Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка
Шпаргалка по основам психологической помощи
Терапия поведения ->Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) ->Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)->Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.
Экзистенциальная терапия->Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.
Алёшина: цель ПК-> оказание психол.помощи, т.е.разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании отнош.с окруж. Задачи здесь: выслушивание клиента, в результате у него должно расшириться представление о себе и о ситуации; облегчение эмоц.состояния клиента; принятие клиентом ответственности за происходящее с ним, т.е.локус жалобы клиента должен быть переведён на него самого.
Обозов: цель ПК->прояснить клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачи: доведение до клиента имеющей отношение к его проблеме психол.инф-ции; изучение индивид-но-психол.особенностей клиента, чтобы правильно подать эту инф.
Меновщиков: цель ПК->адаптация к жизни за счёт активации жизненных ресурсов. ПК он определяет как решение задачи, ориентированной на мышление. С помощью умственной деят-ти, берущей начало в проблемной ситуации, удаётся создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей.
39.Место психологического консультирования в системе психологической помощи. Модели консультирования.
Консультирование зародилось в рамках психотерапии. В. Меновщиков указывает конкретную дату возникновения психологического консультирования – 1951 год, когда новый термин впервые прозвучал на одной из конференций в США. Это ознаменовало отмежевание, прежде всего, от клинической психологии, которая оказывала помощь людям, тяжело больным психически или соматически. Консультирование сосредоточилось на профилактике расстройств, а не на лечении. В системе психологической науки психологическому консультированию отводится область разработки теоретических оснований и прикладных методик и техник оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям по поводу возникающих у них проблем. Таким образом, оно находится на пересечении теоретического психологического знания и практических наработок, используя как результаты эмпирических и теоретических исследований, так и анализ психологической практики специалистов, оказывающих психологическое воздействие на человека в разных формах психологической помощи. Основные отличия ПК от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:
1) общественное
значение: более широкая сфера
применения по сравнению с
клинической практикой,
2) предмет усилий
психолога: преимущественно
3) концепция
клиента: ориентация на
4) требования
к компетенциям психолога:
5) отличия, связанные
со сроками работы. Психологическое
консультирование чаще всего
является краткосрочным и
5) отличия, связанные
с типом клиентов. В психологическом
консультировании клиентом
Большинство моделей психологического консультирования представляет собой либо эклектические, либо интегративные модели. Различаясь длительностью и подробностью описания разных стадий, они могут быть сведены к одной модели, отражающей большинство из них,— модели принятия решений. Сущ.и др.модели.
Эклектическая модель является системной и охватывает шесть стадий, отражая универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.
Эклектическая модель позволяет достаточно последовательно и логично продвигаться по стадиям психологического консультирования и наиболее близка к модели принятия решений.
Ретроспективная модель.
В данной модели акцент перемещается с понимания клиента на нахождение более
эффективных способов помощи.
На первом этапе работы с клиентом психолог осуществляет вмешательство: выдвигает идею о том, что делать; дает задание клиенту; ищет с клиентом альтернативные решения проблемы.
На втором этапе психолог
создает ретроспективное
решением проблемы. Поэтому психолог задает ряд прямых вопросов, позволяющих узнать объяснения. Это позволяет ему размышлять вместе с клиентом о конечных результатах, которые последуют, если верить в то или иное объяснение.
Пятишаговая модель принятия решений.
Большинство методов психологического консультирования и психотерапии может быть описано с помощью пятишаговой модели интервью (принятия решений). Она состоит из следующих стадий:
1. Взаимопонимание (структурирование): «Привет!».
40.Виды психологич.
1. Проблемно-ориентированное консультирование. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.
2.Личностно-ориентированное консультирование. Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
3.Решение-ориентированное консультирование. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.
А также:
•Индивидуальное и групповое консультирование.
Групповое психологическое
• Однократные и многократные консультации.
• Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления.
• Без дополнительного
• Без привлечения методов
• Консультации изолированные и
комбинированные с другими
Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.
В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ.
Можно также использовать в качестве
основания для выделения внутри
психологического консультирования видов
степень непосредственности или
опосредованности контакта между психологом-