Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по основам психологической помощи

Файлы: 1 файл

шпоры по псих.помощи.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

30. Виды психологической помощи

1.Психопрофилактика (предупреждение).

Психопрофилактика - это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья (психогигиена). К психопрофилактике можно отнести и психологическое просвещение (лектории, семинары и т.д.). Психопрофилактика - это предупреждение каких-то действий человека. Можно выделить три уровня психопрофилактики: первичный, вторичный, третичный. В первичной профилактике, например, может участвовать вся группа, с которой работает психолог. Вторичная профилактика проводится с теми людьми, которые находятся в зоне риска, которые склонны к той или иной проблеме. Третичная профилактика проводится с теми, у кого уже есть проблемы.

2.Психологическое просвещение- раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

3.Психологическое консультирование – это вид психологической помощи выделившийся из психотерапии, который оказывает профессиональный психолог, решая проблемы совместно с клиентом в ходе беседы и ее обсуждения. (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

Виды:

1..Индивидуальное  психологическое консультирование;

2..Семейное  психологическое консультирование;

3.Групповое  психологическое консультирование;

4.Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

5.Мультикультурное  психологическое консультирование.

4.Психотерапия- система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

5.Психодиагностика- (выявление проблем и др. психологических показателей)

(от греч. - душа, и греч. - способный распознавать) - отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности

Основные области применения психодиагностики:

1.управление  персоналом, подбор и отбор персонала,  профориентация;

2.оптимизация  обучения и воспитания, проблема  «сложных детей»;

3.прогнозирование  социального поведения (психологическая  экспертиза в армии, при формировании  экспедиций и др.);

4.судебно-психологическая  экспертиза;

5.консультативная,  психотерапевтическая помощь.

6.клиническая  (оценка психологического статуса  пациента, в условиях амбулаторного  врачебного приема или скорой  медицинской помощи.);

6.Психокоррекция- деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

7.Тренинг– один из практических методов, используемых в психологии, сочетающий  психотерапевтические, психокоррекционные, а так же активные методы обучения. Тренинги могут быть направлены на повышение личной (личностные тренинги) и профессиональной (бизнес-тренинги) компетенции участников

8.Коучинг- это вид психологического консультирования. Кардинальное отличие коучинга от консультирования в том, что если на консультирование приходит клиент с невысказанным вопросом: «Что делать?», то в помощи коуча нуждаются те, кто задается вопросом: «Как это сделать?». Это люди, которые уже мотивированы на изменения, но пока не могут грамотно организовать процесс этих изменений. И потому нуждаются в помощи того, кто поставит все на нужные рельсы. В силу того, что с наплывом информации сегодня очень многие теряются в этом потоке – и кочинг становится все более востребованным явлением. Существуют специальные схемы, которые в разы упрощают жизнь, постановку целей и способы их достижения.

32. Цели и задачи психопрофилактики . Уровни психопрофилактики.

ПП- спец.вид деят-ти детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психол.здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Задачи деятельности психолога в русле психопрофилактики наиболее четко определены в рамках службы практической психологии в системе образования. Они заключаются в следующем:

• работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и  др. по оказанию помощи детям в адаптационный  период;

• создание программ индивидуальной работы с участниками  образовательного процесса, предназначенные  для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего  и гармоничного развития личности;

• создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную и пр.);

• проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата  в учреждении образования;

• осуществление  мероприятий по предупреждению и  снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др.

Перечисленные задачи психопрофилактической работы в системе образования можно  спроецировать на деятельность практического  психолога в разнообразных социальных системах. Тогда в общем виде эти  задачи следует обозначить так:

• работа по адаптации персонала организации (особенно новичков и молодых специалистов) к условиям профессиональной деятельности в условиях данной конкретной организации;

• создание специальных программ (в частности, обучающих) для работы с разными  категориями персонала и отдельными сотрудниками;

• создание условий, содействующих предупреждению дезадаптации при смене места работы, должности, профессии;

• проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата  в учреждении;

• осуществление  мероприятий по предупреждению и  снятию психологической перегрузки персонала и др.

Выделяют первичную, вторичную  и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

 II  уровень — вторичная профилактика. Она направлена  на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

 III  уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учеными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

33. Содержание, формы  и методы проведения психопрофилактических  мероприятий.

Психопрофилактическая работа, в широком понимании, предусматривает проведение мероприятий психологического характера с целью сохранения, укрепления, улучшения психического самочувствия и здоровья; предотвращения возникновения невротических расстройств, фобий; противодействие стрессовым влияниям, эмоциональному выгоранию; решение проблем на различных уровнях психической организации человека: поведенческом, личностном, экзистенциальном.

Обычно  выделяют три формы психопрофилактики:

Этапы профилактических работ.

Первичная профилактика – это психолого-педагогические  приемы формирования позитивного  поведения, в ситуации, когда проблемы еще не возникли. Первичная профилактика нацелена на здоровых людей из «группы риска», до вступления в полосу кризиса. Методы первичной профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают противостоять возможным негативным воздействиям и сохранять психическое здоровье, направлена на создание  положительных изменений в окружающей среде как взрослого, так и ребенка. Для проведения мероприятий первичной профилактики используется теория социального научения А. Бандуры. Основными понятиями этой теории являются понятия социального моделирования, социального подкрепления,  самоэффективности. Моделирование – это процесс научения в результате наблюдения и подражания, при которых наблюдатели пытаются воспроизводить определенные мысли и поведение ролевых моделей. Главная функция наблюдения – обучение путем приобретения когнитивных навыков и новых форм поведения с помощью моделей, усиление намерения изменить свое поведение и стать более уверенными в себе благодаря усвоению нового поведения. Для многих подростков наиболее влиятельными ролевыми моделями становятся молодые люди, ровесники, которые демонстрируют реалистичные способы достижения целей или преодоления возникающих проблем, которые проходят через определенные трудности и справляются с ними. Чтобы модель начала работать и подросток реально стал применять полученные знания, должно последовать социальное подкрепление, стимулирующее к изменениям и обеспечивающее обратную связь. Положительное подкрепление более эффективно, чем отрицательное. Отрицательное более предназначено для стимулирования уже устойчивых действий. Вторичная профилактика - методы  психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Вторичная профилактика может включать специальную организацию свободного  времени,  тренинги позитивного отношения и другие мероприятия.  Мероприятия по оказанию помощи:

  • формирование потребности в новой деятельности, ее выбор,
  • закрепление  предмета  деятельности  в  качестве мотива, т.е. мотивообразование (появление интереса, установка на его удовлетворение)
  • преобразование одной деятельность в другую, смена антисоциальной деятельности на социальную.

Третичная профилактика - организация психологической поддержки и самоподдержки тех, кто сознательно намерен выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение). Третичная профилактика  - этап лечения и исправления положения (реабилитация, сопровождение). Психолог должен способствовать оптимизации отношений личности с окружающими. Профилактическая и реабилитационная работа использует комплекс методов, нацеленных на изменение не только поведения личности, но и состояния социальной среды и формирование вокруг человека позитивно отражающегося социального поля.

38.Понятие  о психологич.консультировании. Цели, задачи и предмет психол.консультирования(ПК).

Психологическое консультирование как профессия  является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Цели изадачи ПК можно определить по-разному в зависимости от направления работы.

Направление и цели консультирования: 

Психоаналитическое  направление->Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.

Адлерианское направление->Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"