ощущение тождества и целостности»[10]. Идентичность – это тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность – это субъективное чувство непрерывной самотождественности, это условие, при котором человек ощущает себя неизменным ( в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах. Формирование идентичности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Одна стадия развития не замещает другую, а подстраивается к ней. Ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего возраста. Многие проблемы, осложнения, отклонения в развитии являются следствием неразрешенных противоречий предыдущих периодов развития. Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе своих собственных, является движущей силой развития. Расширение радиуса значимых отношений задает внешние условия развития идентичности. 
Гуманистическая психология предложила свой подход к психологии личности. К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. «Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни, полностью участвуя в ней» [10]. Им выделено пять основных личностных характеристик, общих для «полноценно функционирующих» людей: 
- открытость переживанию – все переживания внутренние или внешние точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь; 
- экзистенциальный образ жизни – жить полноценно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее; 
- организмическое доверие – способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения; 
- эмпирическая свобода – чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой; 
- креативность – творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности [10]. 
Самоактуализация – это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради, того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать» [10]. Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе» [там же]. 
По своим позициям, особенно в плане понимания зрелости личности, гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является более близкой к взглядам отечественных психологов. 
А.Н. Леонтьев указывал, что личность - это особое качество, которое индивид приобретает в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Удовлетворение человеком предметно-вещественных потребностей приводит к низведению их лишь до уровня условий, а не внутренних источников развития личности: личность не может развиваться в рамках потребностей, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Этот вывод имеет принципиальное значение. 
Психологи, разрабатывающие теорию личности, считают, что человек как личность представляет собой относительно устойчивую психологическую систему. Согласно Л.И. Божович, психологически зрелой личностью является человек, способный руководствоваться сознательно поставленными целями, что определяет активный характер его поведения. Эта способность обусловлена развитием трех сторон личности: рациональной, волевой, эмоциональной. 
Именно всестороннее, гармоничное (а не уродливо - однобокое) развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [9]. 
Центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку. Эта мысль присутствует у многих психологов, но у С. Л. Рубинштейна она выражена с особой яркостью и глубиной: «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой» [3]. 
Братусь Б. С., опираясь на слова известных ученых и мыслителей, говорит о том, что «личность как специфическая, не сводимая к другим измерениям конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. Иначе говоря, сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором» [3]. 
Как и всякий живой, жизненный процесс, отношение к другому несет в себе исходное, движущее противоречие. Это противоречие, борьба противоположно направленных тенденций, векторов есть, с одной стороны, рассмотрение человека как самоценности, как непосредственно родового существа, а с другой – понимание его как средства, подчиненного внешней цели. Приближение к первому и противостояние второму – основное условие развития человека как человека. Условиями и одновременно критериями этого развития являются: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человек (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность пред собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» [3].

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"