Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка
Шпаргалка по основам психологической помощи
Формы психологической помощи— индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа проводится в тех случаях, когда по личностным, социальным или общественным причинам (специфика проблемы, например, измена, горе; статус клиента; чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной. Можно сказать, что индивидуальная форма работы предпочтительна во всех случаях, когда характер проблематики требует не столько развивающей и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, сближая психологическую помощь с психотерапевтическим воздействием. Когда же акцент делается на развитие, обучение или же момент групповой, социальной поддержки, как, например, в течении “анонимные алкоголики” или “движении за актуализацию человеческого потенциала”несомненное преимущество находится на стороне групповой работы.
6.Понятие о психическом и
психологическом здоровье
Термин психическое здоровье введён Маслоу в 1979 г. Критерии ПЗ:
Соответствие субъективных образов и харак-ра реакции внешним раздражителям;
Критерии психич. Здоровья ВОЗ:
-осознание
и чувство непрерывности
- чувство
постоянства переживаний в
- критичность к себе и к своей деят-ти;
- способность
самоуправления поведением в
соответствии с социальными
- способность
планировать собственную
- способность
изменять поведение в
Уровни
ПЗ: высший(качества смысловых отношений
чел-ка), индивидуально-психол.здоровье(
ПЗ НЕ РАВНО ПСИХОЛОГИЧ. ЗДОРОВЬЮ. «Психол.здоровье» ввела Дубровина. Оно характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа. Показатели психол.здоровья:
А.Эллис:
7. Факторы и условия психич. благополучия и риска.
Факторы
риска нарушения
-неблагополучные семейные условия;
-воспитание,
обучение в детских
-профессиональная деятельность;
-социально-экономическая ситуация в стране.
Субъективные (индивидуально-личностные особенности):
-темперамент;
-особенности
отношения к событиям(
-положительный фон настроения(хорошее настроение, оптимизм и жизнерадостность повышает эффективность в решении проблем и делает человека более стрессоустойчивым).
Условия для становления психол.здоровья:
Психол.здоровье формируется при взаимодействии внеш.и внутр.факторов.
8. Модели психологической помощи по направленности (ориентированности):
1. Медицинская модель: В основе психол.трудностей – болезнь. Цель – излечение болезни. Психол.помощь направлена на ликвидацию симптомов, возврат к норме. Психолог здесь – эксперт. Взаимоотношения: психотерапевт – больной.
2. Педагогическая: в основе –недостаточная компетентность клиента в знаниях. Цель – обучить; задачи: анализ проблемы, разработка мер по её разрешению. Психолог - авторитетный поощряющий учитель.
3. Социальная модель: В основе – соц. дезадаптация. Цель – социализация; задачи: развить навыки общения и повысить социальную адаптацию.
4. Диагностическая: В основе – наличие дифицита психол.знаний. Цель – диагностика. Задачи: информирование. Психолог выступает в кач-ве компетентного специалиста и его задача – проведение диагностики и информирование клиента.
5. Психологическая: осуществляет переход от болезни к собственно психологическим проблемам. Психол.помощь направлена на личностный рост, улучшение качества жизни. Акцент на ресурсах чел-ка, а не на болезни. Взаимоотношения: психолог – клиент.
Отличительные черты:
- Исходит из индивидуальной, а не социальной этики.
- Опирается на личность в целом, а не на отдельные органы;
- Обращена к потенциалам клиентов, а не к болезням и недостаткам.
- Развитие оптимизации клиентов, а не ликвидации симптомов.
- Опирается
на настоящее и имеет
9. Психологическая культура
и её роль в сохранении
Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением. Гармоничное функционирование проявляется в: преобладающем хорошем самочувствии; глубоком понимании и принятии себя; позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.; высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества. К культурно-психологическим поведенческим проявлениям относятся:
1 - регулярно
совершаемое самопознание, самоанализ
своих личностных и
3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения.
4 - конструктивное
ведение своих дел, для
Многие проблемы
современной общественной жизни
в своей основе имеют отсутствие
культуры и, прежде всего, психологической
культуры граждан. Психологическая
неграмотность, низкая психологическая
культура современного общества, отсутствие
культуры отношений в том жизненном
пространстве, в котором живут
многие дети, создают условия, при
которых ребенок нередко с
момента рождения попадает в «зону
риска» — риска не стать человеком.
Уровень психологической
Психологическая
культура личности не формируется. Формируются
психолого-педагогические условия, при
которых молодой человек не может
не стать культурным. Эти условия
реализуются в личностно-
Недостаточное
влияние психологической
10. Этические и правовые аспекты оказания психологической помощи.
Оказание психологической помощи в Республике Беларусь происходит согласно Закону РБ Об оказании психологической помощи № 153-З (от 15 июня 2010 года), который основывается на Конституции РБ. Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и законных интересов граждан при её получении. Психологическая помощь здесь определяется как комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию. Психолог — лицо, непосредственно оказывающее психологическую помощь и отвечающее след. требованиям: