Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по основам психологической помощи

Файлы: 1 файл

шпоры по псих.помощи.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом  Министров Республики Беларусь, Министерством  здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и иными государственными органами, в том числе местными исполнительными и распорядительными  органами, в пределах их полномочий. ПП оказывается на основе принципов:

  • законности;
  • уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;
  • добровольности получения психологической помощи;
  • доступности получения психологической помощи;
  • конфиденциальности;
  • научной обоснованности;
  • профессионализма.

Граждане  при оказании им психологической  помощи имеют право на:

  • уважительное и гуманное отношение;
  • получение психологической помощи независимо от пола, расы, национальности, имущественного положения, религиозных убеждений и других обстоятельств;
  • выбор психолога, формы и способа оказания психологической помощи;
  • сохранение профессиональной тайны с учетом требований настоящего Закона;

Граждане  при оказании им психологической  помощи обязаны выполнять рекомендации психолога, сотрудничать с ним. Психологи  имеют право на: защиту своих профессиональных прав; объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения; отказ от оказания психологической  помощи в случае, если обращение  гражданина за оказанием психологической  помощи не обусловлено наличием у  него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий  кризисных ситуаций.

Психологи обязаны: квалифицированно выполнять свои должностные  обязанности; уважать и соблюдать  права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психологической  помощи; сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего Закона; соблюдать нормы профессиональной этики.

11. Требование внутренней согласованности  теории, технологии, техник, оценки  эффективности  при выборе  концепции и осуществлении псих.помощи.                                                                          Психолог отвечает за качество предоставляемых услуг, оптимальный подбор техник и средств психологической помощи и соблюдение этических принципов. Сущ.следующие возможности развития психологом концепции ПП: монотеоретизм(принадлежность к одному методу); эклектизм(использование методов, техник, взятых из нескольких направлений). Плюсы и минусы эклектизма: гибкость, широта охвата, бессистемность, совмещение несовместимого.

12. Виды моделей психологической  помощи.

1)психоаналитический  подход(Фрейд и Адлер, Юнг, Фромм);

Аналитическая психология Юнга. Эго-психол.А.Фрейд. теория объектных отношений М.Кляйн. гуманистический психоанализ Э.Фромма. Самоанализ К.Хорни.

2)бихевиоральный подход (поведение);

От работ  Вольпе, Уотсона, Торндайка. Павлов, Сеченов, Бандура. 3 осн.тенденции:

  • Классич.обусловливание (S->R)
  • Оперантное обусловл.(R->S);
  • Мультимодальное программирование(Бандура).

Цель: изменение поведения клиента в нужную ему сторону.

3)когнитивная  модель( «личностные конструкты» Дж. Келли, «когнитивные схемы» А. Эллис и У. Драйден); 60-е гг.20в.

3 подхода:

  • Рациональная эмотивная терапия;
  • Когнитивная терапия Бека;
  • Реальностная терапия Глассера.

Цель: взаимное сотрудничество психолога и клиента близкое к партнёрству.

4) экзистенциальный: И.Ялом, Р.Мей, В.Франкл. качественно новое видение природы чел-ка. Акцент на уникальности, целостности личности.

5)гуманистический  подход. Одним из первых стал  доверять чел-ку. В чел-ке всё заложено изначально. Клиент-центриров.подход Роджерса, гештальт подход Перлза, теория самоактуализации Маслоу, жизнеизменяющая терапия Бьюджендай.

6) Постмодернистские  модели. Начало заложено К.Гергеном в 1982г. Отличается тем, что предъявляет повышенный интерес к многообразию того бытия, в котором находится личность. Псих.помощь – сотрудничество.

  • Текстологический
  • Номадологический
  • Симуляционный
  • Шизоаналитический
  • Синергетический
  • Нарративный

13-14. Психоаналитическая модель  психологической помощи.

Осн.теоретические конструкты:

  1. Структура личности(Ид,Эго, СуперЭго)
  2. Эдипов комплекс
  3. Фазы психосекс.развития
  4. Перенос(обязанностей др.на др.)

Аналитическая психология Юнга:

5.Коллективное бессознательное

6.Архитипы:

  • Персона-маска одеваемая личностью в обществе(компромисс между чел-ом и обществом);
  • Аниме(м.)/анимус(ж.) – проявляется во снах, фантазиях.
  • Тень – материал, подавленный сознанием(желания, воспоминания). Содержит то негативное, что чел-к хочет отвергнуть.
  • Эго – главный архитип.
  • Самость – самый важный. Олицетворяет целостность чел-ка, его индивидуальность.

Индивидуальная психол.Адлера:

7.Комплекс  неполноценности(это нормально и есть у каждого). Чел-к – субъект не только остро ощущающий собствен.неполноценность, но и стремящийся к величию и глубоко погружённый в соц.жизнь ч/з которую и осознаёт себя. Психосинтез Асаджиоли:

Низшее  бессознательное(фантазии, фобии, мании)

Среднее(все психич.навыки и состояния, накопленный опыт)

Высшее(область формирования и источник вдохновения, высших чувств, зарождение духовной энергиии)

Поле  сознания(то, что мы осознаём-мысли, чувства,желания, которые постоянно присутствуют)

Сознательное  Я(центр сознания-точка чистого самосознания)

Высшее  Я(истинная сущность чел-ка). Не изменяется, не исчезает. Его осознание - условие психического здоровья.

Коллективное  бессознательное.

Цели оказания псих.помощи в классич.психоанализе:

  1. Помощь клиенту в осознании неосознаваемых мотивов.
  2. Усиление Я для более продуктивного существования в мире.

Цели оказания ПП в юнговской модели:

Обучить постижению собственного внутреннего  мира посредством переживания всей полноты своего бытия, что ведёт  к индивидуализации.

Цели у адлеравской модели:

  1. Снижение чувства неполноценности
  2. Развитие соц.интереса
  3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Цели у модели Асаджиоли:

  1. Постижение высшего Я
  2. Достижение внутренней гармонии
  3. Налаживание адекватных отношений с внеш.миром.

Цели в Эго-психологии:

  1. Актуализировать навыки психол.защиты и помочь их развить
  2. Поддержка психич.здоровья личности и развитие самореализации.

Цели в Self-психологии(психология самости) С.Кохута:

  1. Поддержка самоуважения
  2. Поддержка позитивного, непротиворечивого чувства собственного Я.

17.Когнитивный подход к оказанию  психологической помощи.

 Развитие  когнитивной психологии- как реакции на бихевиоризм и гештальт-психологию с их акцентом на поведении и на эмоциях, когнитивная психотерапия основное внимание уделяет познавательным структурам психики и делает упор на личность, личностные конструкты и, в целом, на логические способности. В самые последние годы когнитивное направление объединило в себе три подхода: рационально-эмотивную терапию (РЭТ) А. Эллиса и когнитивную терапию А. Бека, реальностную терапию У. Глассера и трансактный анализ Э. Берна.

1) В концепции  А. Эллиса человек трактуется  как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д.  Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии— это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. В направлении разработан своеобразный “кодекс невротика” — ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: “Я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают — это ужасно”; “Я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “Лучше всего — ничего не делать, пусть жизнь решает сама”. Азбука первичной помощи АBC: А-активировать неприятное событие, B- обсуждение мнений о событии, С- обсуждение последствий событий. Цели психологической помощи. Главная цель — помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель— освобождение от идеи самообвинения. Позиция психолога. Он разъясняет, убеждает, он — авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п.

2) когнитивная терапия Бека.основное внимание в которой уделяется эмоциональным нарушениям, в частности, депрессии. Хотя А. Бек развивал свою концепцию независимо от А. Эллиса, оба течения совпадают в целях, приемах работы и исходных предпосылках, среди которых в центре — помощь клиенту в отказе от саморазрушительных когнитивных структур. Эмоциональные расстройства трактуются А. Беком прежде всего как расстройства когнитивные. В частности, такое когнитивное нарушение, как депрессия, имеет три компонента: 1) восприятие себя; 2) восприятие переживаний; 3) восприятие будущего. Глубина депрессии измеряется специально сконструированным опросником, включающим измерение грусти, пессимизма, ощущения поражения, неудовольствия, вины и т.п. Процедура психотерапии заключается в специальной организации общения с психологом, когда задаются вопросы: “Что ты теряешь, если... “ или “Ты знаешь, что бессмысленно попытаться... “ и т.п. Затем составляется постепенно усложняющаяся программа действий, на основе которой устанавливается кооперация с психологом. А. Бек предложил некоторые специфические техники работы: обнаружение и регистрация автоматически возникающих мыслей(плохо доступные для сознания, отражающие содержание схем; когнитивные схемы – относительно устойчивые когнитивные модели, влияющие на установки людей), в частности, с помощью наводящих вопросов; ежедневная запись “мешающих” мыслей; установление личностного смысла события; обобщение автоматических мыслей; операционализирование негативных конструктов, анализ значимости некорректных представлений и т.п. Цели: вновь привести в действие систему проверки реальности, имеющейся у клиента. Промежуточные цели: уменьшение/полное устранение симптомов; повышение эффективности фармакологии; решение психо-соц.проблем. Задачи: осознать влияние мыслей на эмоции, научить выявлять негативные автомат.мысли, исследовать АМ и аргументы «за» и «против», заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли.

3) Реальностная терапия У.Глассера.

В 60-е  годы У. Глассером была создана модель реальностной терапии, которая предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушительницами

По мнению У. Глассера, человек -самодетерминирующее существо, которое обладает основными психологическими потребностями: достоинства, свободы, принадлежности. Человек - творец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними. Глассер считает, что успешность персонализации и позитивная личностная направленность - это условия личностного здоровья. Прошлому клиента придается весьма низкое значение, так как оно не может быть изменено и, следовательно, вне власти клиента. Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиента "чувства реальности" и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни. Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования. Главные задачи коррекционного процесса - помочь клиенту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Развить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки. Позиция психолога определяется как близкая к позиции учителя. У. Глассер выделяет семь шагов совместной с клиентом работы, которая в совокупности обеспечивает достижение психопедагогических целей.

1. Установление  отношений с клиентом: подружиться,  уметь выслушать, проявить искреннюю  заботу, готовность принимать клиента  таким, какой он есть.

2. Забыть  о прошлом клиента и основное  внимание уделить текущему поведению.

3. Поощрять  клиента к оцениванию своего  поведения; помочь ему выяснить, что помогает и что мешает  клиенту в том, что он делает.

4. Помочь  клиенту в поиске альтернативных  способов действий и выработке  плана. План должен быть ясен, прост, конкретен: что будет делать клиент, где, когда, как, зачем.

5. Клиент  должен взять на себя обязательство  о выполнении плана, который  должен быть реалистичным.

6. Отказ  принятия извинений.

7. Быть  жестким с клиентом, но, отказываясь  от применения наказаний, не  отказываться от работы с клиентом, даже если у клиента возможны  срывы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"