Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка
Шпаргалка по основам психологической помощи
Государственное
регулирование в сфере оказания
психологической помощи осуществляется
Президентом Республики Беларусь, Советом
Министров Республики Беларусь, Министерством
здравоохранения Республики Беларусь,
Министерством образования
Граждане при оказании им психологической помощи имеют право на:
Граждане при оказании им психологической помощи обязаны выполнять рекомендации психолога, сотрудничать с ним. Психологи имеют право на: защиту своих профессиональных прав; объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения; отказ от оказания психологической помощи в случае, если обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций.
Психологи обязаны:
квалифицированно выполнять свои должностные
обязанности; уважать и соблюдать
права, свободы и законные интересы
граждан при оказании им психологической
помощи; сохранять профессиональную
тайну с учетом требований настоящего
Закона; соблюдать нормы
11.
Требование внутренней
12. Виды моделей психологической помощи.
1)психоаналитический подход(Фрейд и Адлер, Юнг, Фромм);
Аналитическая психология Юнга. Эго-психол.А.Фрейд. теория объектных отношений М.Кляйн. гуманистический психоанализ Э.Фромма. Самоанализ К.Хорни.
2)бихевиоральный подход (поведение);
От работ Вольпе, Уотсона, Торндайка. Павлов, Сеченов, Бандура. 3 осн.тенденции:
Цель: изменение поведения клиента в нужную ему сторону.
3)когнитивная модель( «личностные конструкты» Дж. Келли, «когнитивные схемы» А. Эллис и У. Драйден); 60-е гг.20в.
3 подхода:
Цель: взаимное сотрудничество психолога и клиента близкое к партнёрству.
4) экзистенциальный: И.Ялом, Р.Мей, В.Франкл. качественно новое видение природы чел-ка. Акцент на уникальности, целостности личности.
5)гуманистический подход. Одним из первых стал доверять чел-ку. В чел-ке всё заложено изначально. Клиент-центриров.подход Роджерса, гештальт подход Перлза, теория самоактуализации Маслоу, жизнеизменяющая терапия Бьюджендай.
6) Постмодернистские модели. Начало заложено К.Гергеном в 1982г. Отличается тем, что предъявляет повышенный интерес к многообразию того бытия, в котором находится личность. Псих.помощь – сотрудничество.
13-14. Психоаналитическая модель психологической помощи.
Осн.теоретические конструкты:
Аналитическая психология Юнга:
5.Коллективное бессознательное
6.Архитипы:
Индивидуальная психол.Адлера:
7.Комплекс неполноценности(это нормально и есть у каждого). Чел-к – субъект не только остро ощущающий собствен.неполноценность, но и стремящийся к величию и глубоко погружённый в соц.жизнь ч/з которую и осознаёт себя. Психосинтез Асаджиоли:
Низшее бессознательное(фантазии, фобии, мании)
Среднее(все психич.навыки и состояния, накопленный опыт)
Высшее(область формирования и источник вдохновения, высших чувств, зарождение духовной энергиии)
Поле сознания(то, что мы осознаём-мысли, чувства,желания, которые постоянно присутствуют)
Сознательное Я(центр сознания-точка чистого самосознания)
Высшее Я(истинная сущность чел-ка). Не изменяется, не исчезает. Его осознание - условие психического здоровья.
Коллективное бессознательное.
Цели оказания псих.помощи в классич.психоанализе:
Цели оказания ПП в юнговской модели:
Обучить постижению собственного внутреннего мира посредством переживания всей полноты своего бытия, что ведёт к индивидуализации.
Цели у адлеравской модели:
Цели у модели Асаджиоли:
Цели в Эго-психологии:
Цели в Self-психологии(
17.Когнитивный подход к
Развитие когнитивной психологии- как реакции на бихевиоризм и гештальт-психологию с их акцентом на поведении и на эмоциях, когнитивная психотерапия основное внимание уделяет познавательным структурам психики и делает упор на личность, личностные конструкты и, в целом, на логические способности. В самые последние годы когнитивное направление объединило в себе три подхода: рационально-эмотивную терапию (РЭТ) А. Эллиса и когнитивную терапию А. Бека, реальностную терапию У. Глассера и трансактный анализ Э. Берна.
1) В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д. Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии— это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. В направлении разработан своеобразный “кодекс невротика” — ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: “Я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают — это ужасно”; “Я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “Лучше всего — ничего не делать, пусть жизнь решает сама”. Азбука первичной помощи АBC: А-активировать неприятное событие, B- обсуждение мнений о событии, С- обсуждение последствий событий. Цели психологической помощи. Главная цель — помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель— освобождение от идеи самообвинения. Позиция психолога. Он разъясняет, убеждает, он — авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п.
2) когнитивная терапия Бека.основное внимание в которой уделяется эмоциональным нарушениям, в частности, депрессии. Хотя А. Бек развивал свою концепцию независимо от А. Эллиса, оба течения совпадают в целях, приемах работы и исходных предпосылках, среди которых в центре — помощь клиенту в отказе от саморазрушительных когнитивных структур. Эмоциональные расстройства трактуются А. Беком прежде всего как расстройства когнитивные. В частности, такое когнитивное нарушение, как депрессия, имеет три компонента: 1) восприятие себя; 2) восприятие переживаний; 3) восприятие будущего. Глубина депрессии измеряется специально сконструированным опросником, включающим измерение грусти, пессимизма, ощущения поражения, неудовольствия, вины и т.п. Процедура психотерапии заключается в специальной организации общения с психологом, когда задаются вопросы: “Что ты теряешь, если... “ или “Ты знаешь, что бессмысленно попытаться... “ и т.п. Затем составляется постепенно усложняющаяся программа действий, на основе которой устанавливается кооперация с психологом. А. Бек предложил некоторые специфические техники работы: обнаружение и регистрация автоматически возникающих мыслей(плохо доступные для сознания, отражающие содержание схем; когнитивные схемы – относительно устойчивые когнитивные модели, влияющие на установки людей), в частности, с помощью наводящих вопросов; ежедневная запись “мешающих” мыслей; установление личностного смысла события; обобщение автоматических мыслей; операционализирование негативных конструктов, анализ значимости некорректных представлений и т.п. Цели: вновь привести в действие систему проверки реальности, имеющейся у клиента. Промежуточные цели: уменьшение/полное устранение симптомов; повышение эффективности фармакологии; решение психо-соц.проблем. Задачи: осознать влияние мыслей на эмоции, научить выявлять негативные автомат.мысли, исследовать АМ и аргументы «за» и «против», заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли.
3) Реальностная терапия У.Глассера.
В 60-е годы У. Глассером была создана модель реальностной терапии, которая предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушительницами
По мнению У. Глассера, человек -самодетерминирующее существо, которое обладает основными психологическими потребностями: достоинства, свободы, принадлежности. Человек - творец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними. Глассер считает, что успешность персонализации и позитивная личностная направленность - это условия личностного здоровья. Прошлому клиента придается весьма низкое значение, так как оно не может быть изменено и, следовательно, вне власти клиента. Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиента "чувства реальности" и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни. Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования. Главные задачи коррекционного процесса - помочь клиенту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Развить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки. Позиция психолога определяется как близкая к позиции учителя. У. Глассер выделяет семь шагов совместной с клиентом работы, которая в совокупности обеспечивает достижение психопедагогических целей.
1. Установление
отношений с клиентом: подружиться,
уметь выслушать, проявить
2. Забыть
о прошлом клиента и основное
внимание уделить текущему
3. Поощрять
клиента к оцениванию своего
поведения; помочь ему
4. Помочь
клиенту в поиске
5. Клиент
должен взять на себя
6. Отказ принятия извинений.
7. Быть
жестким с клиентом, но, отказываясь
от применения наказаний, не
отказываться от работы с