Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по основам психологической помощи

Файлы: 1 файл

шпоры по псих.помощи.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

Терапия поведения  ->Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

Рационально-эмоциональная  терапия (A.Ellis)  ->Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)->Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.

Экзистенциальная  терапия->Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.

Алёшина: цель ПК-> оказание психол.помощи, т.е.разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании отнош.с окруж. Задачи здесь: выслушивание клиента, в результате у него должно расшириться представление о себе и о ситуации; облегчение эмоц.состояния клиента; принятие клиентом ответственности за происходящее с ним, т.е.локус жалобы клиента должен быть переведён на него самого.

Обозов: цель ПК->прояснить клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачи: доведение до клиента имеющей отношение к его проблеме психол.инф-ции; изучение индивид-но-психол.особенностей клиента, чтобы правильно подать эту инф.

Меновщиков: цель ПК->адаптация к жизни за счёт активации жизненных ресурсов. ПК он определяет как решение задачи, ориентированной на мышление. С помощью умственной деят-ти, берущей начало в проблемной ситуации, удаётся создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

39.Место психологического консультирования в системе психологической помощи. Модели консультирования.

Консультирование зародилось в рамках психотерапии. В. Меновщиков указывает конкретную дату возникновения  психологического консультирования – 1951 год, когда новый термин впервые  прозвучал на одной из конференций  в США. Это ознаменовало отмежевание, прежде всего, от клинической психологии, которая оказывала помощь людям, тяжело больным психически или соматически. Консультирование сосредоточилось  на профилактике расстройств, а не на лечении. В системе психологической  науки психологическому консультированию отводится область разработки теоретических  оснований и прикладных методик  и техник оказания психологической  помощи психически и соматически  здоровым людям по поводу возникающих  у них проблем. Таким образом, оно находится на пересечении  теоретического психологического знания и практических наработок, используя  как результаты эмпирических и теоретических  исследований, так и анализ психологической  практики специалистов, оказывающих  психологическое воздействие на человека в разных формах психологической  помощи. Основные отличия ПК от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

    1) общественное  значение: более широкая сфера  применения по сравнению с  клинической практикой, обращенность  к проблемам психически здоровых  людей. ПК стало использоваться  в образовании, менеджменте и  промышленности, для решения индивидуальных  и семейных проблем;

    2) предмет усилий  психолога: преимущественно ситуационные  проблемы, решаемые на уровне  сознания, в отличие от ориентации  на глубинный анализ проблем  и работу с бессознательным в психотерапии;

    3) концепция  клиента: ориентация на здоровые  стороны личности клиента, отказ  от концепции болезни в процессе  работы с ним. Ориентация на  большую активность и самостоятельность  клиента в работе с ним, на  пробуждение внутренних ресурсов  человека;

    4) требования  к компетенциям психолога: допустимость  в психологическом консультировании  более широкого спектра разнообразных  профессиональных моделей деятельности  психолога-консультанта, чем в психотерапии.

    5) отличия, связанные  со сроками работы. Психологическое  консультирование чаще всего  является краткосрочным и редко  превышает 5-6 встреч с клиентом. Психотерапия часто ориентирована  на десятки и сотни встреч  в течение ряда лет;

    5) отличия, связанные  с типом клиентов. В психологическом  консультировании клиентом может  быть практически любой человек.  Психотерапия ориентирована на  невротиков с высоким уровнем  развития склонности к самонаблюдению  и самоанализу, способных оплачивать  дорогой и длительный курс  лечения, обладающих достаточным  временем и мотивацией.

Большинство моделей психологического консультирования представляет собой либо эклектические, либо интегративные модели. Различаясь длительностью и подробностью описания разных стадий, они могут быть сведены к одной модели, отражающей большинство из них,— модели принятия решений. Сущ.и др.модели.

Эклектическая модель является системной и охватывает шесть стадий, отражая универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

  1. Исследование проблем. На этой стадии между клиентом и консультантом устанавливается контакт и обоюдное доверие. Главной задачей психолога является внимательное выслушивание клиента, говорящего о своих трудностях, и проявление искренности, эмпатии без использования оценок и манипулирования.
  2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового их понимания.
  3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем.
  4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться.
  5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также возможности неудачи в достижении целей.
  6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент с помощью консультанта оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты.

Эклектическая модель позволяет достаточно последовательно  и логично продвигаться по стадиям психологического консультирования и наиболее близка к модели принятия решений.

Ретроспективная модель.

В данной модели акцент перемещается с понимания клиента на нахождение более

эффективных способов помощи.

На первом этапе работы с клиентом психолог осуществляет вмешательство: выдвигает идею о том, что делать; дает задание клиенту; ищет с клиентом альтернативные решения проблемы.

На втором этапе психолог создает ретроспективное понимание  проблемы, соответствующее его намерениям помочь клиенту. В данной модели тщательно исследуются объяснения, даваемые клиентами или их ближайшим окружением. Объяснения зачастую носят успокаивающий эффект, и клиенты бывают удовлетворены убедительным объяснением, даже если оно не является

решением проблемы. Поэтому  психолог задает ряд прямых вопросов, позволяющих узнать объяснения. Это позволяет ему размышлять вместе с клиентом о конечных результатах, которые последуют, если верить в то или иное объяснение.

Пятишаговая модель принятия решений.

Большинство методов психологического консультирования и психотерапии может быть описано с помощью пятишаговой модели интервью (принятия решений). Она состоит из следующих стадий:

1. Взаимопонимание (структурирование): «Привет!».

  1. Сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента: «В чем проблема?».
  2. Желаемый результат. К чему хочет прийти клиент: «Чего Вы хотите добиться?».
  3. Выработка альтернативных решений: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?».
  4. Обобщение. Переход от обучения к действию: «Вы будете делать это?».

40.Виды психологич.консультирования.

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2.Личностно-ориентированное консультирование. Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3.Решение-ориентированное консультирование. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

А также:

•Индивидуальное и групповое консультирование. Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных  индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, или если все они являются членами  одной системы межличностных  отношений (например, семьи).

• Однократные и многократные консультации.

• Консультации по личному обращению  – консультации в результате вызова, направления.

• Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

• Без привлечения методов психологической  коррекции (доведение до клиента  имеющей отношение к его проблемам  психологической информации) и с  привлечением этих методов.

• Консультации изолированные и  комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг  между консультациями).

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру  решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

В качестве основания для выделения  видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ.

Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов  степень непосредственности или  опосредованности контакта между психологом-консультантом  и клиентом: очное консультирование, консультирование по телефону доверия, консультирование посредством дистантного письма, консультирование посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах. Все перечисленные выше формы психологического консультирования кроме очного психологического консультирования можно объединить под единым понятием – дистантное психологическое консультирование.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"