Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по основам психологической помощи

Файлы: 1 файл

шпоры по псих.помощи.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

Формы психологической помощи— индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа проводится в тех случаях, когда по личностным, социальным или общественным причинам (специфика проблемы, например, измена, горе; статус клиента; чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной. Можно сказать, что индивидуальная форма работы предпочтительна во всех случаях, когда характер проблематики требует не столько развивающей и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, сближая психологическую помощь с психотерапевтическим воздействием. Когда же акцент делается на развитие, обучение или же момент групповой, социальной поддержки, как, например, в течении “анонимные алкоголики” или “движении за актуализацию человеческого потенциала”несомненное преимущество находится на стороне групповой работы.

6.Понятие о психическом и  психологическом здоровье личности.

Термин  психическое здоровье введён Маслоу в 1979 г. Критерии ПЗ:

Соответствие  субъективных образов и харак-ра реакции внешним раздражителям;

  • Адекватный возрасту уровень зрелости эмоц., волевой и познавательной сфер личности;
  • Способность управления собственным поведением, разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении.

Критерии психич. Здоровья ВОЗ:

-осознание  и чувство непрерывности своего  физического и психического Я;

- чувство  постоянства переживаний в однотипных  ситуациях;

- критичность  к себе и к своей деят-ти;

- способность   самоуправления поведением в  соответствии с социальными нормами.

- способность  планировать собственную жизнедеятельность  и реализовывать эти планы.

- способность  изменять поведение в зависимости  от смены обстоятельств.

Уровни  ПЗ: высший(качества смысловых отношений чел-ка), индивидуально-психол.здоровье(способность построить и реализовать 1-ый ур.), ур.психо-физиол.здоровья(внутренняя мозговая, нейро-физиол.организация актов психич.деят-ти).

ПЗ НЕ РАВНО ПСИХОЛОГИЧ. ЗДОРОВЬЮ. «Психол.здоровье» ввела Дубровина. Оно характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа. Показатели психол.здоровья:

  • Принятие ответственности за свою жизнь;
  • Самопонимание и принятие себя;
  • Умение жить в настоящем;
  • Способность к пониманию и принятию других.

А.Эллис:

  • Соблюдение собственных интересов;
  • Принятие неопределённости;
  • Ответственность за свои эмоц-ые расстройства.

7. Факторы и условия психич. благополучия и риска.

Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные и субъективные. Объективные (факторы среды):

-неблагополучные  семейные условия;

-воспитание, обучение в детских учреждениях;

-профессиональная  деятельность;

-социально-экономическая  ситуация в стране.

Субъективные (индивидуально-личностные особенности):

-темперамент;

-особенности  отношения к событиям(экстраверты более стрессоустойчивы, чем интроверты);

-положительный  фон настроения(хорошее настроение, оптимизм и жизнерадостность повышает эффективность в решении проблем и делает человека более стрессоустойчивым).

Условия для становления психол.здоровья:

  • Наличие фрустрации (напряжения, побуждающего к действию);
  • Стрессоизменчивость(не только сохранение психол.здоровья, но и использование стресса для саморазвития);
  • Наличие положительного фона настроения;
  • Эмоц.благополучие – показатель оптимального общего развития;
  • Соц.интерес(интересоваться др.людьми).

Психол.здоровье формируется при взаимодействии внеш.и внутр.факторов.

8. Модели психологической помощи  по направленности (ориентированности):

1. Медицинская модель: В основе психол.трудностей – болезнь. Цель – излечение болезни. Психол.помощь направлена на ликвидацию симптомов, возврат к норме. Психолог здесь – эксперт. Взаимоотношения: психотерапевт – больной.

2. Педагогическая: в основе –недостаточная компетентность  клиента в знаниях. Цель – обучить; задачи: анализ проблемы, разработка мер по её разрешению. Психолог - авторитетный поощряющий учитель.

3. Социальная модель: В основе – соц. дезадаптация. Цель – социализация; задачи: развить навыки общения и повысить социальную адаптацию.

4. Диагностическая: В основе – наличие дифицита психол.знаний. Цель – диагностика. Задачи: информирование. Психолог выступает в кач-ве компетентного специалиста и его задача – проведение диагностики и информирование клиента.

5. Психологическая: осуществляет переход от болезни к собственно психологическим проблемам. Психол.помощь направлена на личностный рост, улучшение качества жизни. Акцент на ресурсах чел-ка, а не на болезни. Взаимоотношения: психолог – клиент.

Отличительные черты:

- Исходит  из индивидуальной, а не социальной  этики.

- Опирается  на личность в целом, а не  на отдельные органы;

- Обращена к потенциалам клиентов, а не к болезням и недостаткам.

- Развитие  оптимизации клиентов, а не ликвидации  симптомов.

- Опирается  на настоящее и имеет направленность  в будущее, а не на проблемы  прошлого.

9. Психологическая культура  и её роль в сохранении психического  здоровья человека.

Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации  и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением. Гармоничное функционирование проявляется в: преобладающем хорошем самочувствии; глубоком понимании и принятии себя; позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.; высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества. К культурно-психологическим поведенческим проявлениям относятся:

1 - регулярно  совершаемое самопознание, самоанализ  своих личностных и поведенческих  особенностей, в результате которого  начинают осознаваться свои жизненные  предназначения, образуется и поддерживается  конструктивное самоотношение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой; 2 - конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения.

4 - конструктивное  ведение своих дел, для которого  характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого  дела до конца, умение, если  это соответствует изменившимся  условиям, отказаться от нереальной  цели и сформулировать новую,  более осуществимую цель.

Многие проблемы современной общественной жизни  в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической   культуры граждан. Психологическая   неграмотность, низкая психологическая  культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном  пространстве, в котором живут  многие дети, создают условия, при  которых ребенок нередко с  момента рождения попадает в «зону  риска» — риска не стать человеком. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как  «зону ближайшего личностного развития»  молодого поколения страны. В связи  с этим одна из важных задач практических психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения  психологической культуры. Психологическая  культура личности является существенной частью общей культуры. Психология вносит в общую культуру понимание  уникальности,   сложности   и   ценности   человека   как   такового и его жизни.                                                                                                         Здоровье   —   комплексный   многоаспектный   феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические, социальные и другие аспекты. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. В докладе   Комитета   экспертов   ВОЗ   «Психическое   здоровье   и   психосоциальное   развитие   детей»   (1979)         подчеркнута особая роль психического развития в здоровье ребенка. Именно данный аспект здоровья  находится в центре внимания психологов и педагогов. Психическое здоровье детей рассматривается                  специалистами ВОЗ как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных   психических   явлений   и   обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Психологическая культура личности не формируется. Формируются  психолого-педагогические условия, при  которых молодой человек не может  не стать культурным. Эти условия  реализуются в личностно-ориентированном   содержании   всей   совокупности учебно-воспитательных условий учреждения образования, обеспечивающих развитие и укрепление психологической культуры.

Недостаточное влияние психологической культуры на систему образования в значительной степени обуславливает   опасность   образовательной   среды   для  психического и психологического здоровья ребенка, да и взрослого.  В связи  с этим одной из центральных задач  практической психологии образования, которая пока еще так и не решена, задача привнесения в систему образования   психологической   культуры,   в   которой ребенок является целью, смыслом и основной   ценностью   вне   зависимости   от   его возраста, уровня развития на сегодняшний день, социального                   статуса и пр. Это предполагает, что в решении всех задач воспитания и обучения следует руководствоваться интересами ребенка как растущего человека, развивающейся личности, гражданина своей страны.  Усложнение задач практической психологии в системе образования предъявляет все более высокие требования   к   личности   специалиста,   к   уровню   его   профессиональной подготовки, общей и психологической культуры. А это, в свою очередь, требует корректировки   учебных   программ   в   вузах,   готовящих  практических психологов для системы образования. И только определенный уровень их психологической культуры может служить гарантией сохранения и укрепления психического и психологического     здоровья     учащихся   (да  и  педагогов).       

10. Этические и правовые аспекты оказания психологической помощи.

Оказание  психологической помощи в Республике Беларусь происходит согласно Закону РБ  Об оказании психологической помощи № 153-З (от 15 июня 2010 года), который основывается на Конституции РБ. Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и законных интересов граждан при её получении. Психологическая помощь  здесь определяется как комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию. Психолог — лицо, непосредственно оказывающее психологическую помощь и отвечающее след. требованиям:

  • имеющее высшее психологическое образование;
  • имеющее высшее медицинское образование с квалификацией врач-психолог, медицинский психолог, клинический психолог;
  • имеющее высшее педагогическое образование с квалификацией психолог, педагог-психолог, практический психолог в системе образования;
  • имеющее ученую степень доктора или кандидата психологических наук;
  • прошедшее переподготовку на уровне высшего образования по специальности практическая психология, медицинская психология, психология.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"