Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по основам психологической помощи

Файлы: 1 файл

шпоры по псих.помощи.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

1.Социокультурный контекст психологической практики. Основные подходы к определению понятия «психологическая помощь».

Основоположник  соц.-культурного подхода – П.Сорокин. «Личность, общество, культура – неразрывная триада». Они не выводяться одна из одной, но и не сводяться др.к др. А.Парсонс акцентирует внимание на целостности общ-ва как социотальной системе. выготский – основоположник соц.-культурного подхода в психологии. Цель соц.-культурного подхода: объяснить как человеческая деят-ть обусловливается культурными, историческими и общественными фактарами. В центре внимания – чел-к активный, который является многомерным биосоциокультурным существом и субъектом действия. С конца 19 в.до 20г.20 в. почти все из современных направлений психол.помощи возникли благодаря революции. Стали появляться профессии, связанные с оказанием психол.помощи. к началу 20в. были разработаны различные формы психиатрической помощи. Гос.профилактика душевных болезней. На становление психол.помощи оказали влияние и специфические проблемы: вернувшиеся после войны ветераны -> военный невроз. Ещё одно направление психол.помощи -> работа с детьми. В 1896г. Уитмер открыл 1-ую детскую психол.клинику. В 1909г. – Институт изучения детства в Чикаго. В 1921г. – в США стали открываться детские консультации в поликлиниках. Выделяют три направления психол.помощи:

1)медико-биологическое(Сеченов,Павлов,Бехтерев,Ганнушкин) – ориентация на идеалы классической науки: проверяемость и достоверность результатов и т.д. создано 1-ое в России психоаналитическое общество в Казани и Москве.

2)философская психология(предмет – сообразность и союз души с бесконечным);

3)связано со становлением советской культурно-историч.психологии.

В общем  виде психологическая помощь-это профессиональная помощь психолога, ориентированная на оказание помощи как отдельному  человеку, так и группе. Область деят-ти – широкий круг проблем. Психол.помощь – область и способ деят-ти, предназначенный для содействия чел-ку и общ-ву в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью чел-ка в социуме. Психол.помощь(в законе): комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психол.проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путём активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психол.проблем и создания необходимых для этого условий, а также информирование граждан о причинах психол.проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения. Содержание психол.помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзестенциальной поддержки чел-ку или обществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или соц.бытия. Стратегии оказания ПП(Олиферович):

  • предоставление информации(просвещение);
  • прямое действие (консультирование, психотерапия);
  • обучение (тренинг);
  • системные изменения (оказание направленного воздействия на ту систему, которая являлась причиной возникновения - психотерапия).

Классификация:

  1. По времени действия: неотложная(насилие, суицид), продолжительная(кризис).
  2. По направленности: прямая( направлена на клиента), отклоняющаяся(в ответ на обращение людей из окружения клиента), упреждающая(в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию).
  3. По прастранственной организации: контактная(лицом к лицу), дистантная(по телефону, оn-line).
  4. По выполнению функций психолога: диагностическая(диагностика, психологич.портрет), диспетчерская(направление к нужному специалисту), информационная(сбор инф. о клиенте, предоставление ему необходимой психол.инф.), коррекционная, консультационная, терапевтическая.
  5. По количеству участников: групповая, индивидуальная.
  6. По вмешательству психолога: директивная(указывающая), недирективная(идущая от клиента).

2. Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.

Академическая психология - фундаментальная наука, которая занимается в первую очередь исследованием, изучением тех или иных закономерностей (закономерностей развития и функционирования психики, закономерностей взаимодействия людей и пр.), создает методологическую базу для других областей психологии (экспериментальной, прикладной, практической) и смежных наук: педагогики, валеологии, этологии, акмеологии и других. В меньшей степени, но академическая наука занимается и прикладными исследованиями, транслирующими научные достижения в практику. Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. С этой точки зрения, практическая психология - это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес. Прикладная психология - общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика), военное дело (военная психология) и т. п. Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».

Психологическая помощь может быть оказана не только на профессиональном, но и на бытовом уровне. Бытовой уровень оказания психологической помощи основывается, прежде всего, на практическом опыте того, кто эту помощь оказывает. Суть бытовой помощи сводится к временному облегчению от общения с понимающим человеком, от разделения негативных чувств, от возможности поделиться своими проблемами и быть принятым таким или такой, какой ты есть. Для этого помогающему не требуется особого образования, кроме развития навыков общения, позволяющих слушать другого человека и разделять его/её чувства. Бытовой психолог обосновывает свои действия своим знанием жизни, своим личным представлением о мере и целесообразности воздействия на свойства внутреннего мира человека. Это отличие позволяет говорить о том, что бытовая психологическая практика основывается на случайных свойствах человека, проявляющихся в ситуации взаимодействия, а профессиональная практика психолога ориентирована на существенные свойства человека. Смысл профессиональной помощи не подразумевает помощь человеку в его собственной оценке жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе стратегии решения своих проблем, в расширении своих психологических возможностей при решении этих проблем. Профессиональный психолог может определить возможные причины происхождения проблем (если клиент этого хочет и готов к этому), подтвердить подозрения клиента о том, что используемые им способы разрешения проблемы неадекватны, и отыскать в опыте более подходящие способы, увидеть скрытые стороны своей личности или несоответствие своих представлений о себе реальным практикам взаимодействия с окружающими (что и вызывает проблемы). Профессиональная психологическая помощь направлена на более эффективное использование внутренних психологических ресурсов.

3. История становления и развития  теории и практики психологической  помощи.

Источники возникноверия ПП:

1. Развитие экспериментальной психологии, начавшееся с создания в 1879 г. первой психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге.

2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями(от Ф. Пинеля, в 1793 г. снявшего цепи с пациентов психиатрической лечебницы, до Ж. Шарко и П. Жане, описавших такое психическое расстройство, как “истерия”). Шарко на основании изучения гипноза установил роль внушения в возникновении расстройств. И Брейэр – метод катарсиса: у истеричных больных симптомы зависят от сцених жизни, когда-то их потрясших, но забытых.

3. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона(измерял разнообразные способности) и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена(стандартизировал тесты Бине для америк.детей, расширил шкалу IQ), Э. Торндайка(теория научения) и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены).

4. Становление основных отраслей психологии, в т.ч.и прикладных. Это обусловлено широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деят-ти. Стали появляться новые психол.знания.

5. Возникновение в Бостоне в 10-х гг.ХХ века (благодаря Ф. Парсону) консультирования, связанного с выбором профессии. Он открыл 1-ое бюро по выбору профессии.

6. Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США “недирективной психотерапии” К. Роджерса, который ввел в обиход понятие «клиент», закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.

6. Возникший в годы, предшествовавшие Второй мировой войне Институт религиозного попечительства. Стали появляться соц.работники, которые оказывали помощь лицам, попавшим в трудные житейские ситуации.

К 50-м  годам ХХ века возникла психологическая  помощь.

В наст.время основные сферы применения психологов в РБ:

  • Система образования;
  • Клиническая психология в мед.учреждениях;
  • В экономической сфере;
  • В органах морально-психологического обеспечения деят-ти силовых структур;
  • В центрах психол.помощи.

4. Современные тенденции, проблем и перспективы в развитии психологической помощи.

Области применения ПП:

1.По вопросам  психического развития ребенка.  Психологическая помощь ребенку  в преодолении эдипова комплекса; психологическая помощь потери родителей и близких родственников; содействие в выработке устойчивых ценностных и моральных норм.

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка. Помощь в преодолении кризиса

логического отделения от родителей и идентификация  подростка с другими значимыми  лицами.

3.Брак и семья(духовная, эмоц. и психол.поддержка, супружеские, детско-родит.конфликты, добрачное консультирование).

4. Проблематика психического и личностного здоровья. Психические и соматические заболевания, душевные и духовные страдания, связанные с расстройствами настроения, алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами.

5. Психологическая помощь умирающему(нельзя относится к нему как к умершему, следует внимательно выслушать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потреб.), психотерапия горя(помощь признать факт потери, пережить боль потери, выстроить новые отношения к умершему и продолжать жить).

6. ПП людям пожилого возраста. Осн.задача этого периода – убедиться в ценности прожитой жизни.

7. Места заключения, больницы, казармы.

8. Кризисные ситуации: внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря  работы.

9. Школьное консультирование, проблемы отношений учителя и учащихся, учащихся между собой, вопросы отношений с родителями, проблемы школьной успеваемости, развитие способностей, отклонения в поведении.

10. Профессиональное консультирование (ориентировка в выборе профессии).

11. Психологическая помощь, относящаяся к кросскультурной проблематике (барьеры в адаптации, преодоление этнических предрассудков и стереотипов у эмигрантов).

12. Управленческое консультирование (консультирование в организациях).

Направления деятельности практического  психолога:

  1. Психодиагностическая работа
  2. Просвещение психологическое
  3. Психолого-профилактическая работа
  4. Немедленная психотерапия
  5. Коррекционно-развивающая деятельность
  6. Тренинги
  7. Коучинг

5. Задачи и формы  психологической помощи.

1-я группа задач: самоопределения (идентичности), выбора (принятия решения), самосознавания (личностной рефлексии); совладания с критической (кризисной) ситуацией. Цели и задачи зачастую определяются самим клиентом.

2-гр.: сам процесс оказания психологической помощи, где самостоятельными задачами, являются: установление отношений доверия и принятия; обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений, ведущей к осознанию и возможному разрешению психологических проблем клиента; проработка или, наоборот, снятие психологических защит. Самостоятельными задачами становятся определение форм и техник ведения начального интервью, сроков совместной работы и способов завершения психологической помощи.

3-я группа задач относится к психологической помощи сообществу —коллективу предприятия, школы, общины и т.п. Основные и возможные задачи: адекватная ориентировка в ситуации, дентификация и локализация (при необходимости) конфликта; снятие социально-психологической напряженности, помощь в ценностно-смысловой переориентации группы; повышение (при необходимости) сплоченности и помощь в определении лидера.

Совершенно особые задачи, стоящие перед профессионалом,— задачи, относящиеся к его собственному личностному развитию и благополучию, к его профессиональному мастерству. Недостаточная профессиональная подготовка легко могут травмировать клиента.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"