Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка
Шпаргалка по основам психологической помощи
19. Гуманистический подход к
оказанию психологической
В основе гуманистической терапии лежит идея, что целью в жизни каждого человека является потребность в самоактуализации, т. е. в актуализации собственных возможностей и способностей, в свободном выборе своего пути и следования по нему, принятие ответственности за свою жизнь. В процессе гуманистической терапии, человек учится прислушиваться к себе и другим, пытаться стать более гибким в своем восприятии, принимать себя таким какой ты есть, прикладывать сили я к личному росту и развитию, бороться с негативными привычками и качествами, учиться ставить реальные цели и находить пути для их решения.
Клиентцентрированная терапия(К.Роджерс)
К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента как таковую. Терапия, центрированная на клиенте.Положения:
1. Сам
клиент всегда стремится к
выздоровлению. Роль терапевта
заключается в том, чтобы
2. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.
3. Терапия
больше опирается на
4. Терапия
ориентирована на инициативу
самого клиента и помогает
человеку разрешить свою
Фундаментом лечения Роджерса- создание "триады": безусловное позитивное отношение(терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы "плохим" или "странным" это не казалось.), эмпатия (эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Терапевт передает эмпатию, показывая, что он активно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, клиент-центрированные терапевты вступают в контакт с клиентом с помощью глаз, кивают головой, когда пациент говорит, оказывают другие знаки внимания), конгруэнтность - это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Роджерс замечал, что в процессе клиент-центрированной терапии клиенты становятся не только более уверенными в себе, но они начинают лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, становятся более продуктивными и спокойными.
Гештальт–терапия.
“Здесь и сейчас” — основное понятие и принцип гештальт-терапии. В девяти положениях из “кредо” гештальт-терапии первые два гласят: “Живи сейчас. Пусть тебя заботит настоящее, а не прошлое или будущее” и “Живи здесь”. Имей дело с тем, что присутствует, а не с тем, что отсутствует. В понятии и принципе “здесь и сейчас” легко прослеживается экзистенциальное его происхождение. Гештальт-терапия исходит из того, что люди тратят свою энергию на сожаления о прошлом и на тревоги и опасения, связанные с будущим, вместо использования ее для решения насущных задач. Основная цель — помочь человеку полностью реализовать свой потенциал. Эта главная цель разбивается на вспомогательные: 1) обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания; 2) смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности; 3) обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их. В гештальт-терапии и консультировании психолог рассматривается как “катализатор”, “помощник” и сотворец, интегрированный в единое целое, в “гештальт личности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента — скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль — роль активного, живого, творческого, сопереживающего, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного “Я” клиента. В гештальт-терапии клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации, позиции и, главное, — на осознавание “паттернов”, схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание, причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента и его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.
28. Понятие о психологической
службе как системе
Психологическая служба- система психологического сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы). Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность).
Основные направления деятельности
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям.
Психодиагностическая работа (индивидуальная и групповая). Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся. Динамика психического развития детей отслеживается на протяжении всех лет обучения. Результаты коррекционно-диагностической деятельности заносятся в индивидуальную карту развития. Консультативная работа (индивидуальная и групповая). Основные задачи:
Консультирование
может проходить в форме
Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая)
Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и других специалистов. Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации. Развивающая работа ведётся по основным направлениям:
Психопрофилактическая работа. Психопрофилактика – вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах его развития. Цель – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога.
Психологическое просвещение. Представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Организационно-методическая работа. Данная форма работы включает следующие виды деятельности:
Перспективы
развития психологической службы связаны
с более глубоким и органичным
проникновением психологических знаний
в процесс обучения и воспитания,
с интеграцией подразделений
психологической службы в систему
и ее включением в качестве неотъемлемого,
обязательного звена в систему
образования, которое будет сопровождаться
прояснением и установлением
четких деловых отношений между
практическими психологами и
другими участниками
29.Основные направления деят-
С какой бы позиции — помощи, содействия, поддержки или сопровождения — ни рассматривать деятельность практического психолога, в любом случае можно говорить о след.основных направлениях этой деятельности:
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.
Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. В психопрофилактике выделяют три уровня.
I уровень —первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами.
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
Психодиагностика. Важнейшей целью которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории;
Психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;
Психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом — для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
Психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.
Перечисленные
направления практической психологии
расположены по возрастанию степени
ответственности психолога за результаты
своей профессиональной деятельности
и усложнения комплекса средств,
используемых в процессе работы. Каждое
из направлений характеризуется
специфическими задачами. Отличия между
направлениями можно увидеть
и в степени стандартизации применяемых
психологом средств. Наиболее стандартизированной
можно считать