Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по основам психологической помощи

Файлы: 1 файл

шпоры по псих.помощи.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

19. Гуманистический подход к  оказанию психологической помощи.

 В основе гуманистической терапии лежит идея, что целью в жизни каждого человека является потребность в самоактуализации, т. е. в актуализации собственных возможностей и способностей, в свободном выборе своего пути и следования по нему, принятие ответственности за свою жизнь. В процессе гуманистической терапии, человек учится прислушиваться к себе и другим, пытаться стать более гибким в своем восприятии, принимать себя таким какой ты есть, прикладывать сили я к личному росту и развитию, бороться с негативными привычками и качествами, учиться ставить реальные цели и находить пути для их решения.

Клиентцентрированная терапия(К.Роджерс)

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента как таковую. Терапия, центрированная на клиенте.Положения:

1. Сам  клиент всегда стремится к  выздоровлению. Роль терапевта  заключается в том, чтобы использовать  это стремление и направить  клиента по нужному пути.

2. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.

3. Терапия  больше опирается на непосредственную  конкретную ситуацию (по принципу  здесь и теперь), а не на прошлый  опыт индивида.

4. Терапия  ориентирована на инициативу  самого клиента и помогает  человеку разрешить свою проблему  с минимумом участия со стороны  терапевта.

Фундаментом лечения Роджерса- создание "триады": безусловное позитивное отношение(терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы "плохим" или "странным" это не казалось.), эмпатия (эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Терапевт передает эмпатию, показывая, что он активно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, клиент-центрированные терапевты вступают в контакт с клиентом с помощью глаз, кивают головой, когда пациент говорит, оказывают другие знаки внимания), конгруэнтность - это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту.  Роджерс замечал, что в процессе клиент-центрированной терапии клиенты становятся не только более уверенными в себе, но они начинают лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, становятся более продуктивными и спокойными.

Гештальт–терапия.

“Здесь и сейчас” — основное понятие и принцип гештальт-терапии. В девяти положениях из “кредо” гештальт-терапии первые два гласят: “Живи сейчас. Пусть тебя заботит настоящее, а не прошлое или будущее” и “Живи здесь”. Имей дело с тем, что присутствует, а не с тем, что отсутствует. В понятии и принципе “здесь и сейчас” легко прослеживается экзистенциальное его происхождение. Гештальт-терапия исходит из того, что люди тратят свою энергию на сожаления о прошлом и на тревоги и опасения, связанные с будущим, вместо использования ее для решения насущных задач. Основная цель — помочь человеку полностью реализовать свой потенциал. Эта главная цель разбивается на вспомогательные: 1) обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания; 2) смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности; 3) обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их. В гештальт-терапии и консультировании психолог рассматривается как “катализатор”, “помощник” и сотворец, интегрированный в единое целое, в “гештальт личности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента — скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль — роль активного, живого, творческого, сопереживающего, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного “Я” клиента. В гештальт-терапии клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации, позиции и, главное, — на осознавание “паттернов”, схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание, причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента и его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

28. Понятие о психологической  службе как системе практического  применения психологии.

Психологическая служба- система психологического сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы). Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность).

Основные  направления деятельности

Работа психологической  службы осуществляется по следующим  основным направлениям.

Психодиагностическая работа (индивидуальная и групповая). Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся. Динамика психического развития детей отслеживается на протяжении всех лет обучения. Результаты коррекционно-диагностической деятельности заносятся в индивидуальную карту развития. Консультативная работа (индивидуальная и групповая). Основные задачи:

  • оказание помощи при трудностях в обучении, общении;
  • оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Консультирование  может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а  также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического  процесса в школе.

Коррекционно-развивающая  работа (индивидуальная и групповая)

Психологическая коррекция — активное воздействие  на процесс формирования личности и  сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и других специалистов. Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации. Развивающая работа ведётся по основным направлениям:

  1. развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
  2. снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
  3. развитие навыков самоорганизации и самоконтроля;
  4. повышение сопротивляемости стрессу;
  5. актуализация внутренних ресурсов

Психопрофилактическая работа. Психопрофилактика – вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах его развития. Цель – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога.

Психологическое просвещение. Представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Организационно-методическая работа. Данная форма работы включает следующие виды деятельности:

  • подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учётом особенностей личности учащихся;
  • анализ результатов психодиагностики и их интерпретация;
  • овладение новыми инструментально-методическими средствами: диагностические методики, тесты, новые технологии;
  • проведение семинаров и тренингов (информационных и обучающих) с целью повышения психологической компетентности педагогов и воспитателей.

Перспективы развития психологической службы связаны  с более глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс обучения и воспитания, с интеграцией подразделений  психологической службы в систему  и ее включением в качестве неотъемлемого, обязательного звена в систему  образования, которое будет сопровождаться прояснением и установлением  четких деловых отношений между  практическими психологами и  другими участниками образовательного процесса, кооперацией и специализацией в работе самих практических психологов.

29.Основные направления деят-ти практического психолога.

С какой бы позиции — помощи, содействия, поддержки  или сопровождения — ни рассматривать  деятельность практического психолога, в любом случае можно говорить о след.основных направлениях этой деятельности:

Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:

  • знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
  • популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
  • формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
  • знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
  • достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу —  можно приглашать других специалистов.

Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. В психопрофилактике выделяют три уровня.

I   уровень —первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами.

II  уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми.

III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.

Психодиагностика. Важнейшей целью которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории;

Психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;

Психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом — для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

Психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.

Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени  ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется  специфическими задачами. Отличия между  направлениями можно увидеть  и в степени стандартизации применяемых  психологом средств. Наиболее стандартизированной  можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они  предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"